|
Московские триумфальные ворота. Фото 14 марта 2003 г.
Начнем прогулку по району у величественных
Московских триумфальных ворот. Ворота - памятник победам русского оружия в войнах с
Польшей, Персией и Турцией (1826 - 1829 годы). Торжественно открыты ворота 16 октября
1838 года. Московские ворота - крупнейшее в мире сооружение из чугуна, памятник
высокого классицизма. Двенадцатиколонные, в виде портика дорического ордера ворота -
пример синтеза искусств, где в полной мере выражен талант архитектора В. П. Стасова и
скульптора Б. И. Орловского, создавшего медные изваяния гениев победы.
В 1930-е годы ворота были разобраны, восстановили их по проекту архитектора И. Г.
Капцюга в 1959 - 1960 годах.
Фрагменты декора Московских ворот. Фото 9 июня 2005 г.
Со стороны города перед воротами находилась
площадь, обрамленная полукруглой металлической оградой, а с двух сторон
колоннады стояли караульные будки. На этом месте была первая по пути в Москву
застава или Ближняя рогатка.
Московские триумфальные ворота. Фото 23 мая 2003 г. |
Верстовой столб и Московские триумфальные ворота. Фото 15 июня 2004 г. |
Памятный знак "Московская Застава". Фото 15 июня 2004 г. |
Слева от Московских ворот, в юго-восточном углу площади,
расположено здание пожарной части с традиционной каланчой. Это было первое новое
сооружение, появившееся в 1920-е годы на проспекте, а именно в 1925 году по проекту
архитектора Д. П. Бурышкина. В силу скромных размеров здание никак с основным памятником
не спорит. Оно неплохо сохранилось, погибло только вытянутое завершение башни,
придававшее ей сходство с минаретом. Здание издали кажется то памятником средневековой
архитектуры, то современным сооружением с некоторым провинциальным оттенком, то чисто
функциональной постройкой. Вблизи картину усложняет обилие неожиданных деталей.
Например, над тяжелыми пилонами входа помещен классически правильный (дорический) карниз
с модульонами, а над ним - миниатюрные ниши, якобы для статуй. В отличии от
дореволюционных пожарных депо, оно была рассчитано уже не на конные упряжки, а на пожарные
машины.
Московский проспект 116. Заставская пожарная часть. Фото 15 июня 2004 г. |
Декор фронтона. Ск. Д. П. Бурышкин. Фото 9 июня 2005 г. |
Еще до революции за Обводным каналом стали
возникать промышленные предприятия. Наиболее крупными предприятиями на
Забалканском проспекте, так стала называться в 1878 году бывшая Царская дорога
до Московских ворот, по которой русская армия ушла из столицы на войну за
Балканы и возвратилась с победой, были завод Речкина (сейчас "Вагонмаш" им.
Егорова), "Товарищество Санкт-Петербургского механического производства обуви"
("Скороход") и появившееся в начале XX века завод "Сименс-Гальскс" (позднее
завод "Электросила").
Московский проспект, дома 105, 107. Фото 9 июня 2005 г. |
Московский проспект, дома 120-124. Фото 15 июня 2004 г. |
Московский проспект, дома 126, 128. Фото 15 июня 2004 г. |
Вагоностроительное предприятие "Вагонмаш" на Московском
проспекте, 115 выпускает вагоны для метрополитенов (с 1968 г.) и железнодорожные вагоны
пассажирского парка (почтовые, багажные и др.). Завод основан в 1874 году Д.
Смитом как фабрика по производству столярно-механических изделий. С 1897 г.
называется Вагоностроительный завод Речкина и К°, с 1918 - 5-й государственный
механический и обозный, с 1922 до 1990-х - вагоностроительный завод имени И. Е.
Егорова. Рабочие завода принимали участие в революционном движении, борьбе за
Советскую власть. В честь выступления на заводе в июне 1917 г. В. И. Ленина с
докладом о международном положении и задачах русской революции на здании
установлена мемориальная доска.
Московский проспект. Фасад заводоуправления "Вагонмаша". Фото 9 июня 2005 г.
Первые советские пассажирские вагоны изготовлены
на заводе в 1925 году. В 1937 году мягкий вагон, выпущенный заводом,
отмечен золотой медалью и дипломом Гран-при на Всемирной промышленной выставке
в Париже. В 1940 г. изготовлен первый в стране цельнометаллический вагон. В
1941 - 1945 гг. около 800 работников завода сражались на фронтах, завод полностью
перешёл на производство военного снаряжения и боеприпасов, были организованы
бригады по ремонту танков в полевых условиях. После войны на заводе
спроектировано и изготовлено большое число типов вагонов. С конца 80-х гг.
проводится техническое перевооружение и реконструкция предприятия. На территории
завода установлен памятник В. И. Ленину (1974 г., скульпторы А. И. Далиненко,
Г. Д. Ястребенецкий, архитектор Г. М. Вланин), стела работникам завода, павшим в
годы блокады и на фронтах (1974 г., архитектор В. Н. Громов).
Московский проспект, дома 128 и 130 на углу Заставской ул. Фото 9 июня 2005 г. |
Московский проспект, дома 132, 134. Фото 9 июня 2005 г. |
Московский проспект, дома 136, 138. Фото 9 июня 2005 г. |
Московский проспект, д. 138. Фото 15 июня 2004 г. |
Московский проспект, д. 138. Фото 9 июня 2005 г. |
На углу Колмовской улицы (теперь это переулок
Глеба Успенского) находилась церковь Преображения Господня. Сейчас на этом
месте стоит Театр Сказки (д. 121), а до войны был Дом Пионеров, в котором
формировалась 2-я дивизия Народного ополчения, защищавшая Пулковские высоты. Об
этом событии рассказывает мемориальная доска на стене здания.
Московский проспект, д. 121. Фото 9 июня 2005 г.
Московский проспект, д. 125, угол ул. Г. Успенского. Фото 9 июня 2005 г. |
Московский проспект, дома 140-150. Фото 9 июня 2005 г. |
Московский проспект, д. 150. Арх. Б.Н. Журавлёв. Фото 9 июня 2005 г. |
Московский проспект, 129 - это здание Московского
райсовета, построенное в 1930 - 1935 гг. архитектором И. И. Фоминым совместно с
Б. М. Серебровским и В. Г. Даугулем. Образ и стиль этого комплекса необычен и
своеобразен. Форма здания подчеркнуто ассиметрична. Мощный цилиндр главного
объема, увенчанный короной из обелисков, прорезан вертикалью входной части.
Образ этой доминирующей части чем-то напоминает примеры древнеримской
архитектуры, в частности Колизей. Протяженный горизонтальный корпус Дома
Советов, отодвинутый в глубь участка, контрастирует с цилиндром и как бы
вырастает из него. Здание ограничено северным крылом, выходящим на Московский
проспект. Эта часть фиксирует, зрительно закрепляет границу комплекса. Фасады,
как цилиндрической, так и заглубленной частей, разделены горизонталями оконных
проемов, объединенных в определенном ритме.
Здание Московского райсовета. Фото 9 июня 2005 г.
Внутренний двор цилиндрической части был
перекрыт большим стеклянным фонарем в форме конуса. Позднее, в начале 1970-х гг.,
форма и конструкция этого фонаря были изменены и существуют в этом виде и в
настоящее время. Здание стало определенным этапом развития ленинградского
зодчества тех лет. В этом здании функциональность сочетается с оригинальностью
образного решения.
Здание Московского райсовета. Фото 3 июня 2003 г. и 18 мая 2004 г.
На противоположной стороне проспекта (д. 152)
расположено здание ДК имени Ильича - программное произведение стиля конструктивизма,
господствовавшего в молодой Советской России в 1920-е годы и вдохновляемого
известными художниками и архитекторами того времени, лидерами которых были К.
Малевич, В. Татлин, Я. Чернихов и многие другие. Зародившийся в России, этот
стиль под названием "функционализм" прочно вошел в архитектуру ХХ века стран
Западной Европы, у нас же уступил в 1930-х годах место "сталинскому ампиру" -
неоклассицизму периода 1930 - 1950-х годов. Многие здания конструктивизма были
перестроены, имена архитекторов, творивших в этом стиле полузабыты. Так автором
здания ДК Ильича был молодой ленинградский архитектор Н. Ф. Демков - зодчий, о
котором известно крайне мало.
Здание ДК им. Ильича. Фото 9 июня 2005 г.
Московский проспект, д. 131. Магазин "Максидом". Фото 9 июня 2005 г. |
Московский проспект, д. 133. Фото 9 июня 2005 г. |
Путепровод Окружной (Путиловской) железной дороги,
сооружен в 1954 - 1955 г. по проекту архитектора В. Д. Кирхоглани.
Декоративный элемент виадука. Фото 9 июня 2005 г. |
Колонна около виадука. Фото 9 июня 2005 г. |
|