г. ПУШКИН (ЦАРСКОЕ СЕЛО).

ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК.



Часть 4. Собственный садик и Вечерний зал.

 

Часть 1. Ансамбль Екатерининского дворца.
Часть 2. Комплекс Камероновой галереи.
Часть 3. Старый сад.
Часть 4. Собственный садик.
Часть 5. Верхние пруды и Рамповая аллея.
Часть 6. Большой пруд.
Часть 7. Юго-западная часть парка.
Часть 8. Адмиралтейство и Каскадные пруды.

 

 

    C правой стороны от пандуса Камероновой галереи напротив Зубовского корпуса Екатерининского дворца находится Кагульский обелиск.

Кагульский обелиск. Фото 5.04.2004 г.

    Это первый монумент Царского Села, поставленный в память побед России в войне с Турцией в 1768 - 1774 годах. Он сооружен архитектором Антонио Ринальди в 1771 - 1772 годах в честь знаменательной победы русских войск 21 июля 1770 года на реке Кагул (приток Дуная) в Молдавии.

Вид на Кагульский обелиск со стороны
района Верхних прудов. Фото 22.09.2005 г.

    Надпись на бронзовой доске гласит: "Под предводительством генерала графа Петра Румянцева Российское воинство числом 17 тысяч обратило в бегство до реки Дуная турецкого визиря Галиль-Бея с силою полторастатысячною". Вкравшаяся в надпись ошибка, уменьшившая количество русских воинов с 38 до 17 тысяч не умаляет ни достоинства обелиска, ни величия подвига русских витязей.
    Самый лаконичный и строгий из всех царскосельских памятников славы, он привлекает изяществом пропорций и красотой материала - темно-серого мрамора с белыми устремленными вверх прожилками. Как всегда, Ринальди применил в пьедестале и стволе обелиска разноцветные мраморы в сочетании с красным гранитом двухступенчатого стилобата и цоколя. Высота памятника - 10,6 метра.

Кагульский обелиск. Фото 22.09.2005 г.

    В 1856 году значительная часть Английского сада, включая Большой луг, остров с Концертным залом, была отгорожена невысокой чугунной решеткой и тремя воротами с бронзовыми золоченными украшениями, отлитыми по рисункам архитектора И. Монигетти, и стала называться Собственным садиком. В 1865 году архитектор А. Ф. Видов разбил на месте открытого луга у Зубовского корпуса сад с фонтаном и цветником. Большой фонтан с восьмигранным бассейном и высокой вазой изготовлен из каррарского мрамора на Петергофской гранильной фабрике по рисунку Видова скульптором Ф. Ботта. Он стал композиционным центром сада.

Собственный садик. Фонтан с вазой. Фото 22.09.2005 г.

    Вокруг фонтана создали живописные цветники, извилистые дорожки.

Собственный садик. Фото 25.09.2005 г.

Собственный садик. Фото 22.09.2005 г.

    В 1866 году в Собственном садике по проекту Видова была сооружена из серого "бременского камня" (песчаника) дугообразная пергола - веранда в итальянском стиле. Она окончательно закрыла перспективу от Зубовского корпуса на Кагульский обелиск и остров с Концертным залом и разделила Большой зеленый луг на две части.

Пергола у Кагульского обелиска. Фото 5.04.2004 г.

Пергола. Фото 22.09.2005 г.

Львы у Перголы. Фото 22.09.2005 г.

    Собственный садик интересен как пример планировки и устройства придворцовых интимных садов середины XIX века. Он эклектичен по своему типу, так как сочетает элементы регулярного и пейзажного характера. Садик в значительной мере нарушил композицию и художественную целостность пейзажной части парка.


Скульптура Собственного садика.
Фото 22.09.2005 г.

Скульптура Собственного садика.
Фото 25.09.2005 г.

    В 1930 году в Собственном садике была расставлена мраморная скульптура, спасенная в годы Великой Отечественной войны и в настоящее время находящаяся в садике: две копии "Танцовщиц" А. Кановы начала XIX века, "Зефир" В.Ц. Бродского и "Нимфа" П.П. Забелло.

Скульптура Собственного садика. Фото 22.09.2005 г.

    Вечерний зал - павильон, стоящий вблизи границы Екатерининского и Александровского парков, рядом с Подкапризовой дорогой.


Вечерний зал. Фото 5.04.2004 г.

Вечерний зал. Фото 22.09.2005 г.

    Строительство павильона, начатое в 1796 году И. В. Нееловым, было прервано при Павле I и возобновилось лишь в 1806 году по измененному проекту, который составили П. В. Неелов и Л. Руска. Павильон получил типичные позднеклассические черты с характерным тяготением к широкой глади стен, оживленной скульптурой. Четырехколонный ионический портик с высоким аттиком выделил центральную часть лицевого фасада. Стены по сторонам портика обработаны тонким "французским" рустом; по сторонам окон на невысоких пьедесталах установлены кариатиды, поддерживающие прямые тяжелые сандрики большого выноса.

Вечерний зал. Кариатиды. Фото 5.04.2004 г.

    Вечерний зал состоит из прямоугольного Большого зала и двух небольших кабинетов по сторонам. Стены Большого зала были облицованы искусственным мрамором, утраченным в годы Великой Отечественной войны; в их верхней части художник-декоратор Ф. Щербаков написал живописный фриз. На нем на фоне паркового пейзажа изображены олени и амуры на колесницах. От бывшего живописного убранства сохранился плафон центрального зала, реставрированный после Великой Отечественной войны. Сейчас в павильоне расположен выставочный зал.

 

 

 


2005 г., фото А. Разумов (2001...2005 гг.), Л. Бесараб (2005 г.)

Наш Питер. Рейтинг сайтов. Rambler's Top100
TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Рейтинг@Mail.ru

Используются технологии uCoz