РЕКИ И МОСТЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: Мосты реки Екатерингофки
Екатерингофка, река в юго-западной части Ленинграда. Отходит влево
от Большой Невы в 1,3 км выше устья и впадает в Невскую губу в пределах акватории
торгового порта. Она отделяет Гутуевский остров от материка. Длина реки - 3,6 км,
ширина от 90 до 280 м, глубина по фарватеру - 4-5 м. Средний расход воды выше
впадения Обводного канала - 15 м3/с, ниже - около 30 м3/с. До начала XVIII в.
называлась Чёрной Речкой. Нынешнее свое название Екатерингофка получила от
несохранившегося Екатерингофского дворцово-паркового ансамбля, созданного
неизвестным автором в 1711 г. Берега реки большей частью укреплены деревом (дощатые
и ряжевые). В Екатерингофку впадают слева (с востока): Обводный канал и реки
Ольховка (Сельдяной канал) и Таракановка; от нее отходит Бумажный канал. По
Екатерингофке развито судоходство. Вода Екатерингофки сильно загрязнена стоками,
пригодна для промышленного водоснабжения лишь после очистки. Через Екатерингофку в
1910 - 1914 построен Екатерингофский мост. Имеется также новый железобетонный
Гутуевский мост. Главной архитектурной доминантой на берегах екатерингофки является
церковь Богоявления в порту, построенная в 1891 - 1899 годах по проекту выдающегося
зодчего Вас. А. Косякова. Еще в конце XIX века на берегах реки стояли двухэтажные
деревянные дома вполне провинциального вида. Несмотря на то, что большинство
сооружений здесь относится к ХХ веку, набережная Екатерингофки имеет несколько
патриархальный колорит. Довольно высокий зеленый берег, деревья, украшающие набережную
и в летнее время чрезвычайно эффектно сочетающиеся с силуэтами и массивами старинных
заводских корпусов, все это придает Екатерингофке своеобразную привлекательность,
а заводские корпуса обладают определенным величием, свойственным промышленному
зодчеству конца XIX - начала ХХ века. Берега Екатерингофки еще нельзя считать
окончательно сформированными - здесь много работы по благоустройству, застройке и
реконструкции отдельных участков.
Необходимо сказать несколько слов о Гутуевском
острове. Он расположен в устье Большой Невы. Остров окружают воды Екатерингофки и
Морского канала. Его прежние названия: Кустарниковый, Незаселенный, Святой Екатерины,
Приморский, Новосильцовский. В середине XVIII века он получил название по имени
купца-судостроителя К. Гутуева. Позднее остров прорезал Межевой канал и мелкие
осушительные каналы, впоследствии засыпанные. После наводнения 1824 г. уровень земли
на острове был поднят. Для этого в 1827-1828 гг. был прорыт от Екатерингофки канал,
названный Сельдяным. В начале ХХ века его расширили, и его устье почти слилось с
речкой Ольховкой. Затем канал засыпали, кроме небольшой части, вошедшей в состав
торгового порта. Активное развитие Гутуевского острова началось в 1874 - 1885
годах, когда был построен Морской канал - выдающееся гидротехническое
сооружение, пересекающее Невскую губу от Морского порта до Кронштадта.
В 1920-х - 1960-х годах площадь Гутуевского острова заметно увеличилась после
засыпки рек Ольховки и Пекезы, Межевого, Внутреннего и Нового каналов и
присоединения к нему островов Вольного (Круглого), Гладкого и Большого Резвого.
1. Екатерингофский
Мост ведет на Гутуевский остров в створе
Рижского проспекта. Мост построен в 1910-1914 годах Обществом Путиловских заводов
по предложению Министерства торговли и Петербургского торгового порта для связи
Гутуевского острова и материка. Однако из-за войны пуск в эксплуатацию его состоялся
только 18 марта 1917 г. Строительством моста по проекту, разработанному американской
фирмой "The Sherzer Rolling Lift Bridge Company", руководили инженеры А. П.
Пшеницкий и Д. Я. Акимов-Перетц. Они назвали мост Галицийским в честь побед русской
армии в Галиции во время Первой Мировой войны, но это название не привилось.
Мост - металлический, однопролетный, косой (ось его пересекает русло реки под
углом 75 градусов), с двукрылым горизонтально откатывающимся разводным пролетом.
В закрытом положении моста фермы крыльев соединяются друг с другом посредством замка.
Устои моста выполнены из бутовой кладки и облицованы гранитом. Это единственный в
городе однопролетный разводной мост. Длина моста 66,8 м, ширина - 21,3 м.
В 1941 г. в результате взрыва авиабомбы один из устоев был смещен и
развернут в плане, одно из крыльев деформировалось. Однако и в таком виде мост
продолжал функционировать до реконструкции, проведенной в 1950 - 1953 гг.
В архитектуре моста просматриваются элементы готики и модерна. Из павильона
управления, представляющего собой гранитную башню, остекленную и поднятую
значительно выше верхнего строения моста, механику хорошо виден подходящий к
мосту наземный и водный транспорт.
2. Гутуевский
Мост соединяет Гутуевский остров, в створе
Двинской улицы, с южной набережной Обводного канала.
На плане 1828 г. здесь показан плашкоутный мост. В середине 1830-х гг. на его
месте построили деревянный семипролетный ригельно-подкосный мост с разводным
двукрылым пролетом и русловыми опорами в виде чугунных колонн, названный
Сельдяным. Авторами проекта этого моста были выдающиеся инженеры путей сообщения
А. Д. Готман и А. И. Мальте. В 1949 г. деревянные пролетные балки были заменены
металлическими. Современное название мост получил в 1960-х гг. по названию острова,
в свою очередь образованного по фамилии его бывшего владельца (в XVIII веке)
купца-судостроителя Конана Гутуева.
К середине 1970-х гг. конструкции моста пришли в аварийное состояние, и в 1977
- 1980 гг. его перестроили по проекту инженеров А. С. Евдонина и И. П.
Ладышкина и архитектора Ю. П. Синицы. Это трехпролетный железобетонный мост с
неразрезным балочным пролетным строением, нижний пояс которого имеет
криволинейное очертание. Железобетонные опоры моста облицованы гранитом. Длина
переправы - 95,7 м, ширина - 27,6 м. Новый мост украсил берега реки, внес в ее
панораму острый и характерный штрих.
3. Резвый
Мост перекинут с Гутуевского острова на Малый
Резвый остров через проток Екатерингофки. Название моста известно с 1903 г.
РЕКИ И МОСТЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: Мосты реки Таракановки и Бумажного канала
Таракановка - левый приток Екатерингофки; впадает в неё
западнее пересечения с Лифляндской улицей. В связи с загрязнённостью воды и
развитием городского строительства Таракановка на значительном протяжении была
засыпана: между Фонтанкой и Обводным каналом - в 1906 - 1908 гг., где на её
месте образовалась улица, названная тогда Таракановской (с 1952 г. - ул.
Циолковского); ниже, до соединения с Бумажным каналом, - в 1920-е гг.
Незасыпанным остался лишь участок ниже течения длиной около 1 км; шириной 25 -
30 м, глубиной 0,5 - 1,5 м. Засыпан также единственный значительный приток
Таракановки - р. Тентелевка (Ольховка). Ныне Ольховкой часто ошибочно разывают
один из рукавов в устье Таракановки, огибающий с востока и юга Малый Резвый остров.
На Таракановке находится Молвинский мост.
Бумажный канал проходит от реки Екатерингофки до Таракановки. Название ведется
от бумагопрядильной фабрики Л. Кёнига, основанной в 1873 в Екатерингофе (ныне
прядильно-ниточный комбинат "Советская звезда"). Длина около 1100 м, ширина 10
м, глубина 0,3-1 м. Отходит от Екатерингофки ниже места впадения в неё
Обводного канала, огибая с северо-запада Екатерингофский остров, на котором
находится Екатерингофский парк ; близ Сутугина моста соединяется с Таракановкой.
В межень пересыхает. Вода сильно загрязнена промышленными и бытовыми стоками.
На Бумажном канале 2 моста: Бумажный и Сутугин.
Ныне сохранившиеся участки этих проток образовали единый водоем, полукругом
огибающий Екатерингофский парк с трех сторон. Они, а также Екатерингофка образуют
Екатерингофский остров, на котором кроме парка расположен ряд промышленных
предприятий, сыгравших важнейшую роль в истории рабочего движения в России конца XIX
- начала ХХ веков. Именно здесь в 1891 г. прошла первая в России маевка. Крупнейшим
из этих предприятий стала возникшая в 1870-х гг. Екатерингофская бумагопрядильная
мануфактура. Возвращаясь к истории Екатерингофских дворца и парка следует отметить,
что в его создании участвовали в разные годы такие архитекторы как В. И. Баженов и
О. Монферран, инженеры А. Бетанкур и П. Базен, перестраивавшие дворец, возводившие
в парке мостики, павильоны и подсобные постройки. К началу ХХ века территория парка
пришла в полное запустение, великолепные павильоны работы Монферрана исчезли. В 1924
году после пожара был разобран деревянный дворец. В начале 1930-х гг. началась
реконструкция парка, но в годы войны он был отдан под огороды горожанам, на его
территории возникли также оборонительные сооружения. В 1944 - 1956 гг. парк,
получивший имя 30-летия ВЛКСМ, был реконструирован, на его главной аллее был
установлен памятник героям "Молодой гвардии" - повторение краснодонского
монумента. Ныне парку возвращено его историческое имя - Екатерингофский.
1. Бумажный
Мост перекинут через Бумажный канал по Лифляндской
улице на Екатерингофский остров . Первый деревянный мост был построен здесь еще
до 1795 г. В 1823 г. он был перестроен в однопролетный арочный по проекту А.
Бетанкура, Б. П. Э. Клапейрона и П. П. Базена. В 1862 г. мост перестроили в
трехпролетный деревянный с центральным подкосным и боковыми балочными
пролетными строениями. В 1949 г. деревянные пролетные строения моста заменили
металлическими по проекту инженеров А. Д. Саперштейна и П. М. Блохина.
Современный мост построен в 1962 - 1963 гг. по проекту инж. Е. А. Болтуновой и
архитектора Л. А. Носкова. Пролетное строение его выполнено из предварительно
напряженного железобетона. Длина моста 29,7 м, ширина - 19,3 м. Название моста
ведется по Бумажной фабрике (на ней делали вещи из хлопка, называемого тогда бумагой),
находившейся в этом районе еще с петровских времен.
2. Сутугин
Мост через Бумажный канал расположен при входе в
Екатерингофский парк со стороны Перекопской ул. Деревянный мост на этом месте
был построен до 1795 г. В 1823 г. его перестроил инженер Б. Клапейрон по
проекту П. П. Базена. Мост стал деревянным пятипролетным. В 1945 г. деревянные
пролетные строения заменили металлическими.
Современный однопролётный Сутугин мост на железобетонных монолитных опорах
построен по проекту инженера В. Н. Шлотского в 1979 г. Пролетные строения моста
(ранее находились на Головинском мосту) стали железобетонные, балочные,
криволинейного очертания. Длина моста 25,7 м, ширина - 9,6 м. На правобережном
устое на постаментах установлены вазы XIX века, выполненные из красного гранита.
Название мосту дала дача купца Матвея Сутугина, построенная неподалеку в 1815
году.
3. Молвинский
Мост через сохранившийся участок Таракановки
соединяет Лифляндскую улицу с улицей Калинина. Здесь находился с конца XVIII
века деревянный балочный мост. Он был заменен в 1828 г. деревянным трехпролетным
арочным мостом на кирпичных береговых устоях и русловых опорах в виде чугунных
колонн. Этот мост построили по проекту инженеров П. П. Базена и Б. П. Э.
Клапейрона. В начале ХХ века здесь соорудили деревянный пятипролетный мост
длиной 54 м.
Современный мост - однопролетный железобетонный балочный. Он построен в 1983 г.
по проекту инженеров Л. Н. Соболева и С. С. Надточия. Фасады моста выполнены в
арочном виде и облицованы гранитом. Длина моста 25 м, ширина - 27 м. Название
ведется по находившейся неподалеку в XVIII веке даче купца Молво. У моста
возвышается "Молвинская колонна" - полированная гранитная колонна, оставшаяся от
былого убранства Екатерингофского сада.
МОСТЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: Мосты прибрежной полосы Финского залива
1. Мост на Белый о-в
Мост, перекинутый над протоком Финского залива,
соединяет Канонерский остров с искусственным Белым островом. Сооружен в 1970-х
гг. одновременно со строительством на острове Белый очистных сооружений.
| | | |
| | | |
| |
Разумов А., 2004 г.