г. ПУШКИН (ЦАРСКОЕ СЕЛО).
ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК.
Часть 2. Комплекс Камероновой галереи.
Часть 1. Ансамбль Екатерининского дворца.
В 1780-е годы появились камероновские постройки, включенные в дворцовый комплекс. Это было вызвано не только потребностями владельцев, но и сменой художественных вкусов на рубеже 70 - 80-х годов XVIII века, в переходный период от барокко к классицизму. В архитектурный ансамбль Ч. Камерона входит ряд построек различного назначения, объединенных общим художественным решением: Камеронова галерея, Холодные бани с Агатовыми комнатами, Висячим и Цветным садиками и Пандус.
Камеронова галерея и Холодные бани. Фото 5.04.2004 г. |
Комплекс построек Камеронова галерея. Фото 22.09.2005 г. |
В те времена великолепие и пышность растреллиевской
архитектуры стали восприниматься как грубость и "варварская роскошь". Владельцы
дворца желали иметь строения в новом стиле, чтобы не отстать от художественных
веяний Европы. Екатерина II писала скульптору Э. Фальконе о своем увлечении
античностью: "Я желала бы иметь проект античного дома, распланированного как
в древности... Я в состоянии выстроить такую греко-римскую рапсодию в моем
Царскосельском саду". Многих знаменитых мастеров привлекала возможность создать
такое произведение в летней парадной резиденции российской императрицы. Француз
Ш. де Вайи предложил возвести здание, посвященное наукам и искусствам и их
покровительнице - Минерве. Величайший знаток античности, Ш. Клериссо предложил
построить "античный дом", основанный на композиции терм Диоклетиана, который по
своим размерам превосходил Большой (Екатерининский) дворец, и уже поэтому не был
принят императрицей. Однако именно Клериссо принадлежала мысль, что термы, как
типичное сооружение Древнего Рима, можно воссоздать в Царском Селе для того,
чтобы устроить "игру", похожую на античную жизнь. Екатерина II не захотела пойти
на непомерные финансовые условия французского художника, однако и не отказалась
от своих замыслов. Ее желание выполнил Ч. Камерон, приглашенный в Царское Село
из Шотландии, о котором императрица писала М. Гримму: "Теперь я завладела
мастером Камероном, шотландцем по рождению,... великим рисовальщиком, который
напитан изучением древних и известен своей книгой "О древних банях". Мы с ним
мастерим здесь в Царском Селе сад с террасами, с банями внизу и галереей наверху.
Это будет прелесть". Так модное желание заказчицы "иметь... античный дом",
совпавшее с научным изысканием архитектора, привело к созданию удивительного
сооружения, которое можно назвать "термами Ч. Камерона". Программу работ,
предложенную Камероном, осуществили в течение семи лет, с 1780 по 1787 год. В
результате со стороны Большого пруда появились сооружения в классическом стиле,
заслонившие растреллиевскую архитектуру. Позднее у паркового фасада был посажен
ряд лип, которые, разрастаясь, закрывали дворец со стороны Старого сада.
В 1783 - 1787 годах Ч. Камероном была построена галерея, служащая
для парадных обедов, прогулок и обозрения парка в плохую погоду. Изящная белая
ионическая колоннада из сорока восьми колонн легко вознеслась над мощной
аркадой цоколя, облицованного рваными рустами темного пудостского известняка.
Архитектор мастерски использовал наклон участка в сторону Большого пруда.
С этой наиболее высокой стороны галереи расположена парадная лестница. На высоких уступах ее широкого нижнего марша стоят бронзовые скульптуры Геркулеса и Флоры (в переводе с лат. соответственно "сильный человек" и "богиня цветов")- свободные повторения античных оригиналов, отлитые по модели Ф. Г. Гордеева литейным мастером В. Б. Можаловым.
В архитектуре Камероновой галереи нашли отражение характерные черты классицизма: прямые, четкие линии, строгость и красота пропорций, скромность декоративного оформления фасадов.
Стены первого этажа галереи прорезаны большими арочными оконными проемами. Простенки между окнами выложены пудостским камнем (из села Пудость в окрестностях Санкт-Петербурга). Первый этаж состоит из среднего коридора с небольшими комнатами фрейлин по обеим сторонам, поэтому садик у галереи со стороны дворца называется Фрейлинским.
Фрейлинский садик. Фото 5.04.2004 г. |
Фрейлинский садик. Фото 25.04.2005 г. |
Фрейлинский садик. Фото 22.09.2005 г. |
Фрейлинский садик. Вид с лестницы галереи. Фото 22.09.2005 г. |
Фрейлинский садик. Фото 25.09.2005 г. |
В садик ведут Новые Пудостские (Фрейлинские) ворота, расположенные у Холодных бань. Они сооружены из пудостского камня каменотесом С. Копыловым по проекту В. П. Стасова в 1819 году. Два устоя ворот задуманы автором в виде счетверенных дорических колонн, перекрытых антаблементом и увенчанных чугунными изображениями жертвенников. Створы ворот простого и строгого рисунка состоят из ряда копий, соединенных в верхней части венками.
Фрейлинские ворота. Фото 5.04.2004 г. |
Устой ворот. Фото 22.09.2005 г. |
Фрейлинские (Новые Пудостские) ворота. Фото 22.09.2005 г. |
Своеобразное украшение галереи составляет скульптура: бронзовые бюсты древних философов, поэтов, политических и военных деятелей. Скульпторы и литейщики Ф. Гордеев, Ф. Шубин, Э. Гастилу, В. Можалев создали образы римских императоров: Цезаря, Веспасиана, Пия, Аврелия; мифологических персонажей: Аполлона - бога солнца, Минервы - богини мудрости, Бахуса - бога виноделия и его жены Ариадны; греческих философов: Сократа, Платона, Гераклита, Эпикура; оратора Демосфена, драматурга Софокла, поэта Овидия; русского ученого, современника Екатерины II - М. В. Ломоносова; английского политика парламентария Ч. Д. Фокса, предотвратившего войну с Россией; немецкого императора Иосифа II, бывшего гостем Императрицы.
Камеронова галерея. Фото 22.09.2005 г. |
Камеронова галерея и Фрейлинский садик. Фото 25.09.2005 г. |
Галерея вместе с другими тремя сооружениями - Агатовыми комнатами, Висячим садом и пандусом (спуск в парк) - составляют единый ансамбль, по праву занимающий место в числе лучших произведений русской классической архитектуры. Весь этот комплекс создан по проекту Чарлза Камерона в 1780 - 1795 годах, в период расцвета русского классицизма. Камерон сумел мастерски включить новые сооружения в уже сложившийся к этому времени комплекс дворца и парка.
В комплексе сооружений, построенных Ч. Камероном, Холодным баням принадлежит центральное место. Исторически сложившееся название "Холодные бани" было призвано заменить слово "термы". Павильон Холодных бань возведен Камероном в 1780 - 1787 годах у южной части дворца.
Он соединен с Зубовским корпусом дворца Висячим садом, а с парком - широким пологим пандусом. Нижний этаж павильона, где помещались Холодные бани, трактован Камероном как мощное цокольное основание для второго этажа с Агатовыми комнатами. Крупные русты рваного пудостского камня, которым облицован низ павильона, составляют подчеркнутый контраст с гладью оштукатуренных светло-охристых стен второго этажа (Агатовых комнат), с изящными решетками "французских" балконов и скульптурами в нишах терракотового цвета.
Холодные бани (Агатов павильон). Фото 5.04.2004 г. |
Холодные бани. Фото 25.04.2005 г. |
Холодные бани - уникальный комплекс сооружений, воссоздающий облик античных римских терм. Разрабатывая проект павильона Холодных бань, Ч. Камерон исходил из плана терм Константина, уничтоженных в начале XVII века и известных по обмерам Палладио. В первом этаже Холодных бань - помещения для купаний. Во втором - шесть богато отделанных комнат для отдыха и развлечений. Архитектурное оформление полностью выдержано в духе римской античности, соединяющей геометричность линий и богатство декоративного убранства. В продольной северо-восточной стене прорезаны полуциркульные окна, в торцевых - прямоугольные. В простенках второго этажа - полуциркульные ниши с каменными статуями и скульптурными группами из темной бронзы. По верху стен - крупные лепные медальоны - барельефы мифологического содержания.
Агатовые комнаты. Фото 5.04.2004 г. |
Агатовые комнаты. Фото 22.09.2005 г. |
Свою приверженность к античному искусству Ч.
Камерон демонстрирует не только на фасадах, но и во внутреннем устройстве и
планировке здания. В декоративном убранстве овальных и многоугольных залов
также широко использованы мотивы римских построек. Архитектор украшал своды,
перекрывающие помещения, сочетая живопись с рельефной скульптурой и лепным
узором. Агатовые комнаты включают в себя овальный, яшмовый и агатовый кабинеты,
большой зал и библиотеку. Интерьеры Большого (Мраморного) зала и двух кабинетов
- Яшмового и Агатового - отделаны мрамором и порфиром, различными сортами
уральской и алтайской яшмы.
Уже в XVI веке на Урале были открыты месторождения твердых
цветных камней, однако в то время еще не знали способов их обработки. Большой
интерес к использованию "цветных каменьев" в отделке дворцовых интерьеров
проявлял император Петр I, заложивший основы для развития камнерезного дела в
России. По его указу в 172 5 году в пригороде Санкт-Петербурга - Петергофе -
открылась первая в России гранильная фабрика, где стали изготавливать изделия
из цветных камней и обучать мастеров камнерезному искусству. В середине XVIII
века среди российской аристократии распространилось увлечение минералогией. В
1765 году по указу императрицы Екатерины II на Урал отправилась экспедиция во
главе с Я. Данненбергом, открывшая новые месторождения яшмы, агатов, сердоликов
и других минералов. К началу 1780-х годов на русских гранильных фабриках была
разработана технология получения изделий из твердых самоцветов: давняя мечта об
убранстве дворцовых залов природным цветным камнем стала осуществимой. Весной
1783 года Ч. Камерон получил указание императрицы Екатерины Н подготовить
проект убранства яшмой комнат второго этажа Холодных бань. Архитектор выполнил
волю императрицы и подготовил рисунки к проекту убранства яшмой двух кабинетов.
В соответствии с замыслом Ч. Камерона, стены кабинетов были обрублены на девять
сантиметров, покрыты известняковыми плитами, облицованными яшмой. Особую
трудность представляли завершающиеся работы - шлифовка и полировка цветного
камня, призванные выявить яркость красок и сочность тонов. Выполняя полировку,
следовало довести до стеклянного блеска около двухсот квадратных метров стен,
наличников и карнизов. Эта работа проводилась вручную русскими мастерами. Стены
двух помещений второго этажа были облицованы пластинами уразовской яшмы
темно-красного цвета с вкраплением белого кварцита, которую в XVIII веке
называли "мясным агатом", в связи с чем интерьеры, созданные по проекту Ч.
Камерона, получили название Агатовых комнат. Всего для их убранства было
использовано 25 тонн этого камня.
Веерообразная гранитная лестница ведет в 1-й этаж павильона, где
были оборудованы купальные помещения с бассейном, получившие название Холодных
бань. Первый этаж отличается от второго более скромной отделкой. Здесь находится
"отдыхательная комната", купальный зал, ванная, угловой кабинет и русская баня.
В оформлении интерьеров Холодных бань Ч. Камерон применил цветной
камень, а также живопись и лепку. Лепные работы в Холодных банях выполнил О.
Мельников - крепостной Н. Львова, известного архитектора и поэта, скульптурные
работы - Ж. -Д. Рашет и К. Гофферт. В отделке интерьеров участвовали и другие
талантливые мастера-декораторы, работавшие в Санкт-Петербурге в 1780-х годах.
Среди них особенно выделялся Ж.-Б. Шарлемань и живописец И. Рудольф. Для
паркетов были использованы готовые полы, выполненные столярного дела мастером
X. Мейером по проектам Ю. Фельтена для дома А. Ланского, строившегося тогда на
Дворцовой площади в Санкт-Петербурге и из-за смерти Ланского оказавшиеся
невостребованными.
В годы Великой Отечественной войны немецкие оккупанты не пощадили
яшмовую облицовку и искусственный мрамор стен Агатовых комнат. Во всех
помещениях были уничтожены бронзовые орнаменты; бесследно исчезли мраморная
скульптура, б яшмовых ваз, 9 бронзовых скульптурных групп со стен Яшмового
кабинета, бронзовые барельефы-медальоны с тумб торшеров Большого зала. Несмотря
на повреждения военных лет, отделка интерьеров первого и второго этажей
павильона хорошо сохранилась. Сейчас в Агатовых комнатах открыт музей, где
демонстрируются их замечательные интерьеры.
Со стороны Висячего сада и Камероновой галереи верхний этаж
павильона Холодных бань воспринимается как совершенно самостоятельный
одноэтажный парковый павильон с полукруглым портиком-ротондой. Это главный,
юго-западный фасад Холодных бань, за которым располагаются Агатовые комнаты. От
остальных фасадов он отличается обилием таких же, как на Камероновой галерее
колонн ионического ордера, чем подчеркивается единство этих сооружений. Дорожки
Висячего сада, идущие от Агатовых комнат к пандусу, огибают зеленую лужайку, в
центре которой установлена скульптура Венеры - копия XIX века с античного
оригинала III века до н. э.
В 1787 году Висячий сад имел значительно меньшую площадь и иную
форму, чем та, которую мы видим сейчас; расширили сад пятью годами позже.
Первоначально сад располагался только перед зданием Холодных бань. Южным углом
он примыкал к северному углу Камероновой галереи, а западным - к торцевой части
Зубовского флигеля Екатерининского дворца. В этом месте во всю ширину флигеля
сад ответвлялся в виде узкой дорожки с цветным бордюром, служившей сообщением
между Екатерининским дворцом, Холодными банями и Камероновой галереей. Южный
угол торцевой части Зубовского флигеля Екатерининского дворца, соединенный
непосредственно с Висячим садом, представляет полуоткрытую площадку, называемую
Зеркальной: архитектурное оформление ее как в зеркальном отражении повторяет
Камеронову галерею - каннелированные колонны ионического ордера, фриз с венками
и мраморный пол. Зеркальная площадка соединялась непосредственно с покоями
Екатерины II: дверь с этой площадки вела в Зеркальный кабинет - одну из личных
комнат императрицы. Терраса в самом начале была задумана как основание для
небольшого Висячего сада, расположенного на уровне второго этажа, поэтому на
своды была уложена гидроизоляция из листового свинца и насыпан толстый слой
земли, позволявший производить посадку садовых растений. Здесь росли яблони,
сирень, жасмин и розы; вокруг кустов были высажены тюльпаны, пионы, нарциссы.
Боковые стороны Висячего сада окружала балюстрада из эзельского
доломита - камня, добывавшегося на острове Эзель. Работа производилась под
руководством иностранного мастера Эстерейха. Эти каменные балюстрады до нашего
времени не сохранились: еще в начале XIX века они сильно обветшали и их
заменили деревянными, окрашенными белой краской. При проектировании и
строительстве Пандуса в 1792 году появилась необходимость расширить площадь
Висячего сада. Для этого потребовалось поставить дополнительные шесть столбов и
выложить своды между флигелем Екатерининского дворца и Камероновой галереей,
где сада не было. В результате этих работ Висячий сад выдвинулся на линию
фасадов дворцового флигеля и галереи и приобрел ту форму, которая существует и
поныне.
Своды под Висячим садом. Фото 5.04.2004 г. |
Висячий сад. Фото 25.09.2005 г. |
В начале 1792 года императрица Екатерина II пожелала иметь дополнительный спуск в Екатерининский парк непосредственно из Висячего сада. Приступая к разработке проекта, Ч. Камерон предложил не повторять уже имевшуюся в конце Камероновой галереи лестницу, а построить пологий спуск. Предложение было одобрено. Спуск впоследствии назвали Пандусом (с фр. - спокойный, легкий спуск).
Пандус построен в виде постепенно понижающихся семи арок-сводов и трех безарочных пилонов. В замковых камнях арок с обеих сторон высечены маскароны античных богов - Юпитера, Аполлона, Юноны, Дианы, Марса, Минервы, Меркурия и других мифологических персонажей.
Пандус. Фото 5.04.2004 г. |
Пандус, маскароны. Фото 25.09.2005 г. |
Над колоннами, разграничивающими уступы по обеим стoронам спуска, были установлены бронзовые статуи муз - Евтерпы, Каллиопы, Мельпомены, Полигимнии, Талии, Терпсихоры, Урании и Эрато, а также Венеры-Каллипиги, Венеры Медицейской, Меркурия и Флоры. Богатое скульптурное оформление послужило поводом назвать Пандус в XVIII веке "Лестницей богов". Бронзовые статуи находились здесь недолго; по указу императора Павла I в 1798 году их перевезли в Павловск. Вместо них в 1826 году поставили чугунные треножники с чашей для цветов, отлитые на Петербургском казенном заводе по рисунку архитектора В. Стасова.
В самом конце Пандуса находились две
колоссальные бронзовые вазы, отлитые по образцам античных. Вазы оставались на
своих местах до 1941 года; во время оккупации города немецкими захватчиками они
бесследно исчезли.
Сооружение Пандуса началось осенью 1792 и завершилось в апреле
1794 года. Строительство велось под руководством архитектора И. Неелова,
состоявшего постоянным помощником Ч. Камерона. Тогда же по рисункам Ч. Камерона
на Пандусе были установлены железные ворота с решетками, изготовленные на
Сестрорецких заводах; эти ворота простояли до середины XIX века.
В 1811 году Пандус был передвинут. Это было
связано с тем, что в 1810 году неподалеку от Висячего сада и Пандуса была
построена Гранитная терраса, рядом с которой пролегала широкая прямая аллея,
пересекающая весь парк от Екатерининского дворца до Орловских ворот. Ныне эта
аллея называется Рамповой. Чтобы совместить направление Пандуса с Рамповой
аллеей, было решено его передвинуть; для этого узел соединения Пандуса с
Висячим садом переместили со средней на вторую арку от Екатерининского дворца.
В таком виде Пандус сохранился до наших дней.
В 1860-х годах император Александр II избрал Зубовский флигель Екатерининского дворца для летней штаб-квартиры. В связи с этим значительную часть прилегающего к флигелю парка отвели под Собственный садик и оградили металлической решеткой. Новая ограда непосредственно примыкала к окончанию Пандуса, где решили поставить вторые ворота. Чтобы избежать различия между новыми и старыми воротами, в 1865 году камероновские ворота заменили новыми, исполненными по проекту архитектора А. Видова. Эти ворота сохранились до наших дней.