ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНЫЕ МЕСТА БОЛЬШОЙ
ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГИ.
ПАРКИ СОБСТВЕННАЯ ДАЧА И СЕРГИЕВКА,
КОМПЛЕКС ГОС. УНИВЕРСИТЕТА
Текст - по книгам С. Б. Горбатенко "Петергофская Дорога. Историко-архитектурный путеводитель", Д. А. Кючарианц и А. Г. Раскин "Сады и парки дворцовых ансамблей Санкт-Петербурга и пригородов" и сборнику "Зодчие С.-Петербурга"
Строительство на территории петергофской "Собственной Дачи"
началось, вероятно, в 1727 г., после занятия престола Петром II. Его бывший воспитатель
А. Г. Долгоруков, сенатор и гофмейстер, член верховного тайного совета, начал здесь
строительство каменного дворца. Строительство дворца не было окончено в связи с
переездом Двора в Москву. После смерти Петра II Долгоруков был отправлен в ссылку, а
его имение конфисковано. В 1733 г. имение с недостроенным дворцом было передано
императрицей Анной Иоанновной выдающемуся проповеднику, публицисту и общественному
деятелю, новгородскому архиерею Феофану Прокоповичу. Большой ценитель красивых пейзажей,
он построил здесь семинарию, считая что достоинства приморского ландшафта будут
способствовать учебному процессу и нравственному совершенствованию учеников. Кроме того,
он положил начало деревне Бобыльской, поселив на территорию приморской части бывшей дачи
несколько крестянских семей из своих новгородских вотчин. После смерти Прокоповича дача
осталась в казенном ведомстве, а в 1741 г. была пожалована цесаревне Елизавете Петровне.
С вошествием на престол Елизавета развернула на даче большое строительство. На ней
возводились новые службы - кухни, погреба, конюшни, к западу от дворца на возвышенности
возвели деревянную придворную Владимирскую церковь. К востоку от дворца Ф.-Б. Растрелли
построил новый большой деревянный одноэтажный дом, соединяющийся со дворцом галереей,
ведущей через овраг. Именно в эти годы и закрепилось название Собственная дача. Идея
маленького личного императорского сада обрела в комплексе Петергофской дороги
расширительное значение.
После смерти Елизаветы Петровны Собственная дача отошла на второй план.
В царствование Екатерины II многие обветшалые постройки были снесены, построенный
Растрелли дом разобран и перевезен. Фасады каменного дворца были изменены, возможно по
проету Ю.М. Фельтена, который работал на Собственной даче в 1770-х гг. Дворец получил
скатную кровлю, ризалит завершил треугольный фронтон. Прежний балкон был заменен новым,
опирающимся на четыре тосканские колонны.
В 1843 г. Николай I пожаловал Собственную дачу наследнику
престола великому князю Александру Николаевичу, и начались большие работы по
реконструкции ансамбля. В 1844 - 1850 годах по проекту А. И. Штакеншнейдера был
перестроен дворец. Он получил третий, мансардный этаж, фасады были оформлены в
стиле необарокко. Морской и садовый фасады в среднем ризалите были акцентированы
четырьмя атлантами, колоннами и сложным раскрепованным лучковым фронтоном. Так
же, как и фасадам здания, его интерьерам были приданы черты, типичные для
архитектуры барокко.
Были перестроены плотины и мосты, частично перепланирован парк,
сооружены дома для придворных и садовников, караулка на Собственном проспекте. В
регулярном садике к югу от дворца установили вазы, а позже, в 1872 г. - мраморные статуи,
изображающие немецких музыкантов в костюмах середины XVIII века. Перед северным морским
фасадом соорудили склон с террасами и широкой лестницей, которая двумя маршами спускается
к большому прямоугольному пруду с откосными берегами. Перед нижним прудом разбили цветники
и устроили фонтаны. Регулярность центральной части совмещена с пейзажным оформлением
остальной части парка. Оврагу, по которому бежит ручей, была как бы сохранена естественная
нетронутость. Это впечатление достигалось живописной фактурной обработкой крутых обрывистых
склонов и набросом валунов. Мосты, сооруженные по стронам дворца, привнесли в композицию
ансамбля неповторимые черты. Во дворце Александр Николаевич провел свой медовый месяц.
Каменная Троицкая церковь в стиле барокко с одним
многогранным куполом была построена к западу от дворца в 1858 - 1860 годах по проекту
А.И. Штакеншнейдера на месте деревянной придворной Владимирской церкви.
Закрытая в 1930-х годах и пострадавшая от обстрелов в годы Великой Отечественной войны
церковь до недавнего времени была законсервирована.
В 2005 г. она была передана верующим и ныне начата ее реставрация.
Во время Великой Отечественной войны дворец, церковь и другие постройки жестоко пострадали от обстрелов. Дворец был восстановлен в 1955 - 1960 годах с реставрацией фасадов и приспособлением под базу отдыха Ленинградского инженерно-строительного института архитектором И.Н. Бенуа. Утраченные мосты заменены временными, утилитарными. В 1980 году была осуществлена очередная реставрация фасадов здания и начаты работы по воссозданию парка по проекту, разработанному архитекторами М.В. Плехановой и А.А. Байдалиновой. В 2006 г. намечается новая реставрация дворца.
Северный фасад дворца. Фото 31 мая 2006 г. |
Южный фасад дворца. Фото 31 мая 2006 г. |
С Собственной дачей с запада граничит дача
Лейхтенбергского, или Сергиевка. Она сложилась из трех петровских "приморских
мест". Первоначально ими владели царевич Алексей Петрович, Петр Алексеевич
(будущий Петр II), А. И. Румянцев, В. Л. Долгоруков, П. А. Румянцев-Задунайский.
В 1820-х гг. эти владения были собраны вместе Кириллом Александровичем
Нарышкиным, обер-гофмаршалом двора Николая I. В 1839 г. у наследников К. А.
Нарышкина имение было риобретено в качестве свадебного подарка дочери императора
Марии Николаевне, выходящей замуж за герцога Максимилиана Лейхтенбергского.
К этому времени, кроме большого господского дома, здесь имелись "шведский" и
"китайский" домики, несколько каменных и деревянных флигелей, ферма, баня на
взморье.
В 1839 - 1840 годах в усадьбе по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера и садового мастера П. И. Эрлера проводились работы по созданию нового дворцового ансамбля. Здесь был возведен великолепный дворец в стиле "неогрек", подобный античной вилле, со сложной объемно-пространственной композицией, окруженный портиками и перголами.
Дворец дачи Лейхтенбергских "Сергиевка". Южный фасад. Фото 2002 г. |
Отреставрированный фрагмент восточного фасада. Фото 31 мая 2006 г. |
В стены были вкомпонованы подлинные античные фрагменты, в том числе два мраморных портика. От дворца , через просеку с одиноким деревом, открывался вид на залив. У подножия террасы был разбит сад с большим фонтаном.
Вид с шоссе на дворец. Фото 31 мая 2006 г. |
Вид на залив. Фото 31 мая 2006 г. |
На месте старых служб, к юго-востоку от дворца, возвели служебные корпуса - Гофмейстерский (Кавалерский), Кухонный, смотрительские дома.
Гофмейстерский корпус. Западный фасад. Фото 31 мая 2006 г. |
Гофмейстерский корпус. Восточный фасад. Фото 31 мая 2006 г. |
Служебный корпус. Фото 31 мая 2006 г. |
Южнее располагались экипажные сараи, а за ними, в лесном массиве, сохранявшиеся от дачи Нарышкина Китайский дом с беседкой и ледником. По другую сторону прилегающего ко дворцу луга, на краю глубокого оврага, был построен Чайный павильон - окруженная гермами терраса с двумя небольшими комнатами и примкнувшей к ней перголой.
С юга луг замыкала церковь св. Екатерины - прямоугольная, облицованная мрамором постройка, спроектированная Штакеншнейдером в 1843 году. Кровлю венчала фигура ангела с крестом, другие ангельские фигуры поддерживали архитравы вытянутых прямоугольных окон. Перед входом, на пъедестале, находилась статуя евангелиста Иоанна. Единственным признаком православной церкви на фасадах были надписи на церковнославянском языке, размещенные на фризе. Вероятно, именно поэтому здание до сих пор ошибочно именуется "Капеллой". Ныне здание церкви находится в руинах.
Сергиевка. Руины церкви. Фото 2002 г. |
Остатки северной стены храма. Фото 31 мая 2006 г. |
В русле протекавшего по оврагу ручья был устроен каскад прудов с плотинами и мостами, на склонах - гранитные лестницы. Как у дворца, так и в ложе оврага были установлены многочисленные статуи и небольшие "семейные" памятники: принц Лейхтенбергский привез из Германии множество произведений скульптуры; сам он, будучи президентом Академии художеств, стремился превратить Сергиевку в настоящее "художественное гнездо".
Сергиевка. Валун "Голова". Фото 2002 г. |
Сергиевка. Валун "Голова". Фото 31 мая 2006 г. |
Ныне территория и постройки Сергиевки принадлежат НИИ Биологии Санкт-Петербургского государственного университета.
Аллеи старинного парка Лейхтенбергских выведут нас к железнодорожной платформе Университет, за которой расположены новые корпуса С.-Петербургского Государственного университета. По генеральному плану развития Ленинграда 1966 г. предполагалось вынести ряд крупных ВУЗов из города. Их размещение предполагалось в основном вдоль южного берега Финского залива. Для размещения ЛГУ была выделена территория площадью почти 600 га, находящаяся между Петродворцом и Ломоносовым, на естественной террасе, возвышающейся на 30 м над уровнем моря.
Композиция генерального плана университета была разработана видным ленинградским архитектором И.И. Фоминым и его коллегами из мастерской № 10 Ленпроекта. Композиция плана строилась на пересечении двух градостроительных осей - Университетского проспекта, параллельного берегу залива, протяженностью в два километра, и Морского бульвара, протянувшегося с севера на юг.
Университетский проспект. Фото 18 апреля 2005 г. |
Столовая учебного городка. Фото 18 апреля 2005 г. |
На их пересечении предполагался главный центр ансамбля - площадь Науки со зданиями ректората и университетской фундаментальной библиотеки. Вертикаль книгохранилища библиотеки, рассчитанного на 6 миллионов томов, должна была стать высотной доминантой всего комплекса университета. По проекту университетский городок был разделен на 6 зон: ректорат, учебно-научную, общежития, жилой микрорайон с системой обслуживания для преподавателей и служащих, спорткомплекс и хозяйственную. После завершения строительства число студентов должно было достигнуть 16 тысяч. В новый университет предполагалось перенести вначале все естественные факультеты, а затем и гуманитарные.
В конце 1980-х гг. начались проблемы с финансированием строительства. В настоящее время университет в Петергофе в силу экономических и иных обстоятельств еще далек от завершения. Пока здесь разместились лишь естественнонаучные факультеты и институты.
Химфак. Фото 18 апреля 2005 г. |
Факультет прикладной математики. Фото 18 апреля 2005 г. |
4-5 этажные здания Научно-исследовательского физического института (НИФИ), математико-механического и химического факультетов различны по своему объемному построению и внутренней планировке, но родственны по характеру архитектуры. Это проявляется в ее сдержанности и лаконичности, крупном масштабе членений фасадов, в стройном ритме преобладающих вертикалей - то в виде больших витражей, то в виде пилястр и лопаток, то в виде скульптурно выявленных объемов вертикальных коммуникаций - лестниц и вентиляционных шахт.
В процессе проектирования комплекса было сделано немало архитектурно-композиционных находок. Так, планировочное решение здания НИФИ строится на сочетании системы самостоятельных лабораторных "блков-кубиков", соединенных системой коридоров и блоком актового зала на 400 мест.
Интересны здания студенческих общежитий, решенные в виде "трилистников". Их комплекс до сих пор еще не завершен, но даже и в современном виде они удачно формируют высотный силуэт университетского городка.
Кварталы жилых домов для профессорско-преподавательского состава, возведенные в южной части бывшей Егерской слободы, вдоль продолжения Университетского проспекта, характерны своим пирамидальным силуэтом - высота домов от 14 этажей в центре постепенно снижается к границам квартала ступенями в 9, 7 и 5 этажей.
|