г. ПУШКИН (ЦАРСКОЕ СЕЛО).
ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК.
Часть 3. Старый сад.
Часть 1. Ансамбль Екатерининского дворца.
Екатерининский парк занимает площадь 103,4 гектара к юго-западу от дворца. Его регулярная часть (Старый сад), равная по ширине дворцу, простирается от него до Каскадных (Нижних) прудов. Это самый старый район парка. Его южная сторона ограничена Камероновой галереей и идущей от нее аллеей. С севера, т.е. со стороны города его ограничивает Каскадный канал, который на раннем этапе устройства парка был прорыт для осушения территории.
В 1775 - 1777 годах в русле канала были устроены двенадцать каскадных ступеней из пудостского известняка. В те же годы со стороны жилой слободы вдоль канала была сложена гранитная набережная с металлической оградой. В работах по благоустройству канала принимали участие архитекторы В.И. Неелов, Ю.М. Фельтен и инженер И.К. Герард. У дворца Каскадный канал начинается фонтаном в виде лебедя, из клюва которого льется струя воды.
Фонтан "Лебедь". Фото 22.09.2005 г. |
Каскадный канал. Фото 22.09.2005 г. |
Старый сад делится на три участка: Верхний сад, расположенный на трех верхних террасах, Нижний сад от третьей террасы до Рыбного канала (эти два участка часто объединяют в Придворцовый участок или Голландский сад) и Эрмитажный участок - от Рыбного канала до Каскадных прудов. Часто в состав Старого сада включают и район парка за Каскадными прудами до границы парка по Парковой улице. Все участки связаны центральной Эрмитажной аллеей, идущей от дворца.
Лестница на Эрмитажной аллее, соединяющая Верхний сад с Нижним. Фото 25.04.2005 г. |
Эрмитажная аллея. Фото 09.2002 г. |
Эрмитажная аллея. Фото 25.04.2005 г. |
В 1720-х годах садовый мастер И. Фохт обработал участок Верхнего сада тремя террасами, так как пологая местность не удобна для разбивки регулярного парка. На верхней террасе был разбит цветник и посажены шпалерные куртины из стриженого кустарника. Теперь здесь устроены два партера. Их узоры образованы из угля, толченого кирпича и цветного песка. Орнамент партеров приближен к узорам барочных растреллиевских паркетов. Подобные партеры из "мертвых" материалов устраивались в парках до середины XVIII века. По-настоящему красоту этой декоративной затеи можно оценить, посмотрев на нее сверху, из окон дворца. В центрах партеров стоят мраморные статуи "Мир" и "Великолепие" работы венецианских мастеров начала XVIII века.
Партер Старого сада. Фото 5.04.2004 г. |
Партер Старого сада. Фото 22.09.2005 г. |
С первой террасы на вторую ведет небольшая лестница.
На средней террасе находятся зеленые боскеты, закрывающие вид на третью, нижнюю
террасу участка. Третья же терраса оформлена двумя симметричными относительно
Эрмитажной аллеи прудами.
Два прямоугольных пруда на нижней террасе по
сторонам Эрмитажной аллеи были вырыты еще в 1719 - 1722 годах. В регулярных
садах пруды, обрамленные зелеными откосами, служили для создания эффекта
отражения архитектурных сооружений. И теперь можно любоваться тем, как в
зеркале одного из них отражается павильон Верхняя ванна.
Фрагмент Старого сада. Вид с Камероновой галереи. Фото 5.04.2004 г. |
Вторая терраса и поперечная аллея Верхнего сада. Фото 25.04.2005 г. |
Поперечная аллея Верхнего сада. Фото 22.09.2005 г. |
Два павильона - Верхняя и Нижняя Ванны были сооружены архитектором И. В. Нееловым недалеко от дворца, у Эрмитажной аллеи. Они построены в строгом классическом стиле. Обеим постройкам архитектор придал черты парковых павильонов.
Павильон Верхняя ванна, или "Мыльня Их Высочеств" построен построен в 1777 - 1779 годах в формах раннего классицизма, когда Старый сад был превращен из регулярного в пейзажный. Павильон служил баней для лиц императорской семьи. Его автор архитектор И. В. Неелов учел особенности старой планировки парка и мастерски ее использовал, расположив Верхнюю ванну на берегу пруда.
Павильон Верхняя ванна. Фото 5.04.2004 г. |
Нижняя терраса Верхнего сада. Фото 25.04.2005 г. |
Он превратил сугубо служебное здание -
дворцовую баню - в изящную парковую постройку. Несмотря на то, что ее фасады
почти полностью лишены декоративного убранства, здание производило впечатление
благодаря найденным пропорциям основного объема сооружения и обращенного в
сторону пруда трехгранного ризалита. Стены ризалита в нижней части прорезаны
полуциркульными окнами и широким дверным проемом, в верхней - круглыми окнами.
Здание увенчано парапетом с балюстрадой.
Особенно хорош вид на Верхнюю ванну,
открывающийся с центральной аллеи Старого сада. Фасад павильона замыкает
перспективу пруда и четко рисуется на фоне зелени деревьев. В зеркальной
поверхности пруда отражаются стены здания, окрашенные в светло-желтый цвет.
До середины XIX века здание сохраняло свое
первоначальное назначение и состояло из шести помещений: сеней, раздевальни,
ванны, бани (парильни), помещения истопника (водогрейной) и центрального
восьмигранного зала, предназначенного для отдыха. В 1811 году павильон был
перестроен инженер-генералом А. Бетанкуром. Строгий фасад Верхней ванны
прекрасно сочетается с прямоугольной формой расположенного перед ней пруда.
Внутренние помещения: сени, раздевальня, ванна, парильня и центральный
восьмигранный зал были отделаны очень нарядно. В оформлении зала, расписанного
художником-декоратором А. И. Бельским по гравюрам с рисунков художника Ф.
Смуглевича и архитектора В. Бренны, использованы цветочные гирлянды и фрукты,
мотивы росписи Золотого дома императора Нерона в древнем Риме, а два
десюдепорта и плафон потолка расписаны на сюжет древнегреческого мифа о гибели
Фаэтона, сына бога Солнца Гелиоса.
С 1911 года павильон был превращен в музей в память 200-летия
Царского Села.
Верхняя ванна, разрушенная в годы Великой Отечественной войны,
реставрирована в 1952 - 1953 года по проекту архитектора С. М. Новопольцева.
Декоративную живопись, от которой остались лишь небольшие фрагменты, воссоздали
художники-реставраторы под руководством А. В. Трескина. Как и прежде, плафон и
два десюдепорта центрального зала посвящены античному мифу о Фаэтоне. В
полихромной росписи стен использованы мотивы гирлянд, букетов цветов и фруктов,
придающих интерьеру праздничность и нарядность.
Эрмитажная аллея на своем протяжении по второй и третьей террасе до
того места, где от нее отходят в стороны радиальные аллеи, украшена мраморными
статуями героев античной мифологии или аллегорическими изваяниями: Персей, Андромеда,
Амфитрита, Галатея, Геракл, "Воинская доблесть" и другие. Многие из этих скульптур
приобретены в Италии для садов Петербурга в начале XVIII века по распоряжению Петра I.
Основой планировки Нижнего сада является трелучие аллей: Эрмитажной и двух боковых, заканчивающихся у Рыбного канала. В начале трезубца, его пересекает полугруглая аллея, а в средней части - прямая поперечная, проходящая от павильона Грот до Каскадного канала.
Аллеи Нижнего сада. Фото 5.04.2004 г. |
Поперечная аллея Нижнего сада. Фото 5.04.2004 г. |
Поперечная аллея Нижнего сада. Вид на Грот. Фото 22.09.2005 г. |
Недалеко от начала трезубца, у поукруглой аллеи находится Нижняя ванна, которая служила мужской баней для придворных и первоначально носила наименование "Кавалерская мыльня".
Нижняя ванна. Фото 09.2002 г. |
Нижняя ванна. Фото 5.04.2004 г. |
Нижняя ванна. Фото 25.04.2005 г. |
Павильон был построен по проекту архитектора И. В. Неелова в 1778 - 1779 годах и предназначался для придворных. Здание Нижней ванны смещено с оси аллей Старого сада; его фасад наполовину скрыт деревьями и кустарниками: хозяйственные сооружения, предназначенные для придворных, таким образом скрывали от взглядов посетителей парка. И. Неелов, строивший ванну, выбрал затейливую форму в виде центрального перекрытого куполом цилиндрического объема с большой ванной внутри и примыкающих к нему шести низких круглых кабинетов, имеющих по три небольших круглых окна.
Полукруглая аллея и павильон Нижняя ванна. Фото 25.04.2005 г. |
Полукруглая аллея и павильон Нижняя ванна. Фото 22.09.2005 г. |
Своеобразное плановое решение павильона
определило его внешний облик. Здание не имеет главного фасада: обращенный в
сторону Екатерининского дворца фасад и противоположный идентичны. Стены
центрального зала подняты значительно выше стен боковых помещений и образуют
световой барабан, на котором покоится венчающий здание купол. Форма круглых
окон, прорезывающих барабан, повторена и на фасадных стенах; их расположение
высоко над землей обусловлено функциональным назначением здания.
Мраморные массивные ванны стоят по стенам всех
отделений Ванны - круглой средней залы и четырех, также круглых ванных покоев
по сторонам, полы помещений - мозаичные. В прямоугольных помещениях с двух
сторон павильона размещались две котельные-водогрейни, имевшие самостоятельные
входы. Здесь вода разогревалась и по трубам подавалась в баню и помещения с
ваннами.
Внутренняя отделка павильона не дошла до нашего
времени. В некоторых помещениях стены и плафоны были расписаны; комната для
отдыха и раздевальня обогревались мраморными каминами, круглую медную луженую
ванну окружала балюстрада.
Со временем павильон будет частично закрыт группой деревьев, как
в конце XVIII века.
Еще в 1928 году были предприняты реставрационные работы по возвращению Старому саду регулярного вида, которые начались с удаления ряда высоких деревьев на первой террасе дворца. Продолжаются они и теперь, но постепенно, по мере отмирания старых деревьев. Особенно ощутимо это в районе Нижнего сада, где молодые липы посажены ровными рядами по лучам Эрмитажной и радиальных аллей. Когда они подрастут, их кроны будут сформированы стрижкой, из высокого кустарника - сделаны зеленые беседки, крытые аллеи и трельяжи.
Эрмитажная аллея и участок Нижнего сада. Вид от Рыбного канала. Фото 5.04.2004 г. |
Эрмитажная аллея и участок Нижнего сада. Вид от Рыбного канала. Фото 25.04.2005 г. |
Рыбный канал отделяет Нижний сад от Эрмитажного участка парка. Этот первый из искусственных каналов парка отрыт в 1720-х годах. Он соединяет Большой пруд с Каскадным каналом, идущим вдоль границы парка с жилой слободой. Свое название канал получил потому, что предназначался первоначально для разведения и ловли рыбы. Ряд стройных елей вдоль его берега посажен после Великой Отечественной войны взамен погибших, которые, по преданию, сажал здесь Петр I.
Рыбный канал. Фото 5.04.2004 г. |
Рыбный канал. Фото 5.04.2004 г. |
Рыбный канал. Фото 22.09.2005 г. |
Первые деревянные мосты, перекинутые через канал, были заменены в 1774 - 1775 годах по проекту В. И. Неелова на два каменных и два металлических (на боковых продольных аллеях). В 1855 году сооружен еще один мост с каскадом, спроектированный В. П. Стасовым - при впадении Рыбного канала в Каскадный.
Рыбный канал. Металлический мостик. Фото 22.09.2005 г. |
Рыбный канал. Вид с Садовой ул. Фото 25.04.2005 г. |
Два каменных Горбатых моста В.И. Неелова перекинуты в 1774 - 1775 годах через Рыбный канал на Эрмитажной аллее и аллее, ведущей от Эрмитажа к Гроту. Это сложенные из гранита арочные мосты. Крутой выгиб их арок красиво повторяется в изгибах парапетов, сделанных из тесаных гранитных блоков, скрепленных между собой металлическими связями.
Эрмитажная аллея. Мостик через Рыбный канал. Фото 5.04.2004 г. |
Горбатый мостик на Эрмитажной аллее. Фото 25.04.2005 г. |
Парковый павильон Эрмитаж, расположенный к юго-востоку на центральной оси Екатерининского дворца, за Рыбным каналом - один из интереснейших памятников архитектуры русского барокко середины XVIII века. Он предназначался для развлечений в узком кругу приближенных. (Отсюда название - в переводе с франц. "уединенное место".) Разработка плана павильоном принадлежала М. Г. Земцову, а строительные работы вел С. И. Чевакинский. Начатая весной 1744 года кладка фундаментов к осени того же года была закончена.
В наружном убранстве Эрмитажа Ф.-Б. Растрелли
применил круглую скульптуру: 8 статуй стояли на постаментах балюстрады у
основания восьмигранного купола, 4 завершали кровли кабинетов. Центральный
купол Эрмитажа венчала группа "Похищение Прозерпины". Кроме этого павильон
украшали 16 статуй, расставленных между группами колонн на фасадах кабинетов.
Они стояли на постаментах, декорированных рокайлями и судя по изображению на
чертежах и гравюрах, ни одна из них не повторяла другую. Статуи Славы,
полулежащие на больших фронтонах, поддерживали великолепный картуш с вензелем
императрицы Елизаветы Петровны. К сожалению, все статуи были утрачены.
Богатая декоративная отделка, яркое сочетание
золотого, белого и лазоревого цветов фасада, общий характер парадности
объединяют Эрмитаж с Екатерининским дворцом. Это единство подчеркивается и
самим расположением павильона - в конце аллеи, идущей от центра дворца.
Композиционная основа характеризуется типичным
для барокко диагональным построением плана. Растрелли обработал углы здания
вытесанными из из пудостского известняка колоннами, поставленными на пьедесталы
и завершенными антаблементом с полуциркульными фронтончиками. Благодаря этому
Эрмитаж производит впечатление затейливой раззолоченной игрушки. Фасады на
малых фронтонах украшают аллегорические статуи, вазы, лепные украшения. Два
больших фронтона оформлены клеймами с сидящими фигурами. Вызолоченные статуи и
лепные украшения стали основой декора фасадов Эрмитажа. На окнах и дверях
сделана декоративная обработка. В 1753 году лепные украшения были вызолочены,
а фасады полихромно окрашены: на ярко-бирюзовом фоне выделялись белые колонны и
наличники, вызолоченные лепные детали и скульптура. Кровля, первоначально
зеленая, в 1755 году была выкрашена в белый цвет, а украшавшие ее статуи и
гирлянды вызолочены.
Особый характер Эрмитажному участку парка
придало то, что павильон, стоявший в центре площадки, вымощенной черными и
белыми мраморными плитами, был окружен рвом фигурной барочной формы,
заполненным водой, и соединялся с парком двумя мостами; ров был обнесен
балюстрадой, также украшенной статуями и вазами. Высокая ровно подстриженная
листва деревьев на аллеях, сходившихся к Эрмитажу, составляла спокойный фон для
динамичной архитектуры павильона и его декора, насыщенного цветом и пластикой.
В "уединенном месте" - Эрмитаже - любила бывать
Императрица Елизавета, а впоследствии и Екатерина в компании избранных вельмож
и иностранных гостей. Там господствовала атмосфера нескончаемых праздников,
беззаботного веселья. Для большей занятности вместо обычных лестниц были
устроены подъемные канапе - предшественники современных лифтов. Маленькие
диванчики, обитые зеленым бархатом и золотым позументом, с помощью специальных
устройств доставляли званых гостей наверх. Декоративное убранство Эрмитажа
близко по своему характеру к убранству Большого зала Екатерининского дворца.
Интересна внутренняя отделка главного зала Эрмитажа, созданная Ф.-Б. Растрелли.
Зал был полон света благодаря широким окнам, служившим одновременно дверями для
выхода на балконы. В простенках между ними размещались зеркала в вызолоченных
резных рамах, переходящих в обрамления живописных десюдепортов.
Назначение интерьера подсказало сюжет живописного плафона, написанного Дж.
Валериани и И. И. Бельским и изображавшего "Юнону и Юпитера, приглашающих
небожителей к накрытому и уставленному роскошной посудой столу". Сюжеты для
живописных панно над зеркалами среднего зала, а также плафоны кабинетов Дж.
Валериани заимствовал из "Метаморфоз" Овидия: "Вакх и Ариадна", "Аполлон,
преследующий Дафну", "Вакх, венчающий Дафну звездной короной", "Похищение
Европы". Живопись потолков галерей работы А. Перезинотти представляла собой
аллегории времен года в виде амуров с традиционными атрибутами: гроздьями
винограда, цветами и снопами пшеницы. Зал был полностью изолирован от внешнего
мира и недоступен даже для прислуги: "Пять сервированных столов, - вспоминает
современник, - неожиданно для присутствующих появлялись из-под пола.
Специальные, входившие в их сервировку деревянные нижние тарелки опускались
и поднимались по железным трубам, доставляя на стол желаемые кушанья. Для
заказа служили грифельные доски и система сигнализации в виде колокольчиков
на веревках. Когда обед кончался, столы снова исчезали, парадная столовая
превращалась в большой зал и по паркету, набранному из заморских древ,
кружились и скользили танцующие". В крохотных кабинетах-гостиных Ф.Б. Растрелли
также использовал живопись, зеркала, резьбу. Посреди здания был устроен колодец
с превосходной студеной водой, находящейся всегда на одном уровне. Последний
раз механизмы Эрмитажа использовались в 1817 году в день празднования
бракосочетания будущего Императора Николая Павловича с Александрой Федоровной.
В конце XVIII века по распоряжению Екатерины II
был засыпан фигурный ров, сняты мраморные плиты на площадке, убрана часть
скульптуры на фасаде и кровле. Но и в таком виде павильон не потерял своего
значения как уникальный памятник архитектуры XVIII века. В годы Великой
Отечественной войны здание было сильно повреждено, и восстановлено силами
объединения "Реставратор" и Ленинградского отделения Художественного фонда.
Из сохранившихся барельефов наиболее интересны тридцать две лепные панели
работы скульптора И. Дункера, помещенные в нишах пьедесталов колонн, Их сюжет -
игры амуров. Сейчас эти барельефы сняты для музейного хранения, а на их место
до окончания реставрации павильона временно поставлены копии.
В отличие от Екатерининского дворца Эрмитаж не перестраивался
с середины XVIII века, поэтому его планировка и внутренняя отделка дошли до
нашего времени почти без изменений.
Эрмитажный участок имеет свой выход в город через проезд,
сделанный в центре одноэтажного красного кирпичного здания, построенного в
готическом стиле, характерном для эпохи русского классицизма XVIII-XIX веков.
Это сооружение - Эрмитажная кухня, называвшаяся также придворной булочной.
Она стоит на границе парка у канала и соединяется мостом с его набережной.
Архитектурный замысел кухни связан с начатым в
1774 году сооружением канала вдоль границы Старого сада. Замена старой глухой
каменной ограды каналом и набережной и другие мероприятия были частью широкой
программы реорганизации Царскосельского парка.
В. И. Неелов, по проекту которого в 1775 - 1776
годах построена кухня, в 1748 году он был назначен "архитекторским помощником"
и являлся правой рукой Растрелли, а в 1760 году его перевели в архитекторы.
Зодчий, всю свою жизнь он посвятивший строительству Царскосельского дворца и
парков (дело великого зодчего продолжили и его сыновья - И. В. Неелов и П. В.
Неелов), был командирован в Англию для изучения парковой архитектуры. Он привез
оттуда много рисунков, копии проектов садовых павильонов, каскадов, мостов.
Распространенная в Англии мода украшать парки постройками, стилизованными в
духе английской готики, нашла свое отражение в парках Царского Села и, в
частности, в здании Эрмитажной кухни.
Это выразилось в его материале - кирпиче, позднее окрашенном в
красный цвет с белой расшивкой швов, и в характере деталей завершающей части
здания - зубчатом парапете с увенчанными шарами обелисками-пиннаклями по углам
и в двухъярусной башне над проездом также с зубчатыми ограждениями первого
яруса и ее крыши.
Эрмитажная кухня. Вид с Садовой ул. Фото 22.09.2005 г. |
Эрмитажная кухня. Фрагмент здания. Фото 25.04.2005 г. |
Но несмотря на все эти псевдоготические мотивы, Эрмитажная кухня предстает перед нами прежде всего как памятник раннего классицизма. Об этом говорят простая и строгая трактовка фасадов с неглубокими нишами, оформление окон гирляндами, модульоны в обработке карнизов и, наконец, выделение деталей белым цветом. Для акцентирования углов фасадов павильона В. Неелов применил мотив полуциркульных ниш, в которых были размещены декоративные вазы, в XVIII веке называвшиеся иногда "кубами" из-за их геометрической формы, массивности и тяжеловесности. В декорации фасадов Эрмитажной кухни использованы и другие приемы, типичные для раннего классицизма. Такова, в частности, обработка стен филенками и гирляндой лепных полотенец над аркой ворот. Проезд под аркой закрывался изящными коваными воротами, исполненными искусным кузнецом Лукьяном Нефедовым. Это сооружение также называют "красными воротами".
Уголок Верхнего сада вблизи входа с Садовой ул. Фото 22.09.2005 г. |
Площадка в Нижнем саду у павильона Грот. Фото 22.09.2005 г. |