г. ПУШКИН (ЦАРСКОЕ СЕЛО).

ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК.



Часть 8. Адмиралтейство и Каскадные пруды.

 

Часть 1. Ансамбль Екатерининского дворца.
Часть 2. Комплекс Камероновой галереи.
Часть 3. Старый сад.
Часть 4. Собственный садик.
Часть 5. Верхние пруды и Рамповая аллея.
Часть 6. Большой пруд.
Часть 7. Юго-западная часть парка.
Часть 8. Адмиралтейство и Каскадные пруды.

 

 

    На берегу Большого пруда, между Старым садом и Пейзажным парком, на месте деревянного шлюпочного сарая, архитектор В. И. Неелов возвел три красных кирпичных здания под общим названием Адмиралтейство. Постройка павильонов, в основном, была осуществлена в течение лета 1773 года, внутренняя отделка производилась в 1774 - 1775 годах. Все здания Адмиралтейства построены в память присоединения к России Таврического ханства.
    Симметричный ансамбль из трех павильонов, которые имеют своеобразный силуэт, напоминает крепостные сооружения. Красный кирпич стен, стрельчатая форма окон, зубчатые завершения башен, использованные в корпусах Адмиралтейства, - свидетельство увлечения мотивами готической архитектуры в украшении парков второй половины XVIII века.

Большой пруд. Вид на Адмиралтейство. Фото 25.04.2005 г.

    Василий Иванович Неелов, отправленный Екатериной в 1770 году в Англию вместе с младшим сыном Петром, получил задание от Императрицы привезти чертежи "строений древнейших и новейших". Оставив сына доучиваться, В. И. Неелов вернулся через год со множеством гравюр и рисунков, часть которых позднее была вывешена на стенах верхнего зала шлюпочного сарая Адмиралтейства. В результате в Царском Селе появились новые типы фасадов в готическом стиле - Эрмитажная кухня, Адмиралтейство и другие.
    Все три корпуса помимо декоративного имели и хозяйственное назначение. Центральный двухэтажный прямоугольный корпус со ступенчатым фронтоном и примыкающими по сторонам круглыми башнями, где расположены гранитные винтовые лестницы, называется Шлюпочный сарай.


Центральный корпус Адмиралтейства.
Фото 5.04.2004 г.

Центральный корпус Адмиралтейства.
Фото 22.09.2005 г.

    В первом его этаже хранилась коллекция парусных и гребных лодок царскосельской "флотилии", среди которых были и экзотические: индейская пирога, китайский сампан, венецианская гондола, алеутская байдарка и другие, включая трешкоуты императрицы Екатерины II, турецкий калек Николая I (подарок султана) и другие. Во время Великой Отечественной войны эта коллекция погибла. В башнях центрального корпуса располагаются лестницы, ведущие в большой светлый зал во втором этаже; зал назывался Голландским - по традиции, идущей от Петра I, морская тема в России часто связывалась с Голландией. Во время катания по озеру Екатерины II здесь играл оркестр. Пол зала покрыт керамической плиткой, а стены облицованы белым кафелем. На стенах зала размещались 166 английских гравюр с изображением видов пейзажных парков, привезенные В. Нееловым из Англии в 1770 году. В 1901 году в зал был помещен огромный Готторпский глобус, получивший свое название по месту изготовления: его строили в Готторпском герцогстве в течение 10 лет, начиная с 1654 года, и в 1713 году преподнесли в подарок императору Петру I. Во время Великой Отечественной войны Готторпский глобус был вывезен в Германию, в послевоенное время возвращен и сейчас находится в Академии Наук в Санкт-Петербурге.
    Это и определило название павильона - Адмиралтейство.
    В боковых флигелях размещались птичники, где содержались редкие красивые птицы: фазаны и павлины, которых разводили для придания экзотического вида паркам, а также белые и черные лебеди, плавающие по парковым прудам. Птичные корпуса решены одинаково: круглая башня, вкомпонованная в лицевой фасад, оформленный ступенчатым фронтоном.

Адмиралтейство. Птичники. Фото 5.04.2004 г. и 22.09.2005 г.

    В составе комплекса в 1781 - 1783 годах В.И. Нееловым был выстроен и небольшой одноэтажный Матросский домик с металлическим штандартом над крышей, расположенный правее птичьего флигеля. В домике жили матросы-гребцы, которые в XVIII веке катали и перевозили гуляющих на остров Большого пруда.

Адмиралтейство. Матросский домик. Фото 22.09.2005 г.

    В подражание голландским постройкам фасады шлюпочного сарая, двух птичьих флигелей и домов для матросов оставили неоштукатуренными.
    На фоне красных кирпичных стен рельефно выделяются декоративные детали - наличники, тяги и др. Оконные проемы имеют остроугольные завершения. Проемы в башнях разнообразны по очертаниям: ромбические, круглые, щелевидные, с полуциркульным верхом.
    Башни увенчиваются зубчатыми парапетами и шпилями. В Адмиралтействе, как и в Эрмитажной кухне, мы видим черты декора, характерные для раннего классицизма; белое обрамление окон и дверей, легкие белые рельефные изображения драпировок, пропущенных через кольца в верхних частях башен. Между главным зданием и флигелями были вырыты круглые пруды для птиц, а в одном из птичьих флигелей до 1917 года имелся бассейн для лебедей и уток с помещением для их зимовки. До революции на берегу Большого пруда находился ажурный крытый причал для прогулочных лодок, построенный в 1774 году архитектором В. И. Нееловым и инженером И.К. Герардом.

Адмиралтейские ворота. Фото 22.09.2005 г.

    Адмиралтейство - пример романтического направления в архитектуре эпохи классицизма, характерного для дворцово-парковых ансамблей конца XVIII века. Фасады павильона сейчас восстановлены в их первоначальном виде; в левом корпусе теперь размещается ресторан.
    Между главным зданием и флигелями, соединенными оградой, выполненной на Монетном дворе в Санкт-Петербурге, в XVIII веке были расположены садики и вырыты два круглых пруда.


У Адмиралтейства. Фото 10.2001 г.

Адмиралтейский мост. Фото 22.09.2005 г.

    На месте Каскадных прудов ранее протекал по оврагу ручей, на котором была запруда и стояла мельница. В начале XVIII века с устройством нескольких деревянных плотин образованы ступенями пять прудов прямоугольной формы. В 1774 - 1778 годах под руководством инженера И. К. Герарда и архитектора В. И. Неелова были проведены работы по укреплению и углублению прудов, берегам которых приданы естественные очертания. Перемычки между ними были превращены в каменные мосты-плотины с романтическими порогами из больших валунов.


1-й Каскадный пруд. Фото 5.04.2004 г.

1-й Каскадный пруд. Фото 22.09.2005 г.

    Три Каскадных пруда находятся на территории парка.


2-й Каскадный пруд. Фото 25.09.2005 г.

3-й Каскадный пруд. Фото 25.09.2005 г.

    Каскадный мост между первым и вторым прудами называется Чертовым, между вторым и третьим - Зеленым.


Зеленый мост. Фото 5.04.2004 г.

Чертов мост. Фото 25.09.2005 г.

    На территории города находятся два пруда - Иорданский и Купальный. Павловская плотина между третьим и четвертым прудами расположена уже за границей Екатерининского парка, в конце Садовой улицы, у Нижних конюшен.

Павловская плотина. Фото 5.04.2004 г.

    Морейская, или Малая Ростральная колонна - один из памятников победам русской армии и флота. Она воздвигнута у каскада между первым и вторым нижними прудами в октябре 1771 года. Имя автора проекта Морейской колонны точно не установлено. Им был, по-видимому, архитектор А. Ринальди - на это указывает сходство Морейской колонны с Кагульским обелиском: присущее им изящество форм, тождество стилистических приемов, одинаковая трактовка стилобатов и цоколя, однородность использованных материалов.

Морейская колонна. Фото 5.04.2004 г.

    На пьедестале колонны укреплена бронзовая доска, надпись на которой повествует о блестящих победах русских войск под предводительством графа Ф. Г. Орлова над турками на полуострове Морея в Средиземном море 17 февраля 1770 года. Она гласит: "1770 года, февраля 17 дня, Граф Феодор Орлов с двумя Российскими военными кораблями приплыл к полуострову Морее в Средиземном море у порта Витуло, сухопутные войска высадил на берег и пошел сам к Модону по соединении с христианами тоя земли. Капитан Барков со Спартанским восточным легионом взял Пассаву, Бердони и Спарту; капитан же Князь Долгорукий со Спартанским западным легионом покорил Каламату, Леонтари и Аркадию: крепость Наваринская сдалась Бригадиру Ганнибалу. Войск Российских было числом шестьсот человек; кои не спрашивали, многочислен ли неприятель, но где он? в плен турков взято шесть тысяч". На мемориальной доске упомянуто имя двоюродного деда А. С. Пушкина командира третьего десанта И. А. Ганнибала. Это он взял штурмом неприступную крепость Наварин (южная Греция) 30 марта 1770 года, а также другие турецкие бастионы на полуострове.
    Место для семиметрового обелиска выбрано в створе трех аллей старого сада, в конце аллеи, ведущей от северного кабинета Эрмитажа к Чертовому мосту - плотине, разделяющей первый и второй Каскадные пруды. Колонна хорошо просматривается с многих точек Екатерининского парка, в том числе с другого берега пруда.

Чертов мост и Морейская колонна. Фото 25.09.2005 г.

    Постамент сооружен на небольшой площадке, возвышающейся над уровнем земли на две ступени. Пьедестал и фуст колонны изготовлены из серого с белыми прожилками сибирского мрамора, а плинт, база и капитель - из белого каррарского. Колонну увенчивает небольшой конусообразный обелиск из розового тивдийского мрамора с рострами - носами кораблей. Введение ростр образно свидетельствовало, что победа была одержана при участии флота. Основные соотношения элементов Морейской колонны соответствуют закономерностям римско-дорического ордера. Нижний плинт постамента придает силуэту колонны устойчивость и монументальность. Высота обелиска на колонне соответствует высоте антаблемента римско-дорического ордера. На этих простых пропорциональных соотношениях и построена тектоническая основа памятника и найдены цветовые и стилевые решения.

Морейская колонна и Чёртов мост. Фото 5.04.2004 г.

    Местность за Каскадными прудами была освоена и присоединена к парку одновременно с устройством прудов. Она носит пейзажный характер. Имя садового мастера Трифона Ильина, работавшего здесь, осталось в названии Трифоновой горки - продолговатой возвышенности вдоль берега первого пруда, образованной насыпной землей, взятой при углублении прудов.

1-й Каскадный пруд и Трифонова горка. Фото 5.04.2004 г.

    В 1779 году на ее склонах были посажены деревья, а вершина украшена беседкой в "китайском" стиле с голубятней на крыше. Почти на всех возвышенных местах в парках Царского Села имелись беседки, служившие видовыми площадками. Беседка на Трифоновой горке исчезла еще в начале XIX века. От нее сохранился лишь гранитный цоколь.
    В этой же части парка у Зеленого моста находится Чугунная беседка - одна из девяти, которыми предполагали украсить парки в конце 1760-х годов. Беседка была отлита на Сестрорецком заводе и представляет большой интерес как пример высокого уровня русского художественного литья того времени и свидетельство разнообразия приемов, которыми пользовались архитекторы для украшения парков. Кровля беседки с переломом и легким изгибом нижней части опирается на восемь врытых в землю восьмигранных чугунных столбов. Мраморные скамьи в беседке не сохранились и заменены деревянными. Вставка из серого мрамора, вделанная в потолок, была первоначально расписана.

3-й Каскадный пруд. Фото 5.04.2004 г.

    Ворота "Любезным Моим Сослуживцам" построены в 1817 году по проекту В. П. Стасова и расположены напротив Запасного дворца в ограде Екатерининского парка. Они служат въездом в парк из города с Павловского шоссе и являются памятником Отечественной войны 1812 года. В этом сооружении сказалось присущее В. Стасову тяготение к суровым и мужественным, ясным и лаконичным формам. Архитектор придал воротам характерные для стиля ампир монументальные формы и сделал богатый декор на темы военной истории эпохи Римской империи. "Любезным моим сослуживцам" - так назвал Александр I памятник тем, кто разгромил армию Наполеона.

Ворота "Любезным моим сослуживцам". Фото 5.04.2004 г.

    Именно эта надпись накладными бронзовыми буквами на русском и французском языках украшает фриз ворот с обеих сторон. Сооружение возведено в чрезвычайно короткий срок - за 92 дня. Сборка и установка ворот "Любезным моим сослуживцам" были закончены 17 августа 1817 года. Все части восьмиколонного портика отлиты из чугуна в Петрозаводске. Мощные дорические каннелированные колонны высотой 6,4 метра поддерживают тяжелый антаблемент. "Эти колонны символизируют воинский строй, - отметил историк архитектуры М. Михайлов, - могучие усилия тысяч воинов, несущих на своих плечах героическое бремя войны". Известный формовщик М. Кларк впервые в Европе применил необычные приемы и способы литья. Он изготовил ворота высотой 9,2 метра. Длина этого сооружения - 12 м, ширина - 4,3 м, а общий вес - 100,5 т.
    Величие триумфальных ворот подкрепляет и ограда Екатерининского парка, выполненная, как и створки ворот, по проекту А. Менеласа; модели для отливки орнаментальных деталей ограды вырезал из дерева известный в начале XIX века резной мастер К. Шейбе. Накладки в виде вырезанных полукруглых щитов, украшенных головами медуз, копьевидные прутья в пролете ворот, шестигранные щиты с львиными головами оттеняют массивность монолитных чугунных колонн.
    Первоначально ворота были установлены перед входом в Екатерининский парк у Адмиралтейства напротив Лицейского пансиона (ныне Высшее военно-морское инженерное училище), а в 1821 году были перенесены в ограду, напротив Запасного (Владимирского) дворца, с которым они составили небольшой архитектурный ансамбль, и некоторое время служили одним из входов в парк. Пышная листва деревьев парка контрастно подчеркивает торжественное звучание стасовской архитектуры.

Ворота "Любезным моим сослуживцам". Фото 09.2002 г.

 

 

 

Использованная литература:
Е. Первушина. "Пушкин, Павловск, Петродворец". СПб, 2003 г.
Д. Кючарианц, А. Раскин. "Сады и парки дворцовых ансамблей Санкт-Петербурга и пригородов". СПб, 2003 г.
Сборник "Зодчие Санкт-Петербурга" (под. ред. В.Г. Исаченко). Тома 2 и 3. "Лениздат", 2000 г.
А. Сочагин. "Царское Село в открытках конца XIX - начала ХХ века". СПб, 2002 г.
Материалы "Царскосельской газеты".


2005 г., фото А. Разумов (2001...2005 гг.), Л. Бесараб (2005 г.)

Наш Питер. Рейтинг сайтов. Rambler's Top100
TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Рейтинг@Mail.ru

Используются технологии uCoz