ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНЫЕ МЕСТА БОЛЬШОЙ
ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГИ.
НОВЫЙ ПЕТЕРГОФ, ГОРОДСКИЕ КВАРТАЛЫ; АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ПАРК
Текст - по книге С. Б. Горбатенко "Петергофская Дорога. Историко-архитектурный путеводитель"
К югу от дворцово-паркового ансамбля Александрии, по другую сторону Санкт-Петербургского проспекта, расположен еще один пейзажный парк - Александровский.
Его территория простирается до привокзальной площади и
занимает 144 гектара. В XVIII веке на месте парка находился Большой, или Олений,
зверинец, окруженный изгородью. В 1832 - 1836 годах по проекту А. А. Менеласа,
И. И. Шарлеманя садовый мастер П. И. Эрлер произвел осушение территории, вырыл
живописный искусственный пруд с извилистыми берегами и тремя островами,
проложил гравийные дороги, насадил березовые рощи, группы дубов, ели и сосны.
На островах были сооружены Чугунная беседка и Швейцарский
домик, не сохранившиеся до нашего времени.
В период Великой Отечественной войны зеленому массиву
Александровского (Пролетарского) парка нанесен ущерб, но планировка его
сохранилась без изменений.
Из сооружений парка сохранились только два здания караулок, построенные в XIX веке.
За парком Александрия на шоссе выходят готические фасады огромного, 200 на 150 метров, трапециевидного здания бывших придворных конюшен. Здание, выполненное в виде средневековой крепости в стиле английской готики и украшающее центральный проспект Петергофа, построено по проекту Н. Л. Бенуа в 1847 - 1852 годах. По периметру трапеции девять башен соединены отдельными жилыми и служебными корпусами. Внутреннее пространство разделено стойлами на четыре просторных двора. Строения по фасаду здания были предусмотрены для размещения чинов конюшенного ведомства.
На центральной оси ансамбля расположен манеж, вместе с расположенными по его сторонам двумя фланкирующими объемами создающий торжественную панораму комплекса вдоль проспекта, ведущего ко всемирно известным дворцам.
По проекту этого же зодчего построен железнодорожный вокзал в Новом Петергофе. В июне 1857 года открылось регулярное движение пассажирских поездов Петербург - Петергоф. Тех, кто впервые приезжал в Петергоф, поражало грандиозное здание железнодорожного вокзала, о котором газета "Северная пчела" за 20 августа 1857 года писала так: "Это изящное здание открывается взору пассажиров во всем блеске. Над готической колоннадою возвышается на 16 сажен прекрасная башня, которая довершает впечатление. Особы, бывшие на всех железных дорогах Европы, утверждают, что нигде не видели станции, построенной с таким вкусом и эффектом". Здание вокзала было возведено в 1854-1857-х годах. Центральная часть вокзала - дебаркадер - перекрыта металлическими фермами. Западный фасад здания трактован в виде четырехъярусной башни, по сторонам которой находятся стрельчатые арки для прохода составов. Над арками устроены лоджии с изящной готической колоннадой. Стены башни прорезаны узкими стрельчатыми окнами и увенчаны ажурными парапетами с пинаклями. К объему, выделенному башней, примыкают двухэтажные корпуса с помещениями для пассажиров и персонала. Южный фасад вокзала имеет трехпролетный портик, ведущий в обширный зал со стрельчатыми сводами, опирающимися на мощные столбы. Северный фасад прорезан широкими стрельчатыми проемами, отделенными один от другого контрфорсами.
Все детали носят подчеркнуто готический характер. Однако романтические средневековые архитектурные формы здания полностью подчинены его утилитарному назначению. Это, по своей целесообразности, образцовое здание пригородной железной дороги. Мало кто знает, что здание это не достроено. По проекту предусматривалось, что огромные по своим размерам оконные и дверные, готического рисунка, переплеты должны были быть из литого чугуна. Второпях их изготовили из дерева. Но это не все. 1 июля 1893 года архитектурная общественность отмечала 80-летие Н. Л. Бенуа. В дружеской беседе не обошлось без воспоминаний о былой обширной деятельности юбиляра. Вот что можно было прочесть в газете "Неделя строителя" от 11 июля 1893 года: "Петергофский вокзал, который, бесспорно, может считаться одним из лучших строений в готическом стиле в России, оказывается незаконченным... По фасадам во многих частях нет шпилей, предположенных по первоначальному проекту. Когда Бенуа обратился с просьбой ассигновать 1600 рублей на отливку из чугуна шпилей, то управляющий дорогой спросил его: - А сколько эти 1600 рублей дадут нам доходу? - Полагаю, никакого - ответил зодчий. - В таком случае оставить фасад без шпилей..." Таким вокзал и остался.
Ближе к Александрии под номером 11 по проспекту расположена усадьба с деревянным круглым бельведером. Тридцатилетие 1827 - 1857 годов было отмечено большим строительством. В эти годы возвели казармы гвардейских полков и несколько жилых каменных домов для военных. Лучший среди них дом А. Струкова. Он построен в 1823 - 1828 годах по типовому проекту архитектора В. Ф. Федосеева. Миниатюрное кубическое здание завершено почти сплошь остекленным бельведером и декорировано двумя четырехколонными дорическими портиками. По найденности пропорций и гармонии всех частей дом Струкова - маленький шедевр архитектуры русского классицизма.
Прекрасное представление о застройке того времени дают и другие сохранившиеся до сих пор здания на пересечении С.-Петербургского проспекта с улицей Аврова (бывш. Ольгинской и Мариинской).
На Санкт-Петербургском проспекте, д. 15 можно увидеть здание Петергофской почты - еще одну работу Н.Л. Бенуа (в соавторстве с А.К. Кавосом) в стиле готики. Строение выглядит как игрушечный замок, ибо в малом масштабе здания много замковых атрибутов - башни, въездные ворота. Нельзя не отметить хорошо найденные пропорции главного фасада. Главное достижение авторов строения - это четкость функционального решения. В здании уже 150 лет располагается почта.
За кварталами на этой стороне проспекта, вдоль Александрийской улицы, расположены готические дома. Ранее здесь были деревянные казармы, лейб-гвардии Конно-гренадерского полка. В 1836 - 1838 гг. по проекту Шарлеманя на этом месте были построены 3 дома. Эти дома предназначались для летнего пребывания членов царской фамилии, а также иностранных гостей. Рядом расположен обширный Красный пруд. Он обнесён широким валом, обсажен деревьями. Пруд был выкопан, как полагают, в царствовании Анны Иоановны в 1739 г. "для действия Драконова каскада (Шахматная гора), Римских фонтанов, купальни и монплезирских фонтанов."
На территории, традиционно принадлежавшей дворцовому ведомству, недалеко от растреллиевского дворца, в 1853 - 1858 гг. по проекту Н. Л. Бенуа построили два великолепных Фрейлинских дома. Их корпуса, находясь в единой линии дворцового комплекса, развивают его композицию.
Фрейлинские дома со стороны Дворцовой пл. Фото 25 июля 2003 г. |
Вид на Фрейлинские дома со стороны Красного пруда. Фото 18 апреля 2005 г. |
Архитектор сознательно измельчил декорировку зданий, что подчеркивает и более мелкий масштаб строений, и их композиционную подчиненность дворцу. Сейчас здесь можно найти "Музей семьи Бенуа".
Все градостроительные преобразования в этой части Нового Петергофа производились согласно концепции генерального плана, разработанной архитектором И. Шарлеманем при активном участии императора Николая I. Застройка кварталов включила большую усадьбу генерал-майора С.М. Лихардова. Ныне память о ней сохраняется в названии идущей вдоль водоподводящего канала и Красного пруда Лихардовской улицы.
|
Лихардовская улица. Фото 18 апреля 2005 г. |
Главным градостроительным узлом новых кварталов по северной
стороне С.-Петербургского проспекта стала Театральная площадь, образованная рядом
с большим деревянным зданием Императорского театра. Ныне - это площадь Жертв Революции
с установленным в ее центре памятником над захоронением борцов за революцию. Надпись на
памятнике гласит:
"Здесь кости героев
дела коммуны
под камнем суровым
покой обрели."
В 1941 году Петергоф был цветущим пригородом. В нем имелось около двух тысяч жилых строений, детские и больничные учреждения, школы. В период гитлеровской оккупации 1941 - 1944 годов город был варварски разрушен. В начале 1950-х годов в Новом Петергофе развернулось большое жилищное строительство. По проектам А.А. Оля, Н.А. Зазерского, В.Н. Зотова и других архитекторов по сторонам Красного (ныне С.-Петербургского) проспекта возвели крупные жилые дома, часть из них продолжают "готическую линию", заложенную великим мастером Н.Л. Бенуа в середине XIX века.
Пройдём по Правленской улице, украшением которой является старинное здание со шпилем. Самый ранний петергофский городской ансамбль (семь каменных зданий - Кавалерских домов) расположен вдоль ограды Верхнего сада. Ансамбль сформировался к 1801 году. Шесть зданий - одноэтажные, седьмое выделяется двухъярусной квадратной башней со сквозными широкими арками и куполом. В 1730-х годах здесь уже стояли бревенчатые дома и в ряд с ними - деревянный дом с башней. В 1798 году архитекторы И. Е. Старов, Ф. Броуэр, во многом повторив прежний облик, построили каменное здание, завершенное золоченым шпилем с флюгером, а спустя три года закончили перестройку в камне одноэтажных домов.
В ансамбль зданий на Правленской улице входит Верхнесадский дом, фасад которого вкомпонован в ограду Верхнего сада. Обширное двухэтажное здание - сугубо утилитарного назначения. Это отразилось в его подчеркнуто деловом облике: Верхнесадский дом построен по проекту Н. Л. Бенуа в 1847 году и перестроен спустя 22 года.
Верхнесадский дом на Правленской улице. Фото 25 июля 2003 г. |
Верхнесадский дом на Правленской улице. Фото 18 апреля 2005 г. |
В XVIII - начале XIX века жилая застройка формировалась вдоль С.-Петербургской улицы, а также к югу от неё. Этот старейший, треугольный в плане квартал до сих пор читается в планировочной структуре города к северу и северо-востоку от Ольгиного пруда. Его центральное ядро - торговая площадь. Большой интерес представляют декорированные пропильной резьбой деревянные дома усадьбы Хрущева (С.-Петербургский просп., 40; Правленская ул. 16-18).
В 1830-х гг. новые городские кварталы возникли между Колонистским и Александрийским парками. Основным планировочным узлом нового района стала квадратная площадь с заложенной в центре церковью Петра и Павла (1836-1839 гг., арх. К.А. Тон, не сохранилась).
Замечательным образцом застройки этого времени является возведенный на берегу Ольгиного пруда в начале 1850-х гг. комплекс усадьбы первого историка Петергофа А.Ф. Гейрота.
Дом А. Ф. Гейрота. Фасад по ул. Бородачёва. Фото 18 апреля 2005 г. |
Дом А. Ф. Гейрота со стороны Никольской ул. Фото 18 апреля 2005 г. |
Южные кварталы этого района занимал возведенный в 1837-1840 гг. комплекс казарм лейб-гвардии Уланского полка. За ним в линию тянулись дома основанной в 1833 г. Александринской немецкой колонии и простирались поля колонистов.
Высотной доминантой Петергофа является придворный собор св. Петра и Павла, построенный в 1895 - 1904 годах по проекту Н. В. Султанова (1850 - 1908). Процесс строительства и отделки храма возглавлял известный архитектор Василий Косяков. Собор стал весьма оригинальным воплощением форм неорусского стиля. По словам Султанова, "основными мотивами для фасада послужили формы русских церквей XVI - XVII веков, рассеянных во множестве в центральных русских областях и отличающихся в Москве и Ярославле особенным богатством и красотою форм". Нарядный собор никого не оставляет равнодушным. Его пять граненых шатровых глав, тесно сдвинутых друг с другом, стремительно взлетают ввысь, сливаются в единый пирамидальный силуэт. Многоярусная композиция всевозможных башенок, равно как и живописная комбинация стилизованных кокошников и окон-"слухов", усиливает впечатление легкости и изящества.
С западной стороны к храму прилегают трёхпролётная звонница ("колокольница"), часовня и два крыльца, перекрытых щипцами. Вход в часовню украшен арочным порталом из тесового камня, широко применявшегося при отделке старинных русских храмов. Стены собора облицованы красным и желтым глазурованным кирпичом, пёстрыми поливными изразцами. Необычности внешней архитектуры во многом соответствовало внутреннее убранство храма. Главный иконостас был сделан из майолики. Иконостасы приделов и часовни были изготовлены из белого каррарского мрамора. Роспись храма выполнили по эскизам Н. В. Султанова московские мастера Сафонов и Колупаев и иконописцы знаменитого села Палеха, что позволило создать редкую по выразительности и цельности художественную композицию. Остроглавый храм заметно прибавил живописности южному берегу Невской губы, застроенному дворцами и парковыми павильонами.
В 1935 году собор закрыли. Серьёзно пострадавший в период войны, он затем свыше четырёх десятилетий был складом тары. Это довершило порчу уникального интерьера, гибель росписей и беломраморных иконостасов приделов. В 1990 году здание возвратили верующим. С тех пор шла кропотливая реставрация интерьеров внутреннего убранства, иконостаса, утраченных росписей храма. Ныне собору практически полностью возвращён первозданный облик. 9 июля 1994 года храм был вновь освящён Святейшим Патриархом Всея Руси.
|