ВДОЛЬ ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГИ.
Фотопрогулка по пр. Стачек и Петергофскому шоссе в 8-и частях.
В северной части территории, где до революции предполагалось устройство поселка, в 1965 году закончилось сооружение комплекса филиала киностудии "Ленфильм". Дальше к югу, до железной дороги, расположены жилые кварталы восточной части Сосновой Поляны. Исторический парк дачи Эбсворта после реконструкции стал первым звеном зеленой полосы Южно-Приморского парка. Главные его компоненты - пруды, рельеф, старые деревья - сохранились, но планировка стала совсем иной.
Ансамбль очень пострадал из-за утраты зданий - произведений выдающихся отечественных архитекторов. Местонахождение обоих усадебных комплексов можно определить по нижним прудам, против которых они и находились.
Эти элементы входили в композицию регулярного нижнего сада, большой верхний сад был фруктовым. В 1790-х годах усадьбой владел известный заводчик Никита Демидов. Начало XIX века ознаменовано частой сменой владельцев усадьбы. В 1870-х годах имение перешло в руки генерал-майора К. К. Штрандмана, который владел им вплоть до 1910-х годов. После революции здесь размещалась школа-колония имени В. Г. Короленко.
В настоящее время историческое ядро дачи - нижний парк и перестроенный после войны усадебный дом - сохранились достаточно хорошо. Тактичная реконструкция здания сохранила классицистическую композицию: к повышенной центральной части с акцентирующей её раскреповкой примыкают два крыла. Отсутствие деталей, за исключением карниза, делает дом лаконичным и выразительным.
В современной планировочной структуре хорошо читается главная
центральная ось усадьбы - это нынешняя 2-я Комсомольская улица, продолженная в
прибрежной части Матисовым каналом.
В верхней части парка за улицей Чекистов располагаются
небольшие домики. В этой части Сосновой Поляны сохранилось довольно много
построек середины ХХ века. Эти небольшие чрезвычайно привлекательного вида
дома-коттеджи на довольно узких улочках (Пограничника Гарькавого, 2-й
Комсомольской, Летчика Пилютова) в северной части микрорайона создают особый
уют, более не встречающийся на городских спальных окраинах. Ныне этот
микрорайон, построенный в 1946 - 1950-х годах по проекту архитекторов А. А. Оля,
Н. М. Шифрина, Н. А. Зазерского и Е. Б. Серебрякова поставлен на учет комитета
по охране памятников, как комплексный архитектурный ансамбль советского периода.
Ландшафт приморской части ныне искажен: канал продублирован
параллельным ему вторым и лишен прямого выхода к морю. Берега обоих каналов
загромождены будками владельцев моторных судов.
Вернёмся к Петергофскому шоссе. Вслед за территорией бывшей дачи
П. Г. Демидова начинается территория Новознаменки, одной из самых известных
частных дач на Петергофской дороге. В конце этого участка, перед улицей
Пионерстроя, являющейся в наши дни границей городской застройки, сквозь зелень
парка проступает вид старого барского дома в стиле барокко. Это прекрасно
сохранившееся главное здание усадьбы Новознаменка, построенное Джузеппе
Трезини, племянником строителя Петропавловки Доменико Трезини. Здание это
было построено в 1750-х годах, когда два участка в центральной части будущей
Новознаменки принадлежали вице-канцлеру графу Михаилу Илларионовичу Воронцову.
В период своего расцвета, в первой четверти XIX века, будущая
Новознаменка состояла из пяти первоначальных "петровских" дач. Самый восточный
участок усадьбы с 1728 г. принадлежал английскому консулу, купцу Я. С. Вульфу.
В 1772 г. дача уже принадлежала сенатору, графу П. Г. Чернышову, видному
российскому дипломату, а в конце XVIII века ею владел генерал-фельдмаршал граф
Иван Петрович Салтыков, талантливый военачальник, отличившийся в турецких
войнах. Около 1797 г. он продал имение А. Б. Куракину, новому владельцу дачи
Воронцовых - будущей Новознаменки. В то время из построек здесь существовали
лишь оранжереи и парники, а к северу от дороги - птичий двор. Господский дом и
службы отсутствовали: они были вывезены или сгорели.
Главную, центральную часть Новознаменки составили дачи двух
братьев - Петра и Андрея Матвеевичей Апраксиных. Восточный участок П. М.
Апраксина от западного участка А. М. Апраксина отделяла речка Миткази,
получившая имя по названию располагавшейся здесь в XVII веке финской деревни
Микойсис. В 1719 г. на обеих дачах находились небогатые дворы без господских
домов, но к 1721 г. у Петра уже появились новые двухэтажные "хоромы" и несколько
служебных зданий. На участке его брата в это время также возводился господский
дом. В 1747 г. дачи принадлежали наследникам Апраксиных: невестке Петра Елене
Михайловне с детьми и сыну Андрея Федору Андреевичу Апраксину. Позже он стал
владельцем обоих участков, которые в начале 1750-х годов продал вице-канцлеру
графу Михаилу Илларионовичу Воронцову. На этой 200-саженной даче М. И.
Воронцов около 1753 года начал строительство большого усадебного ансамбля.
Производилось целенаправленное формирование ландшафта: вырубка самосевных
деревьев, расчистка лугов, прокладка и обсадка деревьями "перспективных" дорог.
В русле речки устроили два пруда; еще один, прямоугольный, существовал на
нижней террасе, на бывшем участке П. М. Апраксина.
После сноса ветхих усадеб в середине 1750-х гг. в западной части дачи началось строительство усадебного ансамбля, которое вел архитектор Джузеппе Трезини. Скорее всего он и был автором проекта сохранившегося доныне каменного дома: на это указывает трактовка архитектурных деталей, совершенно нехарактерная для А. Ринальди, которому часто приписывалось это здание. Какие-то работы производили итальянские мастера Бартолиати и Венерони. Высокое стройное здание с бельведером и сегодня является важнейшей архитектурно-исторической доминантой этого района.
Из объявления о продаже имения 1766 г. следует, что в то время
кроме главного здания оно включало каменные боковые флигели, каменные и
деревянные службы, грот, террасу, оранжерею, 7 прудов, 3 сада, 2 партера.
В 1803 году эти участки были куплены обер-гофмаршалом, директором
императорских театров Александром Львовичем Нарышкиным и записаны на имя его
жены Марии Алексеевны. Одновременно Нарышкины присоединили к своему имению с
запада еще один участок, который в середине XVIII века принадлежал
генерал-прокурору Сената князю Н. Ю. Трубецкому, одному из просвещеннейших
людей своего времени, другу и покровителю выдающихся писателей XVIII века
А. Д. Кантемира и М. М. Хераскова. С 1770-х годов усадьба принадлежала
генерал-фельдмаршалу, сенатору князю Александру Михайловичу Голицыну, а затем
его племяннику М. А. Голицыну, который, по-видимому, и продал ее Нарышкиным.
Составив свое имение из четырех "петровских" дач, Нарышкины на
этом не остановились: между 1805 и 1817 гг. к нему был присоединен пятый,
соседний с запада участок. В 1714 г. эта дача принадлежала боярину Тихону
Никитичу Стрешневу, особо доверенному лицу Петра I, управлявшему государством
вместе с Ф. Ю. Ромодановским во время первого путешествия царя за границу.
Позже имение принадлежало поочередно сенатору А. А. Матвееву, кабинет-министру
графу П. И. Ягужинскому, действительному тайному советнику, послу в Вене, князю
Д. М. Голицыну. Со второй половины 1770-х до 1790-х гг. дачей владел граф
Христофор Сергеевич Миних, тайный советник, сенатор, внук знаменитого
фельдмаршала. На плане 1777 года показана его П-образная усадьба из господского
дома и четырех флигелей. Между двух спускающихся со склона аллей -
прямоугольный пруд. Другой, устроенный при помощи плотины в русле ручья, - к
югу от усадьбы. Около 1797 г. имение перешло члену государственного совета
Ю. А. Головкину. Оно было записано за его супругой, фрейлиной Екатериной
Львовной, урожденной Нарышкиной. Она, вероятно, и продала дачу своему брату.
К этому времени усадьбы здесь уже не было.
Свое имение А. Л. Нарышкин назвал "Бельвю" (в переводе с
французского - "прекрасный вид"). По меркам Петергофской дороги оно было
огромным. На месте прежде существовавших усадеб Нарышкины построили несколько
новых.
На первой, восточной, был возведен небольшой ансамбль из
одноэтажного главного дома с мезонином и четырехколонным портиком. На уровне
мезонина во всю ширину портика был устроен балкон, откуда открывались морские
панорамы. Южнее, по сторонам дома, располагалось два флигеля, развернутых под
углом 45 градусов, также с портиками. Этот ансамбль сохранялся еще в
предвоенное время. Он находился в створе улицы Летчика Пилютова, которая
является его бывшей осевой просекой. На нижней террасе - пруд XVIII века, ныне
пересохший.
На следующем участке был воздвигнут "Бельведер" - небольшой, увенчанный куполом и обнесенный балюстрадой с вазами дворец, напоминающий музыкальный павильон. Он стоял против большого нижнего пруда, точнее - расположенного на нем острова. До войны на этом месте находился дом, но, по-видимому, более поздний.
Был перестроен или возведен заново господский дом на бывшей
даче Н. Ю. Трубецкого. Это двухэтажное деревянное здание, со сделанной к
западному фасаду пристройкой, также существовало еще в 1930-е годы. Оно
находилось у кромки террасы против дома 15 по улице Чекистов. Сохранился нижний
сад усадьбы со старыми деревьями и большим живописным прудом с островом.
На участке Миниха - Головкина Нарышкины также возвели новую
небольшую усадьбу. Обширный зеленый массив в южной части владения был превращен
в лесопарк: его разбили системой параллельных и радиальных просек, дополнив
регулярную планировку живописно извивающимися дорожками и водными протоками.
Сейчас это - парк Сосновая Поляна, сохранивший планировочную основу начала XIX
века.
После смерти Нарышкина, в 1829 году два западных участка были проданы А. Ф. Веригиной. Оставшаяся часть нарышкинской дачи была приобретена сенатором Петром Васильевичем Мятлевым и стала называться "Новознаменкой" в память о проданной ими Знаменской мызе близ Петергофа. С переходом имения в новые руки его культурные традиции были приумножены. П. В. Мятлев был знаменитым коллекционером, собравшим значительную коллекцию исторических редкостей и картинную галерею. Многие из этих предметов хранились в Новознаменке. Жена владельца, Прасковья Ивановна Мятлева (урожденная Салтыкова, дочь бывшего владельца восточной части имения И. П. Салтыкова), питала настоящую страсть к домашнему театру: представления, балеты, концерты следовали на даче один за другим. В 1866 году на даче Мятлевых отдыхал П. И. Чайковский, которому полюбились эти места; здесь он писал симфонию "Зимние грезы". Возможно, старинный парк служил для него источником вдохновения. Во вновь возведенном Мятлевыми "Готическом" доме (он расположен рядом с воронцовским) размещалась французская библиотека в 18 тысяч томов. Здание это сохранилось до наших дней - в нем ныне расположен частный ресторан "Готический домик".
В 1888 году дача была приобретена в казну и передана в собственность Попечительства императрицы Марии Александровны о слепых. В 1892 году Новознаменка была передана городу для устройства Городской больницы-колонии для душевнобольных. На даче был возведен целый комплекс деревянных и каменных строений. Их построили в саду к югу от современной улицы Чекистов, на закрытой ныне территории. Часть из них сохранилась, некоторые перестроены. Кроме того, было возведено множество вспомогательных построек. Две из них, деревянные, до сих пор стоят по северной стороне улицы Чекистов (дома №№ 7 и 9), несколько каменных сохраняются за оградой Университета МВД по другую её сторону.
После революции больница была закрыта, а в её зданиях
разместилась исправительно-трудовая колония.
В 1897 году в состав Новознаменки была вновь включена бывшая
усадьба Трубецкого. В середине XIX века этой усадьбой, совместно с соседней,
бывшей Миниха, владел купец А. И. Галов, а затем его сыновья. В конце XIX века
имение оказалось разбитым на несколько частей. Бывшая дача Миниха стала
принадлежать крестьянину П. М. Лобовкину, а усадьба Трубецкого перешла в руки
некой Сабуровой, которая и продала её больнице.
Новознаменка жестоко пострадала во время войны. Лежавший в руинах
дворец Воронцова был восстановлен в 1957 - 1960 годах под руководством
архитектора М. М. Плотникова, исключая убранство интерьеров. До недавнего
времени в здании располагались кафедры Петербургского Технологического института,
а ныне - Международная Школа. Однако потеря усадеб на бывших дачах Салтыкова и
Трубецкого - Сабуровой значительно обеднила парадный, выходящий на шоссе фасад
ансамбля.
В послевоенный период историческое ядро усадьбы было отрезано от её остальной территории многоэтажным зданием политического училища (ныне Академия МВД), которое заняло почти весь бывший больничный комплекс. В 1966 году позади здания дворца возвели корпуса ВНИИ "Автоматстром", составившие для памятника нелепый "современный" фон. Огромная часть дачи между этими учреждениями и парком "Сосновая Поляна" отошла под современную застройку. В ходе создания Южно-Приморского парка в середине 1970-х годов по историческому нижнему саду проложили новые дорожки, а берега пруда укрепили бетонной банкеткой.
Был реконструирован гранитный мост 1770-х годов на шоссе через отводной канал. В настоящее время сохранился лишь его гранитный парапет, несущая же часть со сводом выполнена в обнаженном железобетоне.
На фундаменте прежде существовавшего господского дома бывшей
дачи Миниха ныне возвышается построенный в 1953 году классицистический особняк
с четырехколонным портиком. В его восточном крыле расположена трансформаторная
подстанция. На нижней террасе - пруд XVIII века. В целом картина отличается
композиционной завершенностью и создает впечатление настоящей усадьбы,
поддерживая образ одного из исторических звеньев Петергофской дороги.
В 1914 - 1917 годах в приморской части уже разделенной дачи а/о
"Треугольник" построило вспомогательный сероуглеродный завод. К предприятию
была проложена железнодорожная ветка. В 1930 - 1935 годах оно было
перепрофилировано для производства пишущих машинок и названо "Пишмаш". В наше
время возникший на его основе завод "Электронмаш" захватил обширные
пространства береговой террасы и закрыл морские панорамы. Часть территории
нижнего сада занял стадион.
К югу от местности бывших усадеб Трубецкого и Миниха в 1970-х
годах по проекту Е. М. Полторацкого и Н. З. Матусевича был возведен комплекс
28-го квартала Сосновой Поляны. В его "свободно" трактованное пространство
включена система исторических прудов этих имений в русле реки Сосновки. Их
живописные изгибы подсказали идею своеобразного, огромного по протяженности
"дома-змеи", с которым контрастируют 15-этажные башенные здания.
Этот квартал с его необычным силуэтом во взаимодействии с
прилегающими к нему полями в течении ряда лет являлся выразительным
"преддверием" города со стороны Стрельны и Петергофа. К сожалению, сейчас эта
картина размыта: здесь образовалась складская зона, а с середины 1990-х полевые
пространства начали застраиваться коттеджами.
Далее шоссе проходит между кварталами промышленной застройки
и территорией совхоза "Предпортовый" с его административными и хозяйственными
постройками, расположившимися на месте старинных дач Лапшина "Елизино" и графов
Вильегорских "Павлино", где до революции существовал усадебный дом, сооруженный
по проекту В. И. Беретти. Здесь также встречаются мостики через ручейки и
протоки. Курьезно выглядит "мост в никуда", построенный над каналом посреди
болота в 1970-х годах, во время создания Южно-Приморского парка.
Следующая к западу дача в 1714 году принадлежала племянницам
Петра I, царевнам Екатерине Иоанновне и Прасковье Иоанновне. В 1724 году она
была пожалована генерал-фельдмаршалу, президенту Военной коллегии князю
Никите Ивановичу Репнину по его просьбе. Его внук П. И. Репнин владел дачей до
самой смерти в 1778 году. Ансамбль усадьбы Репниных находился в западной части
дачи, между двумя глубокими оврагами, разрезающими террасу, против устроенного
владельцами сохранившегося и доныне пейзажного пруда с островом, северо-западнее
дома 84-1. Сейчас на этом месте красивая поляна со старыми деревьями. С 1787
года имение принадлежало статскому советнику З. А. Хитрово, а затем, в 1820-х
гг. - графине Разумовской. В 1838 году им уже владела "адмиральша" Ю. Ф. фон
Моллер. В середине XIX века она присоединила к своему имению значительную часть
соседней с запада дачи касимовского царевича Ивана Васильевича, принадлежавшей
с начала XIX века красносельскому крестьянину Ревягину. Значительную часть
обширной усадьбы фон Моллер занимали пейзажные сады, включавшие пруды XVIII
века - фигурный с островом на нижней террасе против господского дома,
"преемника" репнинского, и два верхних, устроенных в оврагах. На верхней террасе
было живописно разбросано несколько дачных комплексов. В конце 1850-х годов
усадьба перешла в руки А. Н. Стобеуса и была объединена с "Павлином". Во 2-й
половине XIX века в центральной части дачи, к югу от усадеб, был устроен большой
конный завод с ипподромом. В 1930-х годах от многочисленных домов оставалось
лишь несколько флигелей да здание конного завода. До последнего времени к
территории усадебного ядра с юга примыкала воинская часть. Сейчас рядом с ней
возведены два многоэтажных жилых комплекса, внесших урбанистическую ноту в
исторический ландшафт. Существующая лиственничная аллея - дорога середины XVIII
века, которая между двух верхних прудов вела к усадьбе.