ГОРОД ПАВЛОВСК


В 26 километрах к югу от Санкт-Петербурга расположен город Павловск, прославленный прекрасным дворцово-парковым ансамблем.


Домик с шатровой башенкой
на улице Революции.
Фото 6 августа 2004 г.

Здание в начале Детскосельской
улицы, вблизи вокзала.
Фото 6 августа 2004 г.

Клумба в центре города.
Фото 6 августа 2004 г.

Живописная местность, расположенная по берегам извилистой Славянки, в середине XVIII века часто служила угодьем для придворной охоты. В ту пору эти места были населены мало, леса изобиловали дичью, а река Славянка и пруды - рыбой.

Река Славянка на территории города. Фото 6 августа 2004 г.

Деревянные охотничьи домики "Крик" и "Крак" стали первыми постройками, возникшими на месте будущего парка. Один из этих домиков сохранялся вплоть до начала Великой Отечественной войны. В декабре 1777 года охотничьи угодья на Славянке и имение (395 гектаров земли) с двумя приписанными к нему деревушками стали собственностью великого князя Павла Петровича. Вскоре же начались работы по благоустройству территории усадьбы, получившей название "село Павловское". К 1779 году на высоком берегу реки были выстроены два небольших дворца, которые предназначались для Павла Петровича и его жены Марии Федоровны. Первому из них дали название Паульлюст ("Павлова утеха"), а второму - Мариенталь ("Долина Марии").

В мае 1781 года архитектор Дж. Кваренги на левом берегу Славянки рядом с деревней Кузнецы приступает к строительству сохранившейся до наших дней церкви Святой Марии Магдалины с примыкающими к ней флигелями для богадельни и госпиталя. Первоначально флигели были одноэтажными, но в 1800-х годах по проекту Кваренги их надстроили еще на один этаж. На улицу церковь обращена полукруглым в плане выступом, обработанным мощными дорическими колоннами. Вход в здание находится с противоположной стороны; он решен в виде монументального портика того же ордера. Ныне, к 300-летию Петербурга, здание церкви полностью отреставрировано.

Фото 5 сентября 2003 г.

Возведение здания заканчивается через два года. Рядом с госпиталем (на углу нынешних улиц Революции и Марата) в апреле 1784 года открывается первая в селе школа. Строятся дома для священника, учителя школы, "директора" села, дачи придворных. Первой улицей села стала дорога на Царское Село, а на правом берегу - ее продолжение - Федоровский Посад, где Дж. Кваренги также возвел православный храм (разрушен в годы Великой Отечественной войны).

В 1784 году наследник престола и его супруга впервые провели здесь лето. Усадьба на Славянке постепенно приобретала характер типичного для феодальной России поместья, хозяин которого, заботясь о собственной безопасности, строго регламентировал жизнь местного населения. Так, указ 1784 года гласил: "Всем здешним жителям наистрожайше подтверждается, чтобы о всех к ним в домы приезжающих и приходящих, о состоянии коих они знать не могут, в ту же минуту, как кто приехал или пришел, давали знать здешнему директору и конторе". В селе разместились воинские подразделения, для которых были построены казармы. Защитный вал окружил все село, а при въездах в него были устроены гауптвахты с непременными полосатыми будками часовых.

В 90-х годах XVIII века Мариенталь в результате перестройки, осуществленной по проекту В. Ф. Бренны, превращается в крепость Бип, и ее вносят в реестр главных военных укреплений Российской империи. Ее окружали валы и рвы, через которые были перекинуты подъемные мосты, с бастионов грозно смотрели пушки, возвышались башни,- казалось бы, все основательно, массивно, всерьез. И все же крепость воспринималась скорее как эффектная декорация, а не как реальное укрепление, хотя при Павле здесь действительно размещался гарнизон, несший службу со строжайшим соблюдением всех правил устава. Высокие башни с бойницами, бастионы, каменные въездные ворота с подъемным мостом - все эти характерные части композиции, воспроизводящие формы средневековых крепостей, были своеобразной данью романтическим настроениям, распространявшимся в искусстве конца XVIII века под влиянием эстетики сентиментализма. Главную часть крепости составляла круглая башня с коническим куполом, соединенная наружным ходом по кровле с другой башней, ощетинившейся зубцами. Еще одна башня, четырехугольная, с большими часами, бой которых слышался далеко вокруг, поднималась над главными, так называемыми Никольскими воротами. На валу была укреплена доска с надписью: "Вал сей остаток укрепления, сделанного шведским генералом Краниортом в 1702 году, когда он, будучи разбит окольничим Апраксиным, ретировался через сей пост к Дударовой горе". Крепость была сильно повреждена во время Великой Отечественной войны и ей еще предстоит вернуть первоначальный облик.

Крепость Бип. Фото 6 августа 2004 г.

Крепость Бип была не единственным военным сооружением в Павловске конца 90-х годов XVIII века. В сентябре 1797 года весь город обнесли валом, при въездах оборудовали гауптвахты, - словом, как писал впоследствии один из историков Павловска, "военный элемент сделался владычествующим". Один за другим следовали императорские указы, жестко регламентировавшие жизнь и быт горожан. Один из них требовал, например, "чтобы во время высочайшего присутствия в городе не было ни от кого произносимо: свистков, криков и не дельных разговоров". На плацу перед дворцом и в других местах долгими часами маршировали солдаты. Горе было тому, кто привлек бы к себе царское внимание какой-нибудь оплошностью! Тяжелее всего, конечно, приходилось "нижним чинам" - за любой пустяк их прогоняли сквозь строй и нередко забивали насмерть, - но и офицеры не могли чувствовать себя в безопасности от диких проявлений гнева самодержца.

Крепость Бип. Фото 6 августа 2004 г.

В 1788 году Павел Петрович подарил село Павловское своей жене. Это приостановило дальнейшую милитаризацию усадьбы, которая сохранила черты идиллического поместья, тогда как роль официальной резиденции Павла Петровича закрепилась за Гатчиной.

Сквер у слияния рек Славянки и Тызьвы вблизи крепости Бип. Фото 6 августа 2004 г.

Уголок города в районе крепости Бип и Елизаветинской ул. Фото 6 августа 2004 г.

Бертонов мост на Елизаветинской ул. Фото 26 июня 2005 г.

На берегу Славянки за улицей Революции на пьедестале из глыб дикого камня возвышается обелиск. Его установили в соответствии с проектом Ч. Камерона в 1782 году в честь основания Павловска, "Павловское начато строить в 1777 году" - гласит надпись на чугунной доске гранитного обелиска. Этот обелиск не только напоминает о рождении одного из самых замечательных дворцово-парковых ансамблей в истории искусств, он воспринимается одновременно и как памятник Камерону - первому и главному архитектору Павловска.

Обелиск Основанию Павловска. Фото: январь 2002 и 6 августа 2004 г.

Вступление Павла I на русский престол (6 ноября 1796 года) повлекло за собой и изменение статуса села Павловского. В первую же неделю царствования новый император издал указ, в котором было сказано: "Село Павловское, которое предоставлено от нас в собственность ее императорскому величеству любезной супруге нашей, переименовываем мы городом". Создание города Павловска потребовало образования и соответствующих административных органов - городского управления и ратуши. Территория города значительно увеличилась, а к концу XVIII века составляла уже почти 1300 гектаров. К Павловску были приписаны окрестные деревни - Федоровский посад, Тярлево, Липицы. Планировка города, сохранившаяся до нашего времени, отличается классической четкостью, "регулярностью". Ряд улиц, пересекающихся друг с другом, образует сетку прямоугольных кварталов, застроенных по периметру. Так сформирована центральная часть Павловска, лежащая между рекой Славянкой и линией железной дороги.

Деревянное здание на ул. Васенко. Фото 6 августа 2004 г.

Еще на рубеже XVIII и XIX веков началась застройка района Зверинца, расположенного на другом берегу реки; этот район сохранил характер предместья, более богатого зеленью и более свободного по планировке.

Зверинецкая улица. Фото 26 июня 2005 г.


Дома на ул. Чернышевского.
Фото 26 июня 2005 г.

Круглый пруд.
Фото 26 июня 2005 г.

Особняк у 2-й Краснофлотской ул.
Фото 26 июня 2005 г.

Особняк и территория вблизи него на Мариинской ул. Фото 26 июня 2005 г.

В середине XIX века Павловск был расширен за счет присоединения к нему так называемого Еленинского квартала, расположенного выше по течению реки Славянки, за крепостью Бип.

На Елизаветинской ул. Фото 26 июня 2005 г.

Большинство домов в Павловске строилось из дерева, но их оштукатуренные фасады нередко имитировали каменные формы, В первой половине XIX века при возведении "обывательских" жилых домов применялись "образцовые" проекты, разработанные К. И. Росси. Эти дома до нашего времени не дошли, уступив свое место постройкам следующих лет. Но в той части города, которая примыкает к парку, до сих пор сохранилось несколько относительно крупных памятников архитектуры классицизма.

Первое значительное сооружение, которое можно видеть в городе, въезжая в него со стороны железнодорожного вокзала, - это чугунные Николаевские ворота, возведенные по проекту К. И. Росси в 1826 году, самая поздняя работа этого зодчего в Павловске. Раньше ворота отмечали черту городской застройки с ее классическим "ядром".


Чугунные ворота. Фото январь 2002 г.

Чугунные ворота. Фото 6 августа 2004 г.

Ворота имеют вид торжественной колоннады дорического ордера; на четырех опорах, каждая из которых представляет собой "пучок" из четырех колонн, покоится тяжелый антаблемент со скульптурным изображением двуглавого орла в центре. Монументальные пропорции придают воротам характер триумфального сооружения. Эти ворота, от которых полукругом расходилась железная решетка, украшенная вазами, должны были предварять панораму дворцово-паркового комплекса. Справедливости ради стоит заметить, что их несколько тяжеловесная торжественность далека от общего характера ансамбля: связанный рамками заказа, Росси не имел здесь возможности добиться, как обычно, единства постройки с окружением.

Сразу за воротами, вдоль улицы Революции, расположены старейшие из сохранившихся зданий Павловска, построенных на рубеже XVIII и XIX веков. Все они, несмотря на позднейшие переделки, сохраняют облик, характерный для русского классицизма, и находятся под охраной государства.

В Павловске, кроме основного паркового массива, существуют еще два менее обширных парка. Один из них расположен в долине Мариенталь и отделяется от Собственного садика улицей Революции.


Улица Революции (Садовая) между Павловским парком и долиной Мариенталь.
Фото 6 августа 2004 г.

С террасы у павильона Трех граций открывается прекрасный вид на Мариентальский пруд с его холмистыми берегами, благодаря которым эта часть Павловска именовалась прежде "Русской Швейцарией". Пруд представляет собой широкий разлив Славянки, сдерживаемой плотиной Большого Каменного моста.


Большой Каменный мост. Фото 6 августа 2004 г.

Большой Каменный мост. Фото 5 сентября 2003 г.

В прошлом к долине Мариенталя примыкал участок Павловского парка, называвшийся Зверинцем. Его прорезали прямые аллеи, пересекавшиеся на центральной круглой площади. К середине XIX века Зверинец был застроен и превратился в один из районов города. Парк сохранился лишь на берегах Мариентальского пруда.

Мариентальский пруд. Фото 6 августа 2004 г.

Напротив павильона Трех граций к Мариентальскому пруду спускается торжественная каменная лестница. Она была сооружена по проекту В. Ф. Бренны в 1795 году. Заканчивается лестница пристанью с изваяниями сфинксов, созданными по эскизам А. Н. Воронихина и установленными здесь в 1809 году.


Мариентальский пруд и верхняя площадка
лестницы. Фото 5 сентября 2003 г.

Мариентальская лестница. Нижний марш.
Фото 6 августа 2004 г.

Мариентальская лестница. Сфинкс.
Фото 6 августа 2004 г.

Возле лестницы раньше находился Трельяж - небольшой деревянный павильон с ограждением в виде ажурных розеток. Построенный В. Ф. Бренной в 1792 - 1793 годах, он композиционно связывал лестницу с дворцом. Разрушенный во время Великой Отечественной войны, Трельяж намечен к реставрации.

Недалеко от линии железной дороги расположен еще один парковый массив (вход в него - с улицы Мичурина). Это так называемая "Александрия" - парк, созданный в 90-х годах XVIII века, возможно, по проекту Ч. Камерона.

Улица Мичурина у моста через Тызьву. Фото 26 июня 2005 г.

Екатерина II подарила его своему любимому внуку Александру, в честь которого парк и получил свое название. К началу XX века Александрия пришла в запустение, ее первоначальная планировка потеряла четкость, а парковые сооружения обветшали. К нашему времени из павильонов парка сохранился лишь один - павильон "Эхо". Построенный из кирпича в форме эдикулы с кессонированным полукуполом, он возвышается на холме в центре парка и хорошо виден издалека.

Домик на 2-й Краснофлотской. "Что-то страусы разбегались..." Фото 26 июня 2005 г.

После смерти Павла I Мария Федоровна подолгу уединялась в Павловске, остававшемся летней резиденцией императрицы вплоть до ее кончины в 1828 году.

После смерти Марии Федоровны Павловск стал собственностью ее младшего сына великого князя Михаила Павловича, а затем переходил по наследству и к другим членам императорской фамилии. Эти годы не внесли существенных изменений в облик дворца и парка. Наиболее интересным событием в истории Павловска середины XIX века явилось сооружение первой в России железной дороги, соединившей Петербург с пригородными царскими резиденциями. Павловск сделался конечной станцией этой дороги, открытой 30 октября 1837 года, железнодорожный путь прошел по западному району парка, носящему название "Большая звезда". На берегу одного из расположенных здесь прудов в соответствии с проектом архитектора А. И. Штакеншнейдера построили большой павильон, который должен был служить не только железнодорожной станцией, но и увеселительным заведением (курзалом), способным привлечь внимание публики к железной дороге.

В течение шестнадцати лет, с 1856 по 1872 год, с некоторыми перерывами, выступал в Павловском вокзале замечательный австрийский композитор, "король вальса", - Иоганн Штраус, под руководством которого оркестр достиг высокой степени совершенства. Гость из Австрии в бытность его в Павловске немало сделал для пропаганды русской музыки. Он охотно включал в программы произведения М. И. Глинки, А. Н. Серова. Под его руководством состоялось одно из первых публичных исполнений сочинений П. И. Чайковского: в 1865 году оркестр сыграл "Танцы сенных девушек" молодого композитора. В свою очередь, сам Штраус испытал глубокое влияние русской музыкальной - и не только музыкальной - культуры. О годах, проведенных в России, он впоследствии вспоминал с радостью и нежностью, а впечатления о Павловске стали для него источником творческого вдохновения, воплотившись в чудесные мелодии.

В 2003 г. в центре Павловска был открыт памятник этому великому австрийскому композитору.

Памятник И. Штраусу. Фото 5 сентября 2003 г.

Название "воксал" (или "вокзал") в Павловске, где с весны 1838 года регулярно устраивались музыкальные вечера с иллюминацией и фейерверком, стало в России с этого времени употребляться для обозначения станций железных дорог. Впоследствии железная дорога прошла через Павловск дальше на юг; она перестала играть роль забавы, каковой воспринималась вначале, и превратилась в одну из важнейших транспортных артерий страны.

Во второй половине XIX - начале XX века парк одряхлел, а дворец со своими художественными сокровищами подолгу пустовал. Cреди значительных построек на территории города, созданных в этот период, следует выделить полковую, Образцового Кавалерийского полка, церковь Николая Чудотворца в память основателей и устроителей г. Павловска - Павла I и Марии Феодоровны.

Ул. Обороны. Постройки полкового городка. Фото 26 июня 2005 г.

Храм был сооружен в 1900 - 1902 годах по проекту видного мастера "русского стиля" А. И. фон Гогена. Стены храма возвели из красно-коричневого кирпича, оштукатурив декоративные элементы. Сооруженная в военном городке при пятой батарее конно-артиллерийской бригады, церковь могла вместить до 1000 молящихся. В 1926 году церковь была закрыта, и здание очень сильно пострадало за годы советской власти и, особенно, в период фашистской оккупации Павловска. Ныне здание храма возвращено Церкви, и Никольский собор, как стала называться церковь с 1991 года, вновь действует и постепенно реставрируется.


Никольский собор.
Фото 5 сентября 2003 г.

Никольский собор.
Западный фасад.
Фото 6 августа 2004 г.

Никольский собор.
Вид с улицы Обороны.
Фото 26 июня 2005 г.

В сентябре 1941 года фронт приблизился к Павловску. Город захватили немецкие войска. Во время Великой Отечественной войны сотрудники музея вели работу по эвакуации и консервации музейных ценностей. Благодаря этому удалось сохранить лучшую часть коллекций дворца-музея, но все же война причинила парку и дворцу огромный ущерб. Были вырублены тысячи деревьев, разрушены парковые павильоны, гидротехнические сооружения, расхищены ценные экспонаты, остававшиеся в музейных залах и хранилищах. Подобно дворцу и парку, сильно пострадал во время фашистской оккупации город. Многие здания были разрушены или повреждены.

Воинские памятники в центре города. Фото 6 августа 2004 г.

После войны началось планомерное восстановление города и дворцово-паркового ансамбля. В 1957 году были открыты для посетителей первые из восстановленных залов дворца - Кавалерский, Тронный, Картинная галерея. Первоначальный облик был возвращен многочисленным парковым павильонам; пострадавшие участки парка также были тщательно реставрированы. Среди послевоенных зданий Павловска следует выделить железнодорожный вокзал - одно из лучших произведений в стиле "сталинский ампир", возведенное в 1950-х годах по проекту архитектора Е. А. Левинсона.


Железнодорожный вокзал.
Фото 5 сентября 2003 г.

Железнодорожный вокзал.
Фото 11 апреля 2004 г.

Архитектура вокзала, расположенного около Павловского парка, удивительно созвучна постройкам дворцово-паркового ансамбля конца XVIII - начала XIX века.

Среди предместий Павловска можно выделить местность называемую ныне Динамо (по расположенной там одноименной фабрике), а прежде носившую имя Царская Славянка. Расположена она на выезде из Павловска по шоссе, ведущему в Гатчину, на высоком берегу Славянки.


Ландшафт в районе Динамо.
Фото 4 июля 2004 г.

Мыза Царская Славянка раньше называлась Графской Славянкой, так как начало своего существования взяла при графе Мартыне Карловиче Скавронском, родственнике царицы Екатерины I. До 1847 года принадлежала его роду по женскому колену, а от графини Юлии Павловны Самойловой, внучки графа Скавронского, куплена была в царскую собственность. При Юлии Самойловой, поклоннице таланта Карла Брюллова, его братом, архитектором А. П. Брюлловым был возведен усадебный комплекс, состоящий из усадебного дома и служебных построек. Учитывая вкусы графини Самойловой, влюбленной в Италию, в которой она подолгу жила, Брюллов спроектировал двухэтажную дачу наподобие итальянских вилл с использованием архитектурных форм античности.

В годы второй Мировой войны дача сильно пострадала в результате артеллерийских обстрелов, так как в ней располагался штаб испанской Голубой дивизии. В послевоенное время разрушение здания продолжили местные жители. Попытки восстановления и реставрации этого уникального памятника архитектуры не привели к желаемым результатам.

Динамо (бывш. Графская Славянка). Руины усадьбы Ю. Самойловой. Фото апрель 2002 г.

Благословение на строительство храма в Графской Славянке было получено от первого епископа Санкт-Петербургского и Шлиссельбургского Никодима I (Сребницкого). И построен был храм в 1743 - 1747 годах графом Мартыном Карловичем Скавронским. Церковь эта каменная, в два этажа, сначала построенная в стиле Людовика XIV, а затем, при возобновлении ее в 1822 - 1829 годах графинею Самойловой, была во многом изменена по проекту С. Адамини. В 1871 году она была снова восстановлена в прежнем стиле архитектором А. И. Резановым. Нижняя церковь посвящена Святой Великомученице Екатерине, а верхняя, во втором этаже - Рождеству Пресвятой Богородицы. Иконостасы были устроены по рисункам архитектора А. П. Брюллова на средства графини. Храм как бы парит над округой, расположенный на высокой возвышенности с раскинувшейся перед ним равниной с долиной реки Славянки. Когда-то издалека можно было увидеть изящную высокую колокольню. В 1941 году, чтобы не допустить использования церкви в качестве наблюдательного пункта врага, колокольню снесли. Храм был закрыт в 1938 году, в нем были устроены клуб и кинозал. С 1943 года возобновились службы в нижней церкви. С 1954 года действует и верхняя церковь, стены и потолок которой были заново расписаны художником-реставратором А. В. Трескиным. Храм и поныне продолжает обретать былую красоту и благолепие, и является местом молитв прихожан городов Павловска и Коммунара и близлежащих сел и деревень. Огромное кладбище рядом с церковью хранит имена людей самых разных сословий и званий.

Динамо (бывш. Графская Славянка). Екатерининская церковь. Фото апрель 2002 г.

На дороге, соединяющей эту южную окраину Павловска с царскосельской Софией, на высоком берегу речки Поповки - притока Славянки, прежде располагалась финская кирха - крупнейшая в этих краях. Вблизи неё находились два лютеранских кладбища - старое и новое, где хоронили жителей этой населенной финнами местности. Ныне в изуродованном здании лютеранской церкви располагается Павловская опытная станция Всероссийского института растениеводства.

ПОС ВИР. Бывшее здание кирхи и Горная ул. Фото 11.04.2004 г.

Берега речки Поповки в этом месте являются ценным геологическим объектом на территории С.-Петербурга и его окрестностей.

Пязелево. Река Поповка. Мост на ул. А. Матросова. Фото 11.04.2004 г.

Современный Павловск с населением в 25,5 тысяч человек представляет собой город с развитой научной базой, развивающейся промышленностью и туризмом. На его территории расположен государственный музей-заповедник "Павловск", памятники ландшафтной архитектуры: "Царский зверинец", "Глазово", "Ферма", "Дача графини Самойловой", "Мариентальская долина", "Александровский парк". Более 42 объектов (82 здания и сооружения) находятся под охраной Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и архитектуры. Ежегодно Павловск посещают 1,5 млн. туристов. Как памятник русской культуры, в 1989 году Павловск внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2002 году Павловск отметил своё 225-летие.

Обелиск 225-летию Павловска. Фото 6 августа 2004 г.

 


2005 г., фото А. Разумов (2002...2005 гг.), Д. Бесараб (2004 г.)

НА ГЛАВНУЮ
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Наш Питер. Рейтинг сайтов. Rambler's Top100
TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Рейтинг@Mail.ru

Используются технологии uCoz