Невский район. От Щемиловки до Обуховског завода.

 

 

    За Фарфоровым заводом и Преображенским (Фарфоровским) кладбищем в XIX - начале ХХ века располагалась деревня Щемиловка. В 1840-х гг. к западу от Щемиловки прошла линия Петербурго-Московской (ныне Октябрьской) железной дороги. Грунт для насыпи добывали в карьерах, выкопанных вдоль линии. Часть одного из них сохранилась в районе Ивановской улицы и Белевского проспекта. Во 2-ой половине 19 - начале 20 вв. Щемиловка - рабочая окраина Петербурга. В начале 1930-х гг. территория благоустроена, сооружён Володарский мост.

Памятник В. Володарскому у моста. Фото февраль 2002 г.

    Мост назван в память о комиссаре Моисее Марковиче Гольдштейне, называвшем себя В. Володарским и убитом в 1918 г. в районе будущего моста представителем питерского пролетариата Н. Сергеевым (на этом месте в 1930-х г. сооружен памятник революционеру).

Володарский мост до реконструкции. С открытки 1980-х гг.

    Мост был построен в 1932 - 1936 гг. Авторами проекта стали инженеры Г. П. Передерий, В. И. Крыжановский и архитекторы К. М. Дмитриев и А. С. Никольский. Мост представлял собой трехпролетное железобетонное арочное сооружение с "ездой понизу", со средним металлическим раскрывающимся разводным пролетом. Для разобщения движения по мосту с движением по набережным на обоих берегах реки сооружены путепроводы, архитектурно увязанные с мостом - первая в городе транспортная развязка в двух уровнях. Этот опыт перекрытия набережных был в дальнейшем использован в градостроительстве Москвы. Для перекрытия боковых 101-метровых пролетов Передерий применил гибкие железобетонные арки. Впервые в практике конструирования железобетонных арочных ферм применена трубчатая арматура - металлические трубы, предварительно заполненные бетоном. Разводной пролет состоял из двух стальных крыльев, раскрывающихся поворотом кверху вокруг горизонтальных осей. Обе речные железобетонные опоры с гранитной облицовкой возведены на кессонных основаниях; береговые опоры - на свайных. Разводной пролет моста впервые был перекрыт фермами, сопряжение элементов которых произведено электросваркой. Сопряжение металлических частей электросваркой - технически более совершенный и более экономичный способ, чем болтовые или заклепочные соединения. Впервые в практике мостостроения была осуществлена практика перевозки на понтонах железобетонных арок массой до 4000 тонн. Работами по транспортировке готовых ферм от места их изготовления к опорам моста руководил крупный судостроитель и математик академик А. Н. Крылов. Архитектурные формы моста соответствовали стилю, воплощающему идею конструктивизма. Торжественное открытие моста состоялось в канун 19-й годовщины Октябрьской революции - 6 ноября 1936 г. В 1970 - 1971 гг. была проведена реконструкция отдельных частей моста, устаревших за время эксплуатации. В сентябре 1985 г. во время проводки под мостом плавучего дока было повреждено одно из разводных крыльев. Неисправность была устранена, но после этого на мосту продолжали возникать аварийные ситуации. Капитальным ремонтом такую ситуацию исправить было невозможно. Мостовики пришли к выводу, что мост требует серьезной реконструкции - с развитием городской инфраструктуры, с ростом напряженности транспортных потоков переправа перестала удовлетворять требованиям эксплуатации.

Володарский мост. Фото 4 января 2003 г.

    Проект реконструкции разработали инженер Н. Г. Тихомиров и архитектор Ю. И. Синица. Работы по нему производились в 1987 - 1993 годах. Сохранить прежний облик моста оказалось невозможным, хотя прорабатывался и такой вариант проекта. Существовавшие опоры сохранили, сделав их шире и надежнее, но на них опираются не железобетонные арочные конструкции, а более надежные металлические строения - балочные, по типу, ставшему традиционным для большинства новых невских мостов. В результате реконструкции в два раза увеличилась пропускная способность моста, большинство крупногабаритных судов могут проходить под его строениями без раскрытия разводного пролета.
    В 1990 г. установили 800-тонные 125-метровые пролеты на правобережный и левобережный устои, которые затем соединили 57-метровым разводным пролетом. Одновременно с реконструкцией моста была построена железобетонная трамвайная эстакада на левом берегу Невы.

Володарский мост. Трамвайная эстакада. Фото 26 мая 2004 г.

    В архитектурном отношении мост претерпел изменения. Исчез его арочный силуэт, не гармонировавший с классическими очертаниями старых петербургских мостов. Новый силуэт моста улучшил ансамбль городской застройки.

Володарский мост. Фото 26 мая 2004 г.

    По предвоенному Генеральному плану развития Ленинграда район Щемиловки должен был представлять собой большой жилой район, первая очередь которого должна была занять площадь 50, 1 га. Это была территория на берегу Невы, с небольшой зеленой полосой вдоль набережной.

Площадь перед Володарским мостом. Фото 4 января 2003 г.

    Удачно была использована топография местности - небольшой подъем в сторону Ивановской улицы длиной 470 м, которая стала бы одним из участков дуговой магистрали, идущей в сторону нового административного центра на Московском проспекте. Перед Володарским мостом была задумана большая площадь - административно-общественный центр района.

Ансамбль Ивановской улицы. Фото 4 января 2003 г.

    В 1936 началась застройка Ивановской улицы. Здесь появился единый ансамбль жилых домов, построенный по проекту И. И. Фомина, Е. А. Левинсона и С. И. Евдокимова. Застройка участка магистрали между улицами Седова и Бабушкина продемонстрировала неиссякаемую жизненность классики.


Ивановская улица, д. 19.
Фото 8 января 2005 г.

Ивановская ул., колоннада у д. 14.
Фото 27 января 2005 г.

    В 1936 - 1940 гг. здесь поднялись монументальные шестиэтажные жилые дома с портиками из стройных четырехэтажных пилонов, увенчанных двухэтажными лоджиями. В отделке фасадов был использован цвет: терракотовый фон заглубленных частей разнообразил их облик.

Невский райсовет. Фото февраль 2002 г.

    В 1940 г. завершено строительство здания исполкома Невского райсовета (архитекторы И. И. Фомин, Е. А. Левинсон, Г. Е. Гедике). Был выбран участок у предмостной площади, и здание расположилось на нем буквой Г.
    И здесь доминирует симметрия в решении фасадов: обращенный в сторону Невы имеет трехчастное деление, в образной характеристике использованы излюбленные элементы авторов - "игра" пилонов, расположенных на фасаде, что создавало определенное сочетание света и тени. Выразительно и цельно решен фасад, выходящий на площадь; продолжением пилонов служат на фризе декоративные элементы.

Невский райсовет. Вид от Володарского моста. Фото 2 октября 2003 г.

    Война прервала строительство здесь. Оно было продолжено после снятия блокады. К 1951 г. завершена застройка участка Ивановской улицы от площади у Володарского моста до улицы Седова. В 1954 г. был разработан проект обновленного решения участка у предмостной площади. Ярусами поднимающиеся башни должны были оформить угловые части домов, обращенных к Неве. Авторами его были Е. А. Левинсон, И. И. Фомин, Д. С. Гольдгор и С. С. Пясковская. Реализован он не был.

Ул. Полярников, д. 17. Фото 4 января 2003 г.

    В послевоенные годы была осуществлена застройка свободных территорий в районе ул. Малая Щемиловка (ныне Полярников).

Ул. Полярников, д. 12 и сквер на месте б. Преображенского кладбища. Фото 4 января 2003 г.

    Наиболее представительно здесь выглядит здание жилого дома для Октябрьской железной дороги за сквером у метро "Ломоносовская", в Сомовом переулке (ул. Полярников, 12). Оно было сооружено по проекту архитектора Логина Шретера - внука великого Л. Н. Бенуа, выполненному еще в 1939 г.

Первый в СССР блочный дом. Ул. Полярников, д. 10. Фото 4 января 2003 г.

    Во дворе этого дома стоит небольшой, в два подъезда, пятиэтажный жилой дом (ул. Полярников, 10), имеющий статус памятника архитектуры. Его возведение стало началом новой эры в жилищном строительстве Ленинграда и всего Советского Союза - дом был собран из железобетонных панелей, изготовленных в заводских условиях домостроительного комбината. Сооружение его началось в мае 1955 г. Сборка здания заняла 79 дней, а с учетом отделочных работ - 102 дня. Спроектировано оно было архитектором А. В. Васильевым и инженером З. В. Каплуновым. Дом этот был построен после поездки Васильева во Флоренцию. Быть может, поэтому фасад, облицованный натуральным камнем, был словно расчерчен на панели, как фасады ренессансных зданий.

Первый квартал крупноблочного строительства. Ул. Седова. Фото 4 января 2003 г.

    В 1955 г. были опубликованы Постановления ЦК КПСС и Совета Министров "О мерах по дальнейшей индустриализации, улучшения качества и снижению стоимости строительства" и "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве". Это были назревшие решения. Надо было дать людям отдельные, хоть и малогабаритные квартиры. Местом первого эксперимента становится Щемиловка. Мастерской № 5 "Ленпроекта", руководимой Левинсоном, принадлежала честь открытия новой страницы прогрессивного метода строительства. В мастерской были разработаны кварталы под № 122 и 123 на участке между улицами Седова и Кибальчича вдоль Ивановской улицы. Первая практика показала, что достичь художественной выразительности путем использования одинаковых жилых домов в квартале, разнообразя лишь цвет и фактуру панелей, невозможно. И все-таки экспериментальный квартал № 122 (ул. Кибальчича - Ивановская - Седова - бульв. Красных Зорь), сооруженный в 1956 - 1958 гг., получил премию на конкурсе лучших строек РСФСР. Его макет демонстрировался на Международной выставке в Брюсселе.

Бульвар Красных Зорь. Фото 4 января 2003 г.

    В 60-х гг. были застроены кварталы Щемиловки в районе бульвара Красных Зорь (архитекторы Е. А. Левинсон, А. В. Шприц, Н. К. Емельянов и другие).
    Самым выдающимся произведением в области советского школьного строительства стала школа № 345 между улицами Бабушкина и Седова и бульваром Красных Зорь, сооруженная в 1968 г. по проекту С. И. Евдокимова, Г. М. Вланина, Е. Б. Пекарской, Н. В. Устинович и Л. А. Панкратовой. Эту школу можно назвать произведением искусства. Она состоит из четырех блок-павильонов разной этажности, соединенных теплыми переходами, с зимним садом. Здесь два учебных блока, в одном из них устроена астрономическая вышка, спортивный и клубный корпуса. Двухэтажный блок для младших классов и трехэтажный для старшеклассников получили отдельные вестибюли. В спортивный блок вошли физкультурный зал и плавательный бассейн с ванной. В клубный блок были включены актовый зал-амфитеатр на 350 мест и пищеблок с обеденным залом на 234 места, который может использоваться как танцзал; в этом блоке предусмотрен отдельный вестибюль с отдельным входом с улицы, чтобы клуб мог работать и во внеурочное время. Проектируя этот комплекс, авторы исходили не из принятых приемов и правил, а из особенностей учебного и творческого(!) процесса и психологии школьника. На школьном участке установлена бронзовая скульптура "Пушкин-лицеист" скульптора Г. Додоновой.

Щемиловка. Ул. Седова между ул. Полярников и Ивановской ул. Фото 4 января 2003 г.

    Название Щемиловка происходит от протекавшей здесь прежде речки, известной под этим именем с начала XIX века. Происхождение названия выяснить не удалось. С ним также связаны прежние наименования улиц Фарфоровской и Полярников - улицы Большая и Малая Щемиловки.

    Белевское поле - местность на левом берегу Невы, к югу от Щемиловки. В XVIII - начале XX вв. - обширный пустырь, по восточной стороне которого проходил Шлиссельбургский тракт (ныне просп. Обуховской Обороны). Часто эта местность также именуется Леснозаводской - от названия деревни, располагавшейся на берегу Невы, в районе современного Речного вокзала. Это название сохранилось до сих пор в имени проходящей здесь улицы.

Парк "Куракина Дача". Фото 4 января 2003 г. и 7 мая 2004 г.

    В конце XVIII - начале XIX вв. в восточной части Белевского поля, вблизи деревни Леснозаводской, сооружена так называемая Куракина дача и разбит обширный сад. Во 2-й половине XIX века на даче размещалось малолетнее отделение Петербургского сиротского института. В 40-х гг. XIX в. по западной окраине Белевского поля прошла линия Петербурго-Московской ж.д.

Белевское поле (ул. Седова, д. 89-91). Фото 4 января 2003 г.

    В 1945 - 1948 гг. на Белевском поле сооружён квартал малоэтажных жилых домов для завода "Большевик" (арх. А. В. Жук, И. И. Фомин). Это был первый опыт проектирования и строительства малоэтажного жилья в послевоенном Ленинграде.
    Авторам пришлось столкнуться с большими трудностями - на участке отсутствовала инженерная подготовка, он был лишен растительности и удален от городских дорог. Квартал этот был в значительной мере построен. Сегодня, спустя более чем полвека, эта малоэтажная застройка привлекает своей сомасштабностью человеку.

Просп. Александровской Фермы. Синагога Преображенского кладбища. Фото 7 мая 2004 г.

    По просп. Александровской Фермы кварталы бывшего Белевского поля граничат с территорией Еврейского Преображенского кладбища (просп. Александровской Фермы, 66а). Площадь его - 27,4 га. Открыто в 1875 как еврейское отделение Преображенского кладбища (ныне кладбище памяти Жертв 9 Января). Ранее (с 1802) еврейский участок существовал на Волковском лютеранском кладбище. К открытию Еврейского кладбища сооружен деревянный молитвенный дои (дом омовения и отпевания), в 1908 - 1909 гг. он заменён каменным по проекту архитектора Я. Г. Гервица.
    Среди похороненных на Еврейском кладбище: скульптор М. М. Антокольский, предприниматель и общественный деятель С. С. Поляков, учёный-востоковед, издатель и меценат Д. Г. Гинцбург, художник С. Л. Абугов, историк И. Д. Амусин, революционерка В. К. Слуцкая, архитектор М. А. Хидекель, врач А. Я. Штернберг и др. На Еврейском кладбище - братские могилы моряков Балтийского флота, павших в годы Великой Отечественной войны, и ленинградцев, погибших в блокаду.
    За полотном Московской железной дороги расположено кладбище Памяти Жертв 9 января (до 1925 г. - Преображенское). Его площадь - 76 га. Открыто в 1872 после освящения деревянной церкви Преображения (архитектор П. Ю. Сюзор) - отсюда прежнее название. В XIX - начале XX вв. кладбище - место захоронения беднейших жителей Петербурга.

Покровский старообрядческий храм (б. церковь Александра Невского). Фото март 2002 г. и 22 февраля 2005 г.

    В 1888 г. в его составе выделено воинское отделение (место захоронения умерших солдат гарнизона Петербурга), где в 1895 - 96 гг. по проекту военного инженера В. А. Колянковского сооружена каменная церковь во имя Александра Невского "в память Бозе почившего Императора Александра Александровича, в царствовании которого войсковые кладбища повсюду приведены в состояние современного благоустройства". Она представляет собой типичное сооружение в "русском стиле". В церкви отпевали умерших солдат Петербургского гарнизона. Храм был великолепно украшен, её иконостас был сделан из темного дуба, на стенах размещались иконы, среди которых было много пожертвованных разными воинскими частями. Закрытая в мае 1938 года и переданная строительно-бытовой конторе Московского РЖУ, в последующие годы она была сильно повреждена. Церковь была передана в 1983 году старообрядческой православной общине Белокриницкого согласия и восстановлена к концу 1980-х годов. Храм повторно освящен в 1988 году во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
    В 1903 - 1905 гг. на кладбище построена деревянная Казанская церковь (не сохранилась). В годы 1-ой мировой войны на кладбище хоронили солдат, умерших в госпиталях Петербурга (т.н. Братское кладбище Жертв Великой европейской войны). В 1881 на кладбище тайно похоронены организаторы и участники покушения на императора Александра II, в 1905 г. - жертвы расстрела мирной демонстрации рабочих - отсюда современное название.

Памятник Жертвам 9 Января. Фото 22 февраля 2005 г.

    В 1931 открыт памятник Жертвам 9 Января (скульптор М. Г. Манизер, архитектор В. А. Витман).
    Среди похороненных на кладбище - поэт Л. Ларонзон, артист М.А. Куни, академик И.И. Презент,полярник В.Х. Буйницкий, участники Обуховской обороны 1901 А.И. Ермаков и Е.Д. Ямпольская, инженер и изобретатель Е.С. Фёдоров и многие другие.

Братское воинское захоронение на кладбище Жертв 9 Января. Фото 22 февраля 2005 г.

    На кладбище - братские могилы воинов, павших в годы Великой Отечественной войны, и ленинградцев, погибших в блокаду.

Бывш. село Александровское. Улица Бабушкина. Фото 7 мая 2004 г.

    Александровское, местность на левом берегу Невы, к северо-западу от Рыбацкого и Троицкого поля. Название от бывшего села (возникло в XVIII в.). В конце XVIII в. в Александровском основалась Александровская казённая мануфактура, в 1817 г. - карточная фабрика Воспитательного дома, в 1825 г. - Александровский механический и чугунолитейный завод, в 1863 г. - Обуховский завод. В середине XIX в. в Александровском существовала земледельческая ферма (отсюда название проспекта Александровской Фермы и Ново-Александровской улицы). Со 2-й половины XIX в. Александровское - рабочий район, один из центров революционного движения в Петербурге. В Александровском произошли основные события "Обуховской обороны" 1901 года.

Просп. Обуховской Обороны. Корпуса Обуховского завода. Фото 26 мая 2004 г.

    Обуховский завод основан в 1863 г. Товариществом П. М. Обухова, Г. С. Кудрявцева и Н. И. Путилова как сталелитейное предприятие. С 1869 г. называется Обуховский завод. В 1886 году завод был куплен казной. В техническом отношении принадлежал к числу наиболее передовых предприятий, однако не имел чёткой специализации. Здесь выпускались 20 сортов стали, броня для кораблей, артиллерийские башенные установки, пушки разных калибров, снаряды, мины, стальное, медное и чугунное литьё, пароходные коленчатые валы, хирургические и чертёжные инструменты, стальные ружейные стволы и магазинные коробки для винтовок, налажено производство колёс, шин и осей для подвижного состава железных дорог России и др. Деятельность завода тесно связана с именем учёного-металлурга Д. К. Чернова, работавшего на заводе в 1866 - 1880 г. Ему посвящена мемориальная доска на одном из корпусов предприятия, его именем названа улица, выходящая к заводу. В 1872 г. завод первым в России освоил производство бессемеровской, в 1878 г. - мартеновской стали. В 1905 г. под руководством учёного-кораблестроителя A. Н. Крылова здесь создана оптическая мастерская, в которой впервые в России освоено изготовление основных оптических приборов: прицелов, стереотруб, панорам, призматических биноклей. Успехи завода подтверждались высшими наградами на выставках: Парижской 1867 г., Всероссийской 1870 г., Московской 1871 г., Венской 1873 г., Филадельфийской 1876 г., Московской политехнической 1882 г., Нижегородской 1896 г., Всемирной парижской 1900 г., Московской лиги обновления флота 1908 г., Американской 1912 г.
    "Обуховская оборона" - принятое в литературе название забастовки рабочих Обуховского сталелитейного завода, одно из первых массовых политических выступлений российского пролетариата. В 1901 на Обуховском заводе действовало около 20 социал-демократических кружков, которые охватывали около 150-200 человек, а также несколько эсеровских кружков. Наиболее активными в политической работе были рабочие А. И. Гаврилов, А. И. Ермаков, С. В. Шотман, С. В. Малышев, А. А. Манн, Н. И. Юников. Первомайские выступления были подготовлены газетой "Искра". "Общероссийский майский листок", изданный ею, распространён и среди питерских рабочих. В маёвке на Обуховском заводе участвовало до 1500 рабочих. Администрация завода уволила 26 "зачинщиков" маёвки. Руководители кружков призвали возмущённых рабочих к забастовке. Одновременно маёвки состоялись на 14 предприятиях Выборгской стороны и Невской заставы. 7 мая тысячи рабочих невских предприятий собрались у проходной Обуховского завода. Они потребовали внесения 1 мая в табель праздников, освобождения арестованных, восстановления уволенных, введения 8-часового рабочего дня, отмены сверхурочных, ночных и праздничных работ, увольнения ряда административных лиц и др. К забастовке присоединились рабочие Александровского завода, карточной фабрики и др. Тысячи рабочих вышли на Шлиссельбургский тракт перед Обуховским заводом. Около шлагбаумов (через Шлиссельбургский тракт к заводу проходила узоколейка) появились конная полиция и войска, вызванные администрацией завода. Рабочие, которые оборонялись лишь камнями, дровами, кипятком и железными прутьями, вынуждены были отступить к флигелям карточной фабрики. Забастовкой руководил социал-демократический кружок во главе с К. И. Ивановым, Шотманам, Юниковым. Только к вечеру полиция и роты Омского полка, вызванного из Петербурга, восстановили "порядок". 8 рабочих были убиты, многие ранены. 8 мая в поддержку обуховцев забастовали рабочие других петербургских заводов. В июне они обратились к пролетариям других городов России с листовкой-призывом: "Долой самодержавие, долой царящий над нами произвол!". Над участниками "Обуховской обороны" был организован суд. Из 800 арестованных большинство выслано, 29 человек приговорены к каторге.
    Участок Шлиссельбургского тракта у Обуховского завода (проспект Села Александровского) в память об "Обуховской обороне" в 1931 году был назван проспектом Памяти Обуховской Обороны; в 1952 г. название проспект Обуховской Обороны распространилось на всю магистраль от Александро-Невской лавры до села Рыбацкого (бывшие Шлиссельбургский просп. + проспект Села Смоленского + просп. Крупской + просп. Села Володарского + просп. Памяти Обуховской Обороны + просп. Деревни Мурзинки). В память событий "Обуховской обороны" на углу проспекта и ул. Чернова сооружён памятный знак.
    С 1922 г. Обуховский завод назывался "Большевик". С 1925 г. здесь велась разработка технической документации и изготовление опытных образцов советского танка МС-1 (к 1 мая 1929 г. выпущено 30 танков). В годы первых пятилеток завод выполнял заказы Волховстроя, Магнитогорского и Кузнецкого металлургических комбинатов, обеспечивал поковками и отливками турбо- и генераторостроение, нефтяную и химическую промышленность. В 1930-х гг. разрабатывались самоходные артиллерийские установки, создавалась отечественная тяжёлая артиллерия, особенно для ВМФ. В 1934 для первой очереди Московского метрополитена завод поставил большое количество эскалаторов, проходческих щитов, колец тюбингов. В 1937 г. изготовил стальные каркасы для рубиновых кремлёвских звёзд. В 1938 - 1941 гг. директором завода был Д. Ф. Устинов, ставший в годы войны наркомом вооружения. В 1941 - 1945 гг. свыше 5 тыс. работников ушли на фронт, 200 - в партизанские отряды. Был сформирован полк народного ополчения, рабочий батальон, 5 партизанских отрядов. На заводе выпускали и ремонтировали военную технику, изготовляли снаряды, мины и т. д. В феврале 1945 г. завод начал выпускать сельскохозяйственную технику, в 1948 г. возобновил изготовление тюбингов для Московского и Ленинградского метрополитенов, продолжая работать и над оборонными заказами. На территории предприятия установлены бронзовый памятник Ленину (1931 г., скульптор В. В. Козлов, авторская копия памятника перед зданием Смольного), памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны (1985 г., скульптор В. И. Бажинов, архитектор Ж. М. Вержбицкий).

Свято-Троицкий храм ("Кулич и Пасха"). Фото 3.03.2003 г.

    В центре села Александровского расположена церковь, по своему архитектурному замыслу, пожалуй, - самая своеобразная в городе. Этим своеобразием храм обязан своему заказчику генерал-прокурору князю Александру Алексеевичу Вяземскому, владельцу села. Здесь он начал сооружение обширного усадебного дома и разбил парк. В центре парка князь решил возвести храм, посвященный празднику Обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме (Воскресению Словущему). Воплощение идеи он поручил архитектору Н. А. Львову. Постройка церкви велась в 1785 - 1787 годах на средства Екатерины II, но ее освящение задержалось до 1790 года. Освящение его, по желанию императрицы, состоялось во имя Святой Живоначальной Троицы.
    С марта 1938 храм, находящийся под охраной "как памятник всесоюзного значения", стоял закрытым, используясь под клуб, но весной 1946 был приведен в порядок и открыт для богослужения. Главной святыней храма до его закрытия была икона Святой Троицы, пожертвованная в 1824 году крестьянами села Александровского. Она пропала вместе с другими образами и ценностями при закрытии храма. Всё современное убранство церкви было собрано уже после возобновления богослужений в 1946 году из других закрытых храмов города. Синий с золотом иконостас был перенесен сюда из Благовещенской церкви на Васильевском острове. Ныне в храме пребывают такие святыни, как икона Божией Матери "Всех Скорбящих Радосте" (с грошиками) из церкви в Стеклянном, чудотворный образ Святителя Николая из Троицкого собора Колпина и многие другие.

Свято-Троицкий храм ("Кулич и Пасха"). Фото 3.03.2003 г.

    С 1917 г. село Александровское - в черте Петербурга. В 1920-х гг. началась реконструкция Александровского, построены многочисленные жилые дома, благоустроен берег Невы. В те же годы по проекту В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейха на проспекте Обуховской Обороны, 223 был сооружен Дворец культуры им. В. И. Ленина. Это крупное общественное здание с широким набором внутренних помещений различного назначения.

Речной вокзал. Фото 2 сентября 2003 г.

    В 1962 - 1974 гг. на проспекте Обуховской Обороны, 195, на берегу Невы, поднялся комплекс зданий Речного вокзала, сооруженный по проекту В. В. Попова, И. Н. Кускова, Е. Д. Розенфельда, Т. Ф. Тарыкиной и инженера Б. Ф. Семина, с шестнадцатиэтажной гостиницей.
    Комплекс, основанный на контрастном сочетании крупных объемов, стал невскими воротами города.
    Крупной градостроительной работой последних лет здесь стала застройка площади на пересечении улиц Бабушкина, Шелгунова и проспекта Александровской Фермы - с выходом на Неву у Речного вокзала. Многоэтажные жилые дома здесь были построены в 1974 - 1998 годах по проекту А. В. Аланнэ, О. М. Климентовой и Н. А. Афошина. В 1996 - 1998 гг. сооружены дома со встроенными учреждениями на проспекте Обуховской Обороны за Речным вокзалом.

Монумент революционным деятелям Невской заставы. Фото 2 сентября 2003 г.

    В 1970 - 1974 гг. коллективом авторов под руководством архитекторов А. Д. Левенкова и П. И. Мельникова на ул. Шелгунова, 23 был создан монументальный архитектурный комплекс - памятник революционным деятелям Невской заставы.
    Это высокий гранитный парапет с пилоном и пять пилонов с бюстами революционеров. Автор постаментов - архитектор В. С. Васильковский, над бюстами работал коллектив скульпторов. Здесь сохраняется и небольшой двухэтажный деревянный дом под № 23 по Ново-Александровской улице. В нем жил рабочий Обуховского завода В. А. Шелгунов, один из активных организаторов марксистских кружков, которые здесь в 1894 - 1895 г. проводил В. И. Ленин. В 1960 г. на фасаде дома установлена мемориальная доска, а в самом доме открыт Народный музей революционной истории Невской заставы. Рядом воссоздан уголок дореволюционной заставы - с булыжной мостовой, скамьей и старым фонарем, какие некогда по вечерам тускло освещали улицы рабочей окраины.

 

< На предыдущую Далее >>

 


А. Разумов, 2005 г., фото автора (2001-2005 гг.)
При написании комментариев использованы книги В.Г. Исаченко "Архитектура Санкт-Петербурга", сборник "Зодчие Санкт-Петербурга ХХ века" (под ред. В.Г. Исаченко), "Топонимическая энциклопедия Санкт-Петербурга" и др. издания и материалы.

 

 

Back
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Наш Питер. Рейтинг сайтов. Rambler's Top100
TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Рейтинг@Mail.ru

Используются технологии uCoz