За Фарфоровым заводом и Преображенским (Фарфоровским) кладбищем в XIX - начале ХХ века располагалась деревня Щемиловка. В 1840-х гг. к западу от Щемиловки прошла линия Петербурго-Московской (ныне Октябрьской) железной дороги. Грунт для насыпи добывали в карьерах, выкопанных вдоль линии. Часть одного из них сохранилась в районе Ивановской улицы и Белевского проспекта.
Во 2-ой половине 19 - начале 20 вв. Щемиловка - рабочая окраина Петербурга. В начале 1930-х гг. территория благоустроена, сооружён Володарский мост.
Мост назван в память о комиссаре Моисее Марковиче Гольдштейне, называвшем себя В. Володарским и убитом в 1918 г. в районе будущего моста представителем питерского пролетариата Н. Сергеевым (на этом месте в 1930-х г. сооружен памятник революционеру).
Мост был построен в 1932 - 1936 гг. Авторами проекта стали инженеры Г. П. Передерий, В. И. Крыжановский и архитекторы К. М. Дмитриев и А. С. Никольский. Мост представлял собой трехпролетное железобетонное арочное сооружение с "ездой понизу", со средним металлическим раскрывающимся разводным пролетом. Для разобщения движения по мосту с движением по набережным на обоих берегах реки сооружены путепроводы, архитектурно увязанные с мостом - первая в городе транспортная развязка в двух уровнях. Этот опыт перекрытия набережных был в дальнейшем использован в градостроительстве Москвы. Для перекрытия боковых 101-метровых пролетов Передерий применил гибкие железобетонные арки. Впервые в практике конструирования железобетонных арочных ферм применена трубчатая арматура - металлические трубы, предварительно заполненные бетоном. Разводной пролет состоял из двух стальных крыльев, раскрывающихся поворотом кверху вокруг горизонтальных осей. Обе речные железобетонные опоры с гранитной облицовкой возведены на кессонных основаниях; береговые опоры - на свайных. Разводной пролет моста впервые был перекрыт фермами, сопряжение элементов которых произведено электросваркой. Сопряжение металлических частей электросваркой - технически более совершенный и более экономичный способ, чем болтовые или заклепочные соединения. Впервые в практике мостостроения была осуществлена практика перевозки на понтонах железобетонных арок массой до 4000 тонн. Работами по транспортировке готовых ферм от места их изготовления к опорам моста руководил крупный судостроитель и математик академик А. Н. Крылов. Архитектурные формы моста соответствовали стилю, воплощающему идею конструктивизма. Торжественное открытие моста состоялось в канун 19-й годовщины Октябрьской революции - 6 ноября 1936 г. В 1970 - 1971 гг. была проведена реконструкция отдельных частей моста, устаревших за время эксплуатации. В сентябре 1985 г. во время проводки под мостом плавучего дока было повреждено одно из разводных крыльев. Неисправность была устранена, но после этого на мосту продолжали возникать аварийные ситуации. Капитальным ремонтом такую ситуацию исправить было невозможно. Мостовики пришли к выводу, что мост требует серьезной реконструкции - с развитием городской инфраструктуры, с ростом напряженности транспортных потоков переправа перестала удовлетворять требованиям эксплуатации.
Проект реконструкции разработали инженер Н. Г.
Тихомиров и архитектор Ю. И. Синица. Работы по нему производились в 1987 - 1993
годах. Сохранить прежний облик моста оказалось невозможным, хотя прорабатывался
и такой вариант проекта. Существовавшие опоры сохранили, сделав их шире и
надежнее, но на них опираются не железобетонные арочные конструкции, а более
надежные металлические строения - балочные, по типу, ставшему традиционным для
большинства новых невских мостов. В результате реконструкции в два раза
увеличилась пропускная способность моста, большинство крупногабаритных судов
могут проходить под его строениями без раскрытия разводного пролета.
В 1990 г. установили 800-тонные 125-метровые пролеты на
правобережный и левобережный устои, которые затем соединили 57-метровым
разводным пролетом. Одновременно с реконструкцией моста была построена
железобетонная трамвайная эстакада на левом берегу Невы.
В архитектурном отношении мост претерпел изменения. Исчез его арочный силуэт, не гармонировавший с классическими очертаниями старых петербургских мостов. Новый силуэт моста улучшил ансамбль городской застройки.
По предвоенному Генеральному плану развития Ленинграда район Щемиловки должен был представлять собой большой жилой район, первая очередь которого должна была занять площадь 50, 1 га. Это была территория на берегу Невы, с небольшой зеленой полосой вдоль набережной.
Удачно была использована топография местности - небольшой подъем в сторону Ивановской улицы длиной 470 м, которая стала бы одним из участков дуговой магистрали, идущей в сторону нового административного центра на Московском проспекте. Перед Володарским мостом была задумана большая площадь - административно-общественный центр района.
В 1936 началась застройка Ивановской улицы. Здесь появился единый ансамбль жилых домов, построенный по проекту И. И. Фомина, Е. А. Левинсона и С. И. Евдокимова. Застройка участка магистрали между улицами Седова и Бабушкина продемонстрировала неиссякаемую жизненность классики.
Ивановская улица, д. 19. Фрагмент фасада. Фото 1 июля 2005 г. |
Ивановская улица, д. 19. Фото 8 января 2005 г. |
Ивановская ул., колоннада у д. 14. Фото 27 января 2005 г. |
В 1936 - 1940 гг. здесь поднялись монументальные шестиэтажные жилые дома с портиками из стройных четырехэтажных пилонов, увенчанных двухэтажными лоджиями. В отделке фасадов был использован цвет: терракотовый фон заглубленных частей разнообразил их облик.
В 1940 г. завершено строительство здания
исполкома Невского райсовета (архитекторы И. И. Фомин, Е. А. Левинсон, Г. Е.
Гедике). Был выбран участок у предмостной площади, и здание расположилось на
нем буквой Г.
И здесь доминирует симметрия в решении фасадов: обращенный в
сторону Невы имеет трехчастное деление, в образной характеристике использованы
излюбленные элементы авторов - "игра" пилонов, расположенных на фасаде, что
создавало определенное сочетание света и тени. Выразительно и цельно решен
фасад, выходящий на площадь; продолжением пилонов служат на фризе декоративные
элементы.
Война прервала строительство здесь. Оно было продолжено после снятия блокады. К 1951 г. завершена застройка участка Ивановской улицы от площади у Володарского моста до улицы Седова. В 1954 г. был разработан проект обновленного решения участка у предмостной площади. Ярусами поднимающиеся башни должны были оформить угловые части домов, обращенных к Неве. Авторами его были Е. А. Левинсон, И. И. Фомин, Д. С. Гольдгор и С. С. Пясковская. Реализован он не был.
В послевоенные годы была осуществлена застройка свободных территорий в районе ул. Малая Щемиловка (ныне Полярников). Одно из них - жилой дом для работников Октябрьской железной дороги (д. 12) - было сооружено по проекту архитектора Логина Шретера - внука великого Л.Н. Бенуа, выполненному еще в 1939 г.
Ул. Полярников, д. 5. Фото 1 июля 2005 г. |
Ул. Полярников, дома 5, 17. Фото 1 июля 2005 г. |
Ул. Полярников, д. 12. Фото 1 июля 2005 г. |
Наиболее представительно здесь выглядит здание за сквером у метро "Ломоносовская", в Сомовом переулке (ул. Полярников, 6).
Во дворе этого дома стоит небольшой, в два подъезда, пятиэтажный жилой дом (ул. Полярников, 10), имеющий статус памятника архитектуры. Его возведение стало началом новой эры в жилищном строительстве Ленинграда и всего Советского Союза - дом был собран из железобетонных панелей, изготовленных в заводских условиях домостроительного комбината. Сооружение его началось в мае 1955 г. Сборка здания заняла 79 дней, а с учетом отделочных работ - 102 дня. Спроектировано оно было архитектором А. В. Васильевым и инженером З. В. Каплуновым. Дом этот был построен после поездки Васильева во Флоренцию. Быть может, поэтому фасад, облицованный натуральным камнем, был словно расчерчен на панели, как фасады ренессансных зданий.
В 1955 г. были опубликованы Постановления ЦК КПСС и Совета Министров "О мерах по дальнейшей индустриализации, улучшения качества и снижению стоимости строительства" и "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве". Это были назревшие решения. Надо было дать людям отдельные, хоть и малогабаритные квартиры. Местом первого эксперимента становится Щемиловка. Мастерской № 5 "Ленпроекта", руководимой Левинсоном, принадлежала честь открытия новой страницы прогрессивного метода строительства. В мастерской были разработаны кварталы под № 122 и 123 на участке между улицами Седова и Кибальчича вдоль Ивановской улицы. Первая практика показала, что достичь художественной выразительности путем использования одинаковых жилых домов в квартале, разнообразя лишь цвет и фактуру панелей, невозможно. И все-таки экспериментальный квартал № 122 (ул. Кибальчича - Ивановская - Седова - бульв. Красных Зорь), сооруженный в 1956 - 1958 гг., получил премию на конкурсе лучших строек РСФСР. Его макет демонстрировался на Международной выставке в Брюсселе.
В 60-х гг. были застроены кварталы Щемиловки в районе бульвара Красных Зорь (архитекторы Е. А. Левинсон, А. В. Шприц, Н. К. Емельянов и другие).
Бульвар Красных Зорь. Фото 4 января 2003 г. |
Бульвар Красных Зорь. Фото 1 июля 2005 г. |
Бульвар Красных Зорь, дд. 11 и 13. Фото 1 июля 2005 г. |
Самым выдающимся произведением в области советского школьного строительства стала школа № 345 между улицами Бабушкина и Седова и бульваром Красных Зорь, сооруженная в 1968 г. по проекту С. И. Евдокимова, Г. М. Вланина, Е. Б. Пекарской, Н. В. Устинович и Л. А. Панкратовой. Эту школу можно назвать произведением искусства. Она состоит из четырех блок-павильонов разной этажности, соединенных теплыми переходами, с зимним садом. Здесь два учебных блока, в одном из них устроена астрономическая вышка, спортивный и клубный корпуса. Двухэтажный блок для младших классов и трехэтажный для старшеклассников получили отдельные вестибюли. В спортивный блок вошли физкультурный зал и плавательный бассейн с ванной. В клубный блок были включены актовый зал-амфитеатр на 350 мест и пищеблок с обеденным залом на 234 места, который может использоваться как танцзал; в этом блоке предусмотрен отдельный вестибюль с отдельным входом с улицы, чтобы клуб мог работать и во внеурочное время. Проектируя этот комплекс, авторы исходили не из принятых приемов и правил, а из особенностей учебного и творческого(!) процесса и психологии школьника. На школьном участке установлена бронзовая скульптура "Пушкин-лицеист" скульптора Г. Додоновой.
Щемиловка. Ул. Седова между ул. Полярников и Ивановской ул. Фото 4 января 2003 г. |
Ул. Седова, д. 84. Фото 4 января 2003 г. |
Ул. Седова, 84. Фрагмент. Фото 1 июля 2005 г. |
Ул. Седова, д. 88. Фото 4 января 2003 г. |
Ул. Седова, д. 88. Фрагмент фасада. Фото 1 июля 2005 г. |
Ул. Седова, 88. Вид со стороны двора. Фото 1 июля 2005 г. |
Название Щемиловка происходит от протекавшей здесь прежде речки, известной под этим именем с начала XIX века. Происхождение названия выяснить не удалось. С ним также связаны прежние наименования улиц Фарфоровской и Полярников - улицы Большая и Малая Щемиловки.
Ул. Седова, 86. Западный фасад. Фото 1 июля 2005 г. |
Ул. Седова, д. 86. Центральная часть. Фото 1 июля 2005 г. |
Ул. Седова, 86. Северный фасад. Фото 1 июля 2005 г. |