РЕКИ И МОСТЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: Мосты через р. Ждановку
Протока дельты Невы. Соединяет Малую Неву с Малой Невкой.
Отделяет Петровский остров от Петроградского острова. Длина 2,2 км, ширина 35 -
65 м, наибольшая глубина до 4 м. В XVIII в. не имела официального названия, в
начале XVIII века река называлась Болотным протоком. Позже, в документах
именовалась Никольской речкой (по приделу соседней церкви Успения), Петровкой
(от Петровского острова). В последней трети XVIII в. землю на Петровском
острове по берегу реки (от её начала до современного Мало-Петровского моста)
купили "учёные мастера" братья И. и Н. Ждановы, построившие на этом участке
"химико-аптекарский завод". По их фамилии с 1778 г. река стала называться
Ждановкой. До начала ХХ века в состав реки иногда включалась засыпанная позже
протока, протекавшая вдоль современных Мытнинской наб. и проспекта Добролюбова
и отделявшая от Петроградского острова не существующие ныне острова Ватный,
Пеньковый Буян и ряд других.
1. Ждановский
Мост соединяет Ждановскую набережную со
стадионом "Петровский" в створе Офицерского переулка. В 1939 г. здесь был построен
деревянный пятипролетный с металлическими балками мост. До 1957 г. он именовался
2-м Ждановским. Переименован в связи с разборкой 1-го Ждановского моста в истоке реки.
Железобетонный мост сооружен в 1989-1992 гг. по проекту инженеров Г.М. Толстопятова,
В.Е. Эдуардова и архитекторов Н.А. Дибцова и Ю.Г. Шиндина. Длина моста - 60 м, ширина
- 33,2 м.
2. Кадетский
Мост соединяет Петроградскую сторону с
Петровским островом юго-восточнее Дворца спорта СКА по оси Петровского
проспекта. Назван по располагавшемуся неподалеку Второму Кадетскому корпусу.
Первый деревянный мост в этом районе отмечен на картах 1817 года. Он находился
в 420 м ниже по течению и соединял Петровский проспект с Петровским переулком.
Около 1840 г. мост перенесен на современное место, неоднократно ремонтировался
и в 1957 г. был закрыт. Современный мост был построен в 1962 г. по проекту
инженеров В. В. Демченко, А. Д. Гутцайта и архитектора Л. А. Носкова.
Его пролет перекрыт консольно-подвесным строением из предварительно напряженного
железобетона на железобетонных, облицованных гранитом, устоях. Длина моста 57 м,
ширина 22 м.В 1923 - 1995 гг. мост носил имя Красного Курсанта.
3. 4-й Ждановский
Пешеходный мост расположен в створе Петровского
переулка. Однопролетный металлический мост построен в 1983-1984 гг. по проекту
инженеров А.А. Соколова, В.Е. Эдуардова и архитекторов В.М. Иванова и Ю.Г. Шиндина.
Береговые опоры моста облицованы гранитом, при входах установлены гранитные тумбы,
увенчанные металлическими торшерами с фонарями. Длина моста 40 м, ширина - 4,5 м.
Порядковый номер присвоен потому, что до его постройки существовало 3 моста через
Ждановку.
4. Мало-Петровский
Мост соединяет Петровский и Петроградский
острова в створе Новоладожской и Ремесленной улиц. Деревянный мост построен
здесь в 1840 г. Пролетное строение моста подкосной системы состояло из семи
пролетов общей длиной по настилу 90 м. В 1842 г. мост был капитально
отремонтирован, а в 1883 г. перестроен по старой схеме. Следующий капитальный
ремонт моста с расширением на 2,8 м, т.е. до 11 м, произвели в 1918 г. без
замены нижнего строения.
В 1927 - 1928 гг. ввиду ветхости старого деревянного моста, а также в связи с
намечаемой прокладкой трамвайных путей на этом месте сооружен новый
железобетонный, однопролетный арочный мост. Пролетное строение его состоит из
четырех железобетонных арок, которые в замке сливаются с плитой проезжей части,
а в пятах переходят непосредственно в контрфорсы устоев. Толщина плиты проезжей
части - 14 см. Устои моста расположены на свайном основании с бетонной подушкой
толщиной один метр. Авторы проекта моста - инженеры Б. Д. Васильев, О. Е.
Бугаева и архитектор Е.И. Катонин. Длина моста 49,8 м, ширина - 18,9 м.
РЕКИ И МОСТЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: Мосты через Кронверкский пролив и Кронверкский проток
1. Иоанновский
через Кронверкский пролив, соединяет
Петропавловскую крепость с Троицкой площадью. 1738 г. Деревянный, с береговыми
пролетами в виде каменных арок. В 1951 - 1952 гг. произведен капитальный ремонт
моста с заменой деревянных прогонов металлическими балками (инж. П.П. Степанов,
арх. Н.Н. Белехов и А.Л. Ротач). Длина моста 74,66 м, ширина - 10,51 м. К
250-летию города на мосту установили металлические решетки и фонари (копии
сохранившихся решеток и фонарей в начале Каменноостровского проспекта еще с
1830-х гг.). В 2002-2003 гг. выполнен очередной капитальный ремонт моста.
2. Кронверкский
Через Кронверкский пролив. 1938 г., инж.
П.П. Степанов. Деревянный, с металлическими балками. Длина моста 58 м, ширина -
9 м.
3,4. Артиллерийские Восточный и Западный
Два однотипных железобетонных
моста через Кронверкский проток у Военно-исторического музея Артиллерии сооружены в
1976-1978 годах по проекту инженера Б. Б. Левина и архитектора Г. В. Говорковского.
Мосты однопролетные балочные, с декоративными фасадными арками, облицованными гранитом.
Длина мостов 29,5 м, ширина - 20,4 м.
| | | |
| | | |
| |
Разумов А., 2004 г.