г. ПУШКИН (ЦАРСКОЕ СЕЛО).
ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК.
Часть 7. Юго-западная часть парка.
Часть 1. Ансамбль Екатерининского дворца.
Верхние пруды вблизи Пудостского мостика. Фото 25.04.2005 г. |
В районе Большого пруда, в пейзажной части Екатерининского парка, расположен Мраморный, или Палладиев мост, или Сибирская мраморная галерея. Мост поставлен над узким протоком, соединяющим Большой пруд и несколько небольших прудов, вырытых в 1769 - 1770 годах.
Образцом для Мраморного моста, созданного по
модели В. Неелова, послужил мраморный мост в усадьбе Уилтон, в Англии,
воспроизводивший известный проект итальянского зодчего эпохи Возрождения А.
Палладио.
На основе его проекта Неелов изготовил
деревянную модель (несколько отличающуюся от оригинала) , по которой в начале
1770-х годов на Уральской (Екатеринбургской) гранильной фабрике уральские
камнерезы под руководством мастера В. Тортори вытесали из местного
голубовато-серого Горношитского и белого Становского мрамора колонны, капители,
тумбы, балясины и другие детали. Это обусловио еще одноназвание моста -
Сибирская Мраморная галерея. Облицовки устоев была выполнены из
серовато-розового гранита. Постройка фундаментов Мраморного моста датируется
1773 годом; в 1774 году крытый пятипролетный мост-галерея был собран в Царском
Селе мастером В. Тортори и его помощниками И. Ивановым, И. Григорьевым, П.
Петровским и Ф. Шахуриным уже из готовых деталей.
Мраморный мост представляет собой колоннаду,
установленную на гранитном основании, с расходящимися по обе стороны лестницами.
По сторонам большой и пологой центральной арки расположены малые полуциркульные
арки. Верхняя часть моста образована двумя квадратными в плане павильонами,
поставленными над арочными пролетами. Павильоны связаны друг с другом
колоннадой из легких и стройных ионических колонн. Промежутки между их
пьедесталами забраны балюстрадами из фигурных балясин.
Палладиев мост. Фото 5.04.2004 г. |
Палладиев мост. Фото 25.04.2005 г. |
Палладиев мост. Фото 22.09.2005 г. |
Художественное своеобразие этого памятника
определяется строго классическими пропорциями его колоннад и арок. Легкая
ионическая колоннада как бы парит в воздухе, придавая пейзажу неповторимое
очарование.
Мост перекинут через маленький пролив, отходящий от Большого
пруда в сторону Лебяжьего, отделяющий от Большого пруда целую сеть каналов
и заливов Английского сада.
Канал у Палладиева мостика. Фото 25.04.2005 г. |
Лебяжий пруд относится к системе Верхних прудов в пейзажной части парка. В этом месте был искусственно создан архипелаг из семи островков, на которых в пестро раскрашенных по рисункам А. Ринальди маленьких домиках жили лебеди. Острова и пруд и по сей день сохраняют название Лебяжьих.
Лебяжьи острова. Фото 5.04.2004 г. |
Лебяжьи острова. Фото 25.04.2005 г. |
На берегу пруда среди окружающей зелени возвышается один из первых павильонов пейзажной части Екатеринского парка - Пирамида.
Пирамида сложена из кирпича по проекту
архитектора В. Неелова в 1770 году, а в 1772 году облицована плитами гранита. В
1774 году она была разобрана до основания и отстроена заново Ч. Камероном в
1782 - 1783 годах. Ее лицевую часть прорезает вход, а по углам стояли четыре
колонны на пьедесталах, тела которых были вытесаны из серого уральского мрамора.
В стенах восьмигранного зала внутри Пирамиды
сделаны ниши для траурных ваз-пеплохранительниц. Такой тип павильона,
восходящий к древнеегипетским надгробиям и распространенный в декоративной
парковой архитектуре конца XVIII - начала XIX столетий, был выбран потому, что
с противоположной от входа стороны, у подножия Пирамиды, погребены три любимые
собачки Екатерины II - Том-Андерсон, Земира и Дюшес. Места погребения были
отмечены досками из белого мрамора с высеченными на них эпитафиями.
Пирамида - интересное по замыслу парковое сооружение; ее
позеленевшая, обомшелая поверхность придает строению вид древнего мавзолея.
Верхние пруды, вырытые в начале 1770-х годов
в пейзажной части Екатерининского парка, были связаны с Большим прудом. Вода,
свободно стекающая по склону холма, спускающегося к Большому пруду, стала
вымывать ложбину, что привело бы к высыханию Верхних прудов, поэтому было
решено создать систему плотин на протоке. Этим занялся инженер И. Герард. До
наших дней сохранился целый ряд его проектов плотин-каскадов, позволяющих
поддерживать уровень воды в Верхних прудах. Осуществлены из них были только два
проекта.
Среди них - Красный, или Турецкий каскад, представляющий собой
плотину, сложенную из блоков гранита и пудостского камня, с двумя суживающимися
кверху "готическими" башенками по сторонам. Плотина преграждает протоку,
отходящую от Лебяжьего пруда в сторону Рамповой аллеи.
Красный каскад. Фото 08.2002 г. |
У Красного каскада. Фото 22.09.2005 г. |
Стены башенок из красного кирпича были обработаны нишами со стрельчатыми завершениями; их светлые рустованные обрамления из пудостского камня четко выделяются на кирпичном фоне. Вид крепостного сооружения каскаду придают узкие щели-бойницы в нишах и завершающий стены башенок и плотину зубчатый парапет.
Планировку пейзажной части парка, в том числе и участка Лебяжьего пруда, делал в 1770-х годах В. И. Неелов. Он же автор архитектурного оформления мостов и каскадов.
Выше Турецкого каскада протоку перегораживает плотина с мостом над ней, называемым Пудостским, так как весь он облицован пудостским камнем.
Мост особенно интересен при взгляде на него сбоку, когда видны большие поверхности камня, оживленные тонким рисунком резного орнамента. К этому мосту, полого спускаясь, подходит Рамповая аллея.
Отсюда видно Розовое поле. Так называется район Английского сада, прилегающий с северо-запада к продолжению Рамповой аллеи после Пудостского моста и ограниченный с юго-запада Виттоловским каналом. Это был обширнейший луг, обрамленный кустами роз и простиравшийся до Подкапризовой дороги. В конце XVIII века поле служило для игр и забав на открытом воздухе. От единственного павильона, построенного здесь в 1793 году, - Круглой беседки - остался лишь гранитный цоколь. Она разрушена в XIX веке. После 1811 года Розовое поле было отдано для игр и прогулок воспитанникам Александровского лицея.
Виттоловский канал. Фото 09.2002 г. |
Виттоловский канал. Фото 5.04.2004 г. |
Две гранитные пристани на берегах Виттоловского
канала отмечают место, где ходил паром от Розового поля к Дубовой роще,
посаженной за каналом в последней четверти XVIII века. Она занимает всю
территорию между каналом и границей парка от Гатчинских до Баболовских ворот.
Дубрава насажена ровными рядами. На ее середине была оставлена прямоугольная
лужайка (позднее и там были посажены деревья) для того, чтобы с Розового поля
была видна Крымская колонна.
На мысе, вдающемся в Большой пруд, расположен
изящный павильон, увенчанный двумя куполами и высокой башенкой в виде минарета
- так называемая Турецкая баня.
Павильон был построен в 1852 году по велению Николая I в память
о заключении Адрианопольского мира, завершившего войну с Турцией 1828 - 1829
годов, и использовался как купальня.
Турецкая баня. Фото 08.2002 г. |
Турецкая баня. Фото 22.09.2005 г. |
Первый проект павильона, выполненный в 1848 году зодчим К. И. Росси, не понравился Императору. Создание нового было поручено архитектору И. А. Монигетти - одному из крупнейших мастеров периода эклектики в русской архитектуре, тонкому стилизатору, прекрасно чувствовавшему своеобразие различных архитектурных стилей. Он работал в течение двух лет и закончил проект в 1850 году.
Архитектор придал павильону вид мавританской мечети, использовав мотивы построек, зарисованных в Турции. Строительство павильона велось под руководством А. М. Камуцци. Первоначально укрепили берег пруда, затем на глубину 3,2 метра была вынута земля и после утрамбовки дна котлована на него уложили слой бетона из гидравлической извести и гравия.
Фундаменты павильона устроили бутовые на растворе
извести. Под полами на кирпичных столбах возвели своды в 1,5 кирпича. Плоскости
наружных стен расчленены тонко прорисованными тягами. Купол был вызолочен,
устроенные в нем люнеты служат для освещения помещения. Минарет увенчан шпилем
с полумесяцем. Двери и большой купол украшает лепнина, повторяющая рисунок
турецкого орнамента.
В 1852 году все работы были закончены, включая
устройство причала и замощение береговых откосов. Турецкая баня, последний по
времени постройки павильон Екатерининского парка, удачно вписалась в ансамбль,
не нарушив его единства.
Внутренние помещения выполнены в "мавританском"
стиле. В оформлении интерьеров были использованы вывезенные во время
Русско-турецкой войны из Румелии (европейская часть владений Османской
империи с центром в Софии) беломраморные детали внутренней отделки бани
турецкой султанши. Вход в сени, и далее в раздевальню открывал богато
орнаментированный портал. В раздевальне нижняя часть стен была облицована
цветной мозаикой, верхняя - украшена лепкой и орнаментальной живописью. В нише
из олонецкого мрамора был устроен каскадный фонтан. Мыльня освещалась верхним
светом; в ее стены были вделаны две чаши с кранами для теплой и холодной воды.
Высокая и широкая арка связывала помещение мыльни с центральным восьмиугольным
купольным залом, отделанным с наибольшей роскошью. Его главное украшение
составлял бассейн из белого мрамора с расписным и позолоченным фонтаном. Здесь
находились мраморные доски с высеченными на них стихотворными текстами,
привезенные из Турции. Убранство помещений с подлинными деталями турецкой бани,
восточными коврами, турецким диваном, бронзовыми фонарями и беломраморным
бассейном дополняло восточную тему павильона.
Во время войны 1941 - 1945 годов павильон был почти полностью
разрушен. В 1953 году восстановили только фасады Турецкой бани.
Орловские или Гатчинские ворота построены в 1771 - 1782 годах на южной границе Екатерининского парка. Проект выполнен архитектором А. Ринальди. Работы над созданием Орловских ворот велись под наблюдением архитектора И. Неелова и каменных дел мастера И. Пинкетти. Ворота представляют собой почти строгий квадрат в виде монументальной арки высотой около 15 метров. Ворота сложены из кирпича и облицованы мрамором разных цветов. Основной цвет серый, цокольная часть - красная, колонны и филенки - розовые. Гатчинские ворота - сооружение, где декоративные качества цветных мраморов раскрываются с предельной выразительностью благодаря большим поверхностям использованного камня.
Орловские ворота. Фото 08.2002 г. |
Орловские ворота. Фото 25.04.2005 г. |
В архитектуре Гатчинских ворот ощутим
характерный для раннего классицизма контраст между строгостью классической
композиции, сдержанным ритмом форм и пропорций и изысканным декоративным
решением. Ворота разделены по вертикали на три части, а по горизонтали на три
яруса. Нижний ярус - массивное гранитное основание пилонов с невысоким цоколем.
Второй ярус - пилоны, акцентированные четырьмя колоннами и пилястрами,
составленными из волют, цветочных венков и гирлянд. Второй ярус завершен
классического типа антаблементом, над которым высится аттик с пилястрами.
Средняя часть ворот прорезана удлиненной полуциркульной аркой с пролетом
шириной пять метров и глубиной более четырех метров. Рельефное обрамление
верхней части арки выделено замковым камнем.
В 1781 году решили сделать Орловские ворота
запирающимися: створы железных ворот были выполнены по проекту архитектора Дж.
Кваренги в 1787 году. В 1784 - 1786 годах были сделаны железные решетки,
установленные по обеим сторонам ворот. Сочетание мраморной арки с легкой
ажурной металлической решеткой, сквозь которую видна аллея Екатерининского
парка, придает воротам особое изящество. Мраморные части ворот сделаны в
Санкт-Петербурге из олонецких (карельских) пород мрамора русскими умельцами, а
железные решетки - на Сестрорецком оружейном заводе.
Ворота поставлены по распоряжению Императрицы
Екатерины II в честь графа Григория Орлова, спасшего Москву от эпидемии чумы. На
той стороне, что обращена к Гатчинской дороге, бронзовыми буквами написано:
"Орловым от беды избавлена Москва", а на противоположной: "Когда в 1771 году на
Москве был мор людей и народное неустройство, генерал-фельдцейхмейстер граф
Григорий Орлов по его просьбе получил повеление туда поехать, установил порядок и
послушание, сирым и неимущим доставил пропитание и исцеление и свирепство язвы
пресек добрыми своими учреждениями". Орловские ворота являются памятником
искусства русских мастеров каменного дела. "...Каменных обелисков, колонн и
строений, подобных созданным на берегах Невы, - писал академик А. Е. Ферсман, -
нет нигде в мире, перед ними бледнеют чудесные создания эпохи Возрождения". Место
для ворот было выбрано не случайно. Тут расположен выезд на дорогу в Гатчину, где
находилось имение Г. Орлова. В 1789 году Орловские ворота использовались для
торжественной встречи князя Г. А. Потемкина-Таврического, прибывшего в
Санкт-Петербург с вестью о взятии А. В. Суворовым крепости Очаков и победах
русской армии над турецкими войсками в Молдавии. После этого ворота украсили
эмблемами и военными доспехами, и они приобрели дополнительное значение памятника
воинской славы
Башня-руина находится вблизи Орловских ворот, в новой части
парка, где были воздвигнуты памятники русской воинской славы, посвященные
блестящим победам в русско-турецкой войне 1768 - 1774 гг. и свидетельствующие
о триумфах России. Башня относится к распространенному в
конце XVIII века типу парковых павильонов, напоминающих развалины античных или
средневековых храмов, крепостей или замков. Башня-руина похожа на развалины
средневекового крепостного замка. Даже глубокие трещины и выбоины в кладке ее
стен были сделаны искусственно для придания ей вида древней постройки.
Композиция сооружения проста - по своему облику
она напоминает ушедшую глубоко в землю гигантскую дорическую колонну,
завершенную обширной квадратной площадкой-абакой капители, и увенчанную круглым
в плане павильоном, стены которого прорезаны стрельчатыми арками. К башне
примыкают каменные стены, частью открытые, частью скрытые в толще насыпной
земляной горы. Стена, обращенная в сторону парка, прорезана полуциркульной
аркой. Ее архивольт вытесан из блоков пудостского камня. Возведена она по
проекту архитектора Ю. М. Фельтена в 1771 году также в честь героических
сражений русско-турецкой войны 1768 - 1774 годов.
Строительные работы велись архитектором И. М.
Ситниковым. Мощная каменная башня в виде колонны тосканского ордера увенчана
круглым бельведером-павильоном, установленным над плоским перекрытием,
сделанным из плитного камня. Бельведер - в виде полуразрушенной башенки со
сквозными готическими стрельчатыми проемами. Летом 1773 года художник А.
Бельский и помогавшие ему живописцы расписали альфреско наружные стены
Башни-руины. На оштукатуренной поверхности были высечены трещины, имитирующие
естественные повреждения кладки стен.
От Башни перекинута огромная каменная арка,
продолжением которой служит искусственная насыпь-пандус, имитирующая как бы
оборонительный крепостной вал. По краям насыпи в 1784 году были посажены
деревья. Арка служит входом в узкий коридор с винтообразным пологим пандусом
для подъема на бельведер башни, служивший видовой площадкой для обозрения
панорамы Екатерининского и Александровского парков с высоты 21 метра. Массивный
импост арки расположен почти на уровне земли у основания Башни. Это еще более
усиливает впечатление, что Башня ушла глубоко в землю. На замковом камне арки
высечена надпись, раскрывающая мемориальное значение павильона: "На память
войны, объявленной турками России, сей камень поставлен в 1768 году".
В 1780-х годах между Башней-руиной и расположенными близ нее
Гатчинскими воротами были посажены дубы. Деревьями были обсажены и склоны
земляной горы. В годы войны и оккупации большая часть деревьев была вырублена,
и сейчас склоны горы скрыты яркой зеленью молодых насаждений.
В пейзажной части Екатерининского парка, недалеко от
Адмиралтейства, начинается подъем на искусственную земляную гору у Башни-руины.
В начале этого подъема установлены Готические ворота, отлитые в Екатеринбурге
на Демидовских заводах в 1777 - 1778 годах по проекту Ю. Фельтена.
Рисунок ворот был заимствован архитектором из альбома "Gothik Architecture
Decorativ", известного в России уже в 1760-х годах. Это одно из первых в России
архитектурных произведений из чугуна.
Работы по установке ворот начались в 1779 году,
когда вырыли рвы и соорудили фундаменты. В 1780 году в Царское Село доставили
более 25 тонн чугунных отливок. В течение лета этого же года ворота собрали и
поставили на место.
Изящный тонко выполненный рисунок - свидетельство
высокого мастерства русских литейщиков. Глядя на их легкие изящные конструкции
тонкого листья, трудно поверить, что вес ворот составляет 25,5 тонн. В рисунке
ажурной стрельчатой арки хорошо имитированы готические мотивы. Готические
ворота Екатерининского парка являются одним из лучших образцов русского
чугунного художественного монументального литья.
Шестигранные пьедесталы ворот обработаны
филенками с готическим орнаментом. Высокие колонны в виде шестилистников в
сечении образуют ажурные устои, соединенные "готической" аркой. В XVIII веке
ворота украшали чугунные скульптурные фигуры, поставленные между колоннами.
В годы войны некоторые детали Готических ворот
были утрачены, но и в сегодняшнем состоянии ворота являются интересным образцом
русского чугунного литья XVIII века.