ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНЫЕ МЕСТА БОЛЬШОЙ
ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГИ.
УСАДЬБА МИХАЙЛОВКА
Текст - по книге С. Б. Горбатенко "Петергофская Дорога. Историко-архитектурный путеводитель." Для просмотра фото в разрешении 1000х750 щелкните по картинке:
![]() |
![]() |
За Стрельной лежит созданный в середине XIX века дворцово-парковый ансамбль в Михайловке - имении великого князя Михаила Николаевича, относящийся к уникальным образцам новаторского зодчества.
![]() |
![]() |
В петровское время на территории Михайловки существовало несколько усадеб приближенных царя. Среди них усадьба Меншикова "Фаворит". Она сохранялась до 60-х годов XVIII в. Старые дубы - свидетели того времени.
![]() |
![]() |
В 30-х годах XIX в.
три имения на этой территории стали владением императорской фамилии. Здесь, на
площади в 106 га было и решено было создать дачу для младшего сына Николая I -
Великого Князя Михаила. Название "Михайловская Дача" относится к 1834 году.
Ко времени образования "Михайловки" здесь уже был великолепный
парковый массив, подчиненный рациональной и художественной планировке,
находились господские и служебные жилые здания, а также хозяйственные постройки.
В дальнейшем они были перестроены и определили место возведения каменных зданий
такого же назначения.
От террасы Стрельнинского дворца сюда можно пройти по нижней дороге, проложенной по берегу моря. Парк Михайловки очень обширен и в верхней части красив благодаря прудам и вековым деревьям. В 1852 - 1855 годах по проектам А. И. Штакеншнейдера здесь были построены дом садовника и каменные оранжереи и распланирована прилегающая к ним часть парка.
![]() |
С 1852 по 1862 год в усадьбе работали И. Шарлемань, Г. Боссе и А. Штакеншнейдер. По их проектам были построены кухонный, конюшенный и кавалерский корпуса. Фасады Кухонного корпуса, Кавалерских домов, Оранжерей и зданий Конюшенного двора отличаются сдержанностью декоративного оформления, перекликаются с обликом дворца и вместе с тем полностью отвечают практическому назначению.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Сам дворец сложный по конфигурации, и, пока его не обойдёшь, трудно представить его размеры. Это - самое впечатляющее здание усадьбы. В 1856 году был объявлен конкурс на лучший проект дворца. Первое место занял И. Шарлемань, но строить дворец поручили Г. Боссе. Дворец был поставлен на краю верхней террасы и состоял из большого и малого корпусов. План дворца асимметричен. Зодчий словно нанизывает на диагональную ось множество объемов, максимально раскрывая их в окружающий пейзаж. Разновысокие объемы дворца объединены одноэтажной каменной галереей, что сохраняет функциональную автономность построек и усиливает их композиционную связь с окружением. Здание удачно сочеталось с ландшафтом. Разнообразные эркеры, террасы, чугунные балконы придавали ему живописный вид. Интересно были и решены террасы, лестницы с площадками, связывающие дворец с парком, особенно со стороны моря. В отделке фасадов и интерьеров были применены естественный камень, мрамор, чугунное литье, терракота, искусственный мрамор, лепка, мозаика. Внутри дворца интерес представляло "Бальное зало" с большими зеркалами на стенах, что давало бесконечные изображения присутствующих в этом помещении. Когда комиссия обсуждала проект Михайловского дворца, то было отмечено, что "фасады всех зданий представляют смешение стилей древнегреческого, италианского и новейшего английского".
![]() |
![]() |
Малоэтажная ступенчатая постройка сомасштабна человеку, соразмерна объемным формам ландшафта. Композиция дворцового комплекса, хорошо увязанная с окружающим рельефом за счет сложной системы декоративных сооружений - террас, трельяжей и пергол, буквально растворяется в окружающих рощах. Три прямоугольных внутренних двора с фонтанными бассейнами, гротами образуют с юга открытый, "воздушный театр" с примыкающей к нему цепью прудов. Сооружение в сочетании с водным, воздушным и растительными компонентами не имеет ничего общего ни с эстетикой позднего барокко, ни с триумфальной темой классицизма.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
В это же время создавался и Михайловский парк, задуманный в пейзажном, английском, стиле. Рыли пруды, насыпали земляные горки, строили беседки, сажали деревья и кустарники. Все работы были закончены весной 1862 года. По проектам архитектора А. И. Резанова в парке сооружаются разнообразные по оформлению каменные мосты и плотина у озера.
![]() |
![]() |
![]() |
Парк в "Михайловке" - ценнейший памятник ландшафтной архитектуры. Он состоит из Нижнего парка, расположенного на прибрежной полосе, и Верхнего - на естественной возвышенности террасы. Объемно-пространственная композиция Верхнего парка оживлена цепью прудов, сообщающихся узкими каналами. Эти пруды, вырытые в форме "изогнутого канала", придавали парку особую живописность. С одного из искусственных возвышений, находящихся вблизи дворца, открывается панорама парка и моря.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Позднее, в 1861 - 1864 годах, В Михайловке по проекту Давида
Гримма была построена церковь во имя Святой Ольги. Автор одним из первых
обратился здесь к наследию русской архитектуры XVI - XVII веков. Церковь
представляет собой квадратную в плане постройку, основной четырехгранный объем
с трех сторон окружен открытой арочной галереей, которую снаружи поддерживали
18 колонн из серого песчаника. Галерея приподнята на невысоком цоколе и
замкнута с восточной стороны маленькими приделами по сторонам алтаря.
Килевидные наличники и двойные каменные колонки, обрамляющие окна, рельефные
орнаменты из кирпича, украшающие арки галереи, кувшинообразные колонны оживляют
и разнообразят классическую симметрию композиции. На капителях шести колонн
славянской вязью - церковные изречения, на остальных, геометрические орнаменты.
С большим мастерством исполнены каменные колонки, испещренные затейливой
узорной резьбой. Стены были прорезаны полукруглыми оконными проемами,
обрамленными колоннами. Все сооружение завершал круглый барабан, увенчанный
шлемовидным куполом из меди диаметром в два метра. Купол и бордюр были
вызолочены. Главным украшением церкви стала роспись стен, выполненная известным
художником того времени академиком А. Бейдеманом. Им же были выполнены и иконы
для церковного иконостаса. Весной 1865 года садовый мастер Н. Фрост проложил к
церкви дороги и благоустроил прилегающую местность. Храм был закрыт в годы
Советской власти и в настоящее время внутренняя отделка церкви утрачена. Здание
в 1968 году очень пострадало от пожара. Храм вновь передан церкви в
полуразрушенном состоянии в марте 1993 года. В 2001 году началось его
восстановление.
Удачно поставленная компактная по объему церковь в "Михайловке" -
одно из сооружений в стиле русского романтизма, где творчески переосмыслялись
художественные приемы древнерусского зодчества.
![]() |
До 1917 года дача предназначалась исключительно для небольшой
группы лиц царской семьи. После 1919 года здесь находилась детская трудовая
колония "Красные зори". Во время Великой Отечественной войны фашисты сожгли
дворец и разрушили многие здания.
В 1968 году началось восстановление "Михайловки" как базы отдыха
Кировского завода по проекту М. И. Толстова и В. А. Постоенко. Восстановление
столь сильно разрушенного и простоявшего в руинах более 20 лет ансамбля
отличается большой сложностью, но уже восстановлены основные архитектурные
сооружения, и парк "Михайловки" вновь обрел черты произведения садово-паркового
искусства.
![]() |
![]() |
![]() |
В настоящее время в восстановленном дворце находится пансионат "Красные зори" Кировского завода. Хвойные и лиственные деревья, близость Финского залива создают здесь великолепный микроклимат, способствующий улучшению сердечно-сосудистой деятельности. До настоящего времени не все здания Михайловки восстановлены, а произведенную реконструкцию было бы лучше заменить реставрацией.
![]() |
![]() |
|
| |
| ||
![]() ![]() |