ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНЫЕ МЕСТА БОЛЬШОЙ
ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГИ.
ОРАНИЕНБАУМ. ДВОРЦЫ И ПАРКИ
Часть 1. Ансамбль Большого дворца и Нижний сад.
Текст - по книге С. Б. Горбатенко "Петергофская Дорога. Историко-архитектурный путеводитель." Для просмотра фото в большом разрешении щелкните по картинке:
Ораниенбаум возник почти одновременно с Петергофом в начале XVIII столетия. В ходе Северной войны ближайший сподвижник Петра I А. Д. Меншиков был назначен губернатором отвоеванного у шведов Ингерманландского края, и в 1707 году ему были пожалованы земли на берегу Финского залива со старинными городами Ям и Копорье. К этому времени выход России к морю был закреплен строительством Петербурга и созданием сначала форта Кроншлот, а затем и крепости Кронштадт на острове Котлин. Для своей загородной резиденции Меншиков выбрал прибрежный участок западнее Петергофа, как раз напротив Котлина, и с тех пор Ораниенбаум стал как бы станцией на пути между Петербургом и Кронштадтом.
Ораниенбаум в переводе на русский язык означает померанцевое
дерево. Когда и почему появилось это название, трудно сказать. Возможно из-за
того, что на широких террасах и площадках открытых лестниц меншиковского дворца
летом выставляли в кадках выращенные в местных оранжереях южные растения, в том
числе значительное количество померанцевых и апельсиновых деревьев. Так или иначе,
но на гравюре 1761 года с видом дворца Меншикова, исполненной по рисунку М. И.
Махаева, уже помещен герб с изображением плодоносящего апельсинового дерева в
кадке. Несколько позднее Ораниенбаум по административному делению получил права
города и ему был присвоен этот же герб.
Дворцово-парковый ансамбль складывался на протяжении всего XVIII
века. Начало строительства было положено сооружением Нижнего сада и дворца А. Д.
Меншикова. На высокой береговой гряде в 1710 - 1727 годах архитекторы Д. М.
Фонтана и Г.-И. Шедель возвели двухэтажный дом, получивший позднее название
Большого дворца. Эти же зодчие были авторами дворца Меншикова в Петербурге. И
как в столице дом Меншикова был больше и наряднее всех других (даже царских
палат), так и здесь строившийся неподалеку, в Петергофе, дворец Петра I
выглядел значительно скромнее.
Большой ораниенбаумский дворец возводили, постепенно увеличивая
его размеры. Сначала был задуман и выстроен только главный корпус, потом к нему
пристроили галереи и, наконец, увенчанные куполами боковые павильоны (в западном
помещалась церковь, в восточном - Японский зал). Их монументальный характер и
другие данные заставляют предполагать принадлежность этого проекта Ж.-Б. Леблону,
пребывание которого в Ораниенбауме отмечено в документах, или его помощнику Н. Пино.
Вид на Большой дворец и Нижний сад с Дворцового пр. 13 июля 2013 г. |
Нижний сад и центральная часть дворца. 13 июля 2013 г. |
Главный фасад дворца обращен в сторону моря, его центральный корпус увенчан княжеской короной, а восьмигранные павильоны, фланкирующие плавные дуги галерей, завершены высокими куполами с фонариками.
Японский флигель дворца. Апрель 2002 г. |
Японский павильон. 25 июля 2004 г. |
Японский павильон. 13 июля 2013 г. |
Некогда галереи имели плоские огражденные балюстрадами кровли и служили местом прогулок. С них открывался красивый вид на "ковровые" цветочные партеры Нижнего сада, на залив и Кронштадт. Фасады дворца весьма сдержанно оформлены пилястрами и довольно простыми наличниками окон, но сама по себе архитектурная композиция придает зданию парадность и величественность.
Вид на центральную часть дворца со стороны Верхнего парка. 25 июля 2004 г. |
Вид на центральную часть дворца со стороны Верхнего парка. Апрель 2002 г. |
Японский павильон. Фрагмент. 25 июля 2004 г. |
С южной стороны к дворцу примыкают два вытянутых прямоугольных хозяйственных корпуса, обрамляющих широкий двор.
Хозяйственные корпуса. Апрель 2002 г. |
Хозяйственный корпус. 25 июля 2004 г. |
Хозяйственный корпус. Ворота. 25 июля 2004 г. |
Несмотря на то, что первоначальная внутренняя отделка после многочисленных перестроек почти не сохранилась, в целом Большой дворец является редкостным памятником архитектуры петровского времени.
Внутренняя отделка дворца, так и не законченная
при Меншикове, судя по дошедшим до нас сведениям, должна была отличаться большим
разнообразием и пышностью. В парадных помещениях стены обтягивали шелками или
ткаными шпалерами, а иногда кожаными обоями, расписанными золотом, серебром и
"разными красками"; порой для облицовки использовались натуральный мрамор и цветные
изразцы. Живописные плафоны и наборные паркеты довершали отделку комнат. После
смерти Петра I в январе 1725 года Меншиков стал фактическим правителем России, но в
1727 году представителям старой родовой знати удалось отстранить его от дел и предать
суду. Он был сослан в Березов, а все его имения и имущество конфискованы и перешли в
государственную казну. Последние дни перед опалой Меншиков провел в хлопотах по
подготовке к освящению дворцовой Пантелеймоновской церкви. 3 сентября 1727 г. церковь
торжественно освятили, а уже 8 сентября Меншиков был подвергнут домашнему аресту и
вскоре отправился в ссылку. После падения Меншикова строительные работы в
Ораниенбауме на два десятилетия замирают почти вовсе. Согласно описи 1728 года в
составе усадьбы опального князя насчитывалось около пятидесяти построек.
С тех пор Большой дворец в Ораниенбауме неоднократно менял владельцев,
не раз перестраивались и переделывались интерьеры. До настоящего времени от старой
внутренней отделки осталось немного, представление о ней могут дать вестибюль с
лестницей, центральный зал с примыкающими к нему комнатами в главном корпусе, Золотой
кабинет и интерьер Японского павильона.
В 1737 - 1739 гг. архитекторами М. Земцовым, П. Еропкиным и И. Коробовым
дворец был реконструирован для размещения морского госпиталя. Но это учреждение
пребывало в нем недолго: 17 ноября 1743 года последовал указ императрицы Елизаветы
Петровны о передаче Ораниенбаума наследнику российского престола великому князю Петру
Федоровичу и архитектор В. Растрелли отделал для него ряд помещений, а также переделал
террасы перед дворцом.
Одновременно со строительством Большого дворца перед его главным фасадом
был разбит один из первых в России регулярных садов - Нижний. Для него требовалось
большое количество кленов, лип, вязов, но главным образом плодовых деревьев и
кустарников - яблонь, вишен, смородины, которые везли издалека. Руководил разбивкой
сада садовник Вицвол со своим помощником, шведом Христофором Грацем. В центральной
части были устроены цветники и три фонтана, боковые заняли боскеты с посаженными
внутри плодовыми деревьями.
Нижний сад был задуман как единое целое с дворцом. Первоначально
размеры сада были гораздо больше, чем теперь, он занимал пространство от дворца до
залива: ширина вдоль фасада равнялась 530, а глубина (до берега залива) 1067 метрам.
Сад был распланирован симметрично, с пестрыми партерами сложного геометрического
узора, со стрижеными боскетами, прямыми дорожками, фонтанами и деревянными резными
статуями. Позднее, в 1780-х годах, Нижний сад украсился привезенными из Италии
мраморными фигурами; среди них - исполненные в 1757 году в Падуе известным
скульптором А. Бонацца изображения Зефира, Флоры, Вертумна и Помоны. В 1935 году
скульптуры Нижнего сада переданы в Петергофские парки.
Постепенно, с развитием города сад значительно уменьшился, и очертившая с севера его сложный контур ажурная решетка в 1751 г. соединила стоящие на уровне нынешнего Дворцового проспекта бывшую Оранжерею и Картинный дом. Ограда сооружена из каменных столбов, декорированных резными деревянными арматурами и бюстами, чередующихся со звеньями решетки (первоначально деревянной, а впоследствии металлической). В настоящее время площадь партера составляет 4,8 гектара.
От центрального входа в Нижний сад по топкому берегу в сторону залива в 1712 - 1713 годах прорыт канал длиной более километра. Предание гласит, что он был выкопан по приказу Меншикова за три дня его крепостными. Канал, соединяющий дворец с морем,- специфическая деталь прибрежных усадеб петровского времени, подобных Петергофской и Стрельнинской. Берега канала в Ораниенбауме были обсажены двойным рядом деревьев. Напротив главных ворот, у пристани ковша, которым начинался канал, в 1720-х годах соорудили каменный павильон-беседку. Идущий от Меншиковского дворца канал имел важное значение для сообщения с Кронштадтом, так как, по свидетельству современника, между материком и островом Котлии "в ненастную погоду суда ни на парусах, ни на веслах не могут ходить... особенно же во время льдов. По каналу же и его продолжению, идущему далеко в море, суда могут проходить беспрепятственно". В конце XIX века у ковша сооружена новая пристань с деревянной лестницей, а деревья, некогда посаженные вдоль канала, постепенно исчезли. В XX веке вовсе утратилась связь Нижнего сада с Финским заливом - их разделили шоссе и линия железной дороги. Однако в композиции Большого дворца роль Морского канала, расположенного по центральной оси ансамбля, остается весьма значительной.
Морской канал. 25 июля 2004 г. |
Морской канал. 13 июля 2013 г. |
По линии шоссе, идущего вдоль северной части ограды, в середине XVIII века были выстроены здания, дополнившие ансамбль Большого дворца, частично сохранившиеся до нашего времени.
В западной части сада в 1752 - 1755 гг. выстроено одноэтажное с мезонином над средним выступом-ризалитом здание - так называемый Картинный дом, ставший главным "культурным центром" великокняжеской резиденции: здесь размещались оперный зал, картинная галерея, кунсткамера и библиотека. Такое сочетание культурных учреждений встречается здесь впервые в России. Здесь размещалась огромная коллекция картин, более трехсот живописных полотен. Это было одно из первых собраний западноевропейской живописи.
С этим зданием связаны и многие яркие страницы музыкальной жизни Ораниенбаума. Архитектура его скромна и выразительна. Великолепно найденные пропорции, гармония пластических форм, разнообразие декоративной отделки придают облику строения целостность и завершенность.
Картинный дом. 25 июля 2004 г. |
Картинный дом, восточный фасад. 13 июля 2013 г. |
Симметрично ему у восточной стороны ограды, на месте
разобранной деревянной оранжереи Нижнего сада в 1747 - 1748 гг. возвели новую каменную
Оранжерею, где выращивались померанцевые, лавровые, персиковые деревья и даже ананасы.
В 1851 г. Померанцевая Оранжерея была разобрана.
Эти два здания вместе с так называемыми Нижними служебными домами
входили в усадьбу Большого дворца и составляли с ним единый ансамбль. Нижние дома,
хотя частично и перестроенные в XIX веке, интересны тем, что дают представление о
характерных жилых домах первой половины XVIII столетия. Комплекс Нижних домов, который
оформил парадный подъезд ко дворцу со стороны Петербурга, был возведен в 1749 - 1751
годах. В центре его располагалось здание парников, симметрично по сторонам - два жилых
дома. Под прямым углом к ним построили еще два здания, в каждом из которых находились
конюшни и ледники (в плане комплекс П-образный).
Ансамбль продолжал совершенствоваться и в
царствование Екатерины II. В период 1762 - 1780 гг. работы во дворце велись под
руководством А. Ринальди. Так в 1766 - 1767 гг. перед воротами восточного
флигеля со стороны Нижнего пруда построили каменную "галерею" - площадку,
обнесенную балюстрадой, с высокой подпорной стеной и гротом.
В 1792 г. во дворце вновь было решено разместить госпиталь, и из
него была вывезена значительная часть его ценного внутреннего убранства.
Перемены в архитектуре Большого дворца и Нижнего сада произошли в середине XIX
века, когда основное внимание владельцев было направлено на создание Верхнего
парка. На крыльях Большого дворца были сделаны асимметричные надстройки,
которые нанесли несомненный ущерб композиции здания, равно как и устройство
застекленной веранды над балконом главного корпуса со стороны двора. Была
разобрана Оранжерея, надстроили второй этаж над западным Нижним домом, занятым
квартирой управляющего дворцами. Всё это свидетельствовало о том, что главный,
морской фасад ансамбля стал рассматриваться как второстепенный. Даже главный
вход в парки был отнесен ближе к городу.
С началом Первой мировой войны в Большом дворце разместился
военный госпиталь. В 1917 г. дворец был национализирован. Нижний сад в 1920-х гг.
превратили в "летний", с театром, эстрадой, ларьками. На месте центральной
эспланады устроили спортплощадку. В середине 1930-х гг. в Нижнем парке построили
деревянный кинотеатр, в 1937 г. были уничтожены пилоны ворот середины XVIII
века на шоссе у Нижних домов.
Вскоре после завершения Великой Отечественной войны начались
большие работы по реставрации дворца с приспособлением его под военный институт.
Автором проекта реставрации был К. Д. Халтурин, ему помогали Е. В. Казанская и
А. Э. Гессен. Работы проводились под контролем Научно-экспертного совета и
ГИОП в 1946 - 1956 гг. Наиболее важными изменениями в объемно-пространственной
композиции дворца стала ликвидация надстроек на западном крыле и веранды на
южном фасаде главного корпуса. Была произведена реставрация каменной кладки
террас. Помещения Большого дворца длительное время были заняты различными
организациями. Но, наконец, они были освобождены, начались реставрационные
работы и в 2000 г. первые отреставрированные помещения Большого дворца приняли
первых посетителей.
В 1976 г.приступили к воссозданию старой планировки и облика
Нижнего сада - такого, каким его можно увидеть на аксонометрическом плане А.
Сент-Илера середины 1770-х годов. Проект реставрации сада выполнен П. П.
Ковалевским и К. Д. Агаповой. Создатели концепции несколько упростили при этом
рисунок партеров и выполнили их в другом материале. Недостает только скульптуры,
которая осталась в Петергофе.
Нижний сад. Вид с террасы дворца. Апрель 2002 г. |
Нижний сад. Вид с террасы дворца. 25 июля 2004 г. |
Нижний сад. Вид с террасы дворца. 25 июля 2004 г. |
Работы продолжаются по сей день. Недавно была завершена реставрация Японского павильона. В связи с тем, что предполагается также реконструкция Картинного дома, закономерно встал вопрос и о воссоздании несохранившейся симметрично расположенной Померанцевой Оранжереи, о которой известно, что она была "такой же фасады".
Нижний сад. Вид с террасы дворца. 25 июля 2004 г. |
Нижний сад. Вид на Японский павильон. 25 июля 2004 г. |
На террасе Большого дворца. 25 июля 2004 г. |
Нижний сад. Еловая аллея. 25 июля 2004 г. |
Нижний сад. Центральные ворота. 25 июля 2004 г. |
Нижний сад. Старая липа. 25 июля 2004 г. |