г. ПУШКИН (ЦАРСКОЕ СЕЛО).

ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК.



Часть 5. Верхние пруды и Рамповая аллея.

 

Часть 1. Ансамбль Екатерининского дворца.
Часть 2. Комплекс Камероновой галереи.
Часть 3. Старый сад.
Часть 4. Собственный садик.
Часть 5. Верхние пруды и Рамповая аллея.
Часть 6. Большой пруд.
Часть 7. Юго-западная часть парка.
Часть 8. Адмиралтейство и Каскадные пруды.

 

 

    Пейзажная часть Екатерининского парка, или, как ее называли, Английский сад, занимает участок в форме сектора, границами которого служат Рамповая аллея и Подкапризовая дорога. К пейзажной части относятся и берега Большого пруда, которые потеряли регулярный характер в 1770-е годы, и район парка, расположенный к западу от пруда до аллеи, служащей продолжением Рамповой аллеи до Гатчинских ворот. Эта часть более возвышена и усложнена по своему рельефу. В нее включены луга, поляны, лужайки, окаймленные деревьями и кустарниками. Но главным отличием ее является конечно же большое количество прудов и проток между ними с причудливыми очертаниями берегов.

Осень на берегах Верхних прудов. Фото 22.09.2005 г.

    К 1770-м годам эта территория парка еще не была освоена, поэтому, когда появилась потребность в создании пейзажного сада, выбор пал на нее. Общую планировку сада разработал В. И. Неелов, посадками деревьев занимался садовый мастер И. Буш, расчеты по водному снабжению сада произвел, очевидно, постоянно работавший с В. И. Нееловым инженер И. К. Герард. Перед южным фасадом Екатерининского дворца был устроен Большой луг (длиной более 200 метров) с пейзажными дорожками по сторонам.


Большой луг.
Фото 5.04.2004 г.

Большой луг.
Фото 25.04.2005 г.

Большой луг.
Фото 25.04.2005 г.

    В этой части парка расположены оригинальные по своему декору павильоны, придающие пейзажу парка яркое своеобразие. Каждый павильон по-особому выявляет окружающий пейзаж, определяя его колорит и масштабные соотношения.
    На острове, образованном сетью каналов, на который можно попасть по железному мостику с покрытием из чугунных плит, расположен Концертный зал, почти совсем закрытый деревьями и кустами.

Концертный зал. Фото 5.04.2004 г.

    Концертный зал, построенный в 1782 - 1788 годах - одна из ранних работ архитектора Дж. Кваренги в России и лучшее парковое сооружение строгого классицизма. Сам автор назвал его "залом для музыки с двумя кабинетами и открытым храмом, посвященным богине Церере". До 1788 года павильон называли Храмом Дружбы, а затем - Музыкальным, или Концертным залом, предназначавшимся для летних камерных концертов.

Концертный зал. Фото 22.09.2005 г.

    Концертный зал строгой кубической формы с изысканными пропорциями украшен двумя портиками, примыкающими к фасадам с противоположных сторон. Со стороны, выходящей на пруд, портик - четырехколонный. Портик с северо-западной стороны более парадный, в виде образованной полукруглой нишей на фасаде и колоннадой, выступающей на крыльцо, ротонды, увенчанной невысоким сферическим куполом.

Концертный зал. Фото 08.2002 г.

    В портике за колоннадой в нишах стояли аллегорические статуи, а над ними помещены лепные барельефы на сюжеты античных мифов, посвященные искусству и музыке. "Аполлон, играющий на лире перед Церерой" и другие. На противоположном фасаде барельеф в портике посвящен герою древнегреческого мифа - музыканту Орфею. Барельефы исполнены скульптором М. И. Козловским. Оконные проемы здания не имеют обрамления и просто врезаны в гладь стен. Плоскости стен подчеркнуты вверху рельефной полосой фриза с гирляндами и букранионами (изображениями бычьих черепов), идущего по всему периметру павильона.
    Внутри павильона имеются центральный зал и два небольших кабинета, отделенных от него прямыми арками, имеющие разнообразное декоративное убранство. Интерьер помещений решен в приемах строгого классицизма. Стены, расчлененные пилястрами и отделанные искусственным розовым и серым мрамором, украшены живописными панно и рельефными медальонами в торцевой части большого зала. Плафон потолка в зале расписан изображениями героев античной мифологии, а в пол вмонтирована подлинная древнеримская мозаика конца II - начала III века "Похищение Европы". Мозаика изображает известный миф о похищении Европы Зевсом, превратившимся в быка. Черная фигура быка и полуобнаженной женщины с развевающимся над головой покрывалом выделяются на белом фоне мозаики, в углах которой изображены морские чудовища с рыбьими хвостами. Центральная композиция обрамлена фризом с изображением цветов лотоса. В простенках у пилястр стояли копии античных бюстов. В отделке восточного и западного кабинетов также использованы античные мотивы: один из кабинетов украшают четыре барельефа работы скульптора К. Альбани - аллегории архитектуры, живописи, скульптуры и науки, другой кабинет - живописные панно со сценами жертвоприношения. Все архитектурно-художественное убранство Концертного зала показывает увлечение античным искусством, характерное для классицизма.
    Павильон будет в перспективе отреставрирован и откроется для посетителей.

Вид с Рамповой аллеи на Концертный зал. Фото 25.04.2005 г.

    Вблизи Концертного зала среди деревьев скрывается небольшая восьмиугольная беседка, так называемая Кухня-руина. Это небольшое здание, задуманное Д. Кваренги как развалина античного храма, решенное в виде маленького павильона с искусно выполненными "следами времени" - трещинами, утратами кладки и штукатурки, было служебным помещением при Концертном зале.

Кухня-руина. Фото 5.04.2004 г.

    В плане Кухня-руина - круглая, усложненная двумя прямоугольными выступами. Криволинейные части фасада между выступами обработаны колоннами. Вход в павильон оформлен в виде полуциркульной ниши, в глубине которой помещена дверь. В верхней части стен и в промежутках между колоннами установлено шесть гипсовых барельефов, отлитых скульптором К. Альбани. Барельефы намеренно повредили, чтобы придать им характер глубокой древности. Для внешнего оформления павильона Кваренги использовал привезенные из Италии подлинные детали античной архитектуры: отдельные колонны, мраморные капители, куски фриза и карнизов с высеченными гирляндами. Имитация разрушенного древнего сооружения выполнена необычайно умело.
    Недалеко от Концертного зала на узком месте, выдающемся в озеро, стоит Скрипучая беседка - павильон, относящийся к большой группе парковых сооружений, возведенных в псевдокитайском стиле, появившемся в европейском декоративном искусстве второй половины XVIII века.


Концертный зал и Скрипучая беседка.
Фото 5.04.2004 г.

Концертный зал и Скрипучая беседка.
Фото 22.09.2005 г.

    В этой части царскосельского паркового ансамбля был создан целый комплекс построек в "китайском" стиле. Так за каналом и Подкапризовой дорогой, на территории Александровского парка расположен ансамбль из таких сооружений - Китайская деревня. Главная задача, которую ставили перед собой архитекторы, исполнявшие проекты "китайских" парковых сооружений, заключалась в создании затейливых построек экзотического вида.


Подкапризовая дорога близ Скрипучей беседки и Китайской деревни.
Фото 22.09.2005 г.

    Так поступил в данном случае Ю.М. Фельтен, по проекту которого И.В. Неелов вел строительство беседки в 1778 - 1786 годах. Павильон с причудливо загнутыми краями кровли, необыкновенным рисунком решеток, украшенный драконами и оригинально разрисованный, органично вписывается в окружающий пейзаж. Павильон вытянут в продольном направлении, т. к. расположен на узком перешейке между двумя прудами. Композиция павильона построена по принципу ступенчатого увеличения объемов. В плане беседка представляет собой трехчастное сооружение. К центральному овальному купольному залу примыкают два меньших по размеру зала, почти квадратные в плане. В решении фасада наиболее сложна средняя трехъярусная часть. Над изогнутой кровлей первого яруса возвышается смотровая площадка - открытый бельведер, окруженный двенадцатью столбами, поддерживающими плоское покрытие.


Скрипучая беседка.
Фото 22.09.2005 г.

Скрипучая беседка.
Фото 08.2002 г.

Скрипучая беседка.
Фото 25.09.2005 г.

    Скрипучая беседка имеет два входа, решенные в виде прямоугольных выступов, оформленных с трех сторон открытыми полуциркульными арками: один вход расположен с западной стороны, другой - с восточной. Двери этих входов были декорированы "китайской" орнаментальной резьбой и росписью.
    На третьем ярусе расположена небольшая декоративная беседка. Ее металлические столбики завершает шатровая кровля, увенчанная длинным флагштоком с флюгером в виде китайского знамени, вырезанным из жести.
    Флюгер вращается со скрипом - отсюда утвердившееся название павильона. Боковые части находятся ниже центрального объема и завершаются беседками на четырехгранных столбах. Обе боковые беседки увенчаны флюгерами и повторяют, в упрощенной форме, завершение центрального объема.

Скрипучая беседка. Фото 5.04.2004 г.

    Необычны были для русской архитектуры мотивы, которые применил Фельтен в декоративном убранстве павильона: фигурные очертания окон и дверей, загнутые концы крыш, голубая и красная окраска их свешивающихся частей, роспись кровли под чешуйчатую черепицу, основания и завершения пилястр в виде облицовки мелкими камнями, вырезанные из дерева мастером П. Брюлло и ярко раскрашенные и позолоченные фигуры извивающихся драконов на углах кровли. Стены павильона снаружи были расписаны под цветной мрамор. Внутри стены были отделаны искусственным мрамором с росписью и лепкой по китайским мотивам. Из китайской архитектуры был заимствован и мотив горок из камня у основания пилястр, расположенных по углам центрального объема.
    В XIX - начале XX века Скрипучая беседка утратила роспись стен под мрамор и лишилась многих декоративных деталей. В 1954 - 1956 годах беседка была реставрирована, роспись вновь возобновлена (по проекту художника А. Трескина), заново выполнены фигуры драконов: павильону была возвращена былая затейливость и красочность. Сейчас павильон срочно нуждается в новой реставрации.


Скрипучая беседка.
Фото 22.09.2005 г.

Скрипучая беседка.
Фото 5.04.2004 г.

    От главного входа по откосу берега спускается к воде великолепная гранитная лестница из 12 ступеней в виде постепенно расширяющихся полукружий. Вблизи беседки, через проток пруда перекинут легкий мостик. Рисунок его решеток и яркая раскраска тоже созданы по мотивам китайского искусства.
    В живописное пейзажное окружение у Скрипучей беседки были включены кедры, кроны которых напоминают специфические формы китайских растений.

Пруды у Скрипучей беседки. Фото 25.09.2005 г.

    Сложную систему извилистых каналов и небольших Верхних прудов украшает множество различных мостов и каскадов, ряд которых также создан по проектам Дж. Кваренги и Ю. Фельтена.

Мостики и каскады на Верхних прудах. Фото 22-25.09.2005 г.

Пруды, мостики и каскады Английского сада. Фото 5.04.2004 г.

    Район Большого пруда ограничен с северо-запада Рамповой аллеей, которая начинается от пандуса Висячего сада Агатовых комнат и идет по возвышенному берегу пруда. Она была проложена в 1760-х годах и называлась первоначально Штамбовой, потому что была обсажена "штамбовыми" (подстриженными) липами.

Рамповая аллея. Фото 22.09.2005 г.

    На середине ее длины в XVIII веке, на протяжении трех десятилетий стояла Катальная горка, или павильон "Катальная гора". Катальная гора представляла собой эффектное и сложное увеселительное сооружение, центральный двухэтажный каменный павильон которой был построен по чертежам и модели архитектора Ф.-Б. Растрелли. Его фасады были декорированы колоннами, пилястрами, лепкой, позолоченными вазами и статуями. Восьмиугольный зал в центре павильона завершался куполом, увенчанным статуей. По сторонам центрального зала размещались два круглых в плане малых зала - обеденный и зал для игр. К центральной части павильона было пристроено два круглых форса - площадки, на которые выходили двери из верхнего этажа павильона. С этих форсов по рельсам, на особых механических катальных колясках можно было скатиться по искусственной горе. Техническая сторона Катальной горки, связанная с расчетами конструкций и допустимых уклонов, была разработана русским ученым XVIII века А. Нартовым.
    Постройка здания началась в 1754 и закончилась в 1757 году. В 17б5 году архитектор В. Неелов пристроил к горе, имевшей два форса, третий: один из форсов горки предназначался для катания зимой, два других - летом.
    В 1792 - 1795 годах Катальная горка была разобрана, и на ее месте архитектор Ч. Камерон начал постройку обширной галереи с 32 колоннами из пудостского камня. Однако в конце 1790-х годов галерея была сломана, а материалы от ее разборки использованы при строительстве Михайловского замка в Санкт-Петербурге.
    На обширной площадке, образовавшейся на месте Катальной горки и галереи, в 1809 году была сооружена гранитная терраса, названная по имени ее автора архитектора Луиджи Руска - террасой Руска. Аллея в этом мест расширена, и ее сторона, обращенная к пруду, украшена балюстрадой, основанием которой служит мощная подпорная вертикальная стена террасы.

Терраса Руска. Фото 25.04.2005 г.

    Она сложена из гранитных квадров и обработана дорическими колоннами без баз, поддерживающими постаменты балюстрады, и полукруглыми нишами, обрамленными архивольтами из блоков серого гранита.
    Некоторая тяжеловесность пропорций террасы смягчена ее удачным цветовым решением, достигнутым в результате сочетания розового гранита стен и серого колонн и архивольтов ниш.

Терраса Руска. Фото 22.09.2005 г.

    Л. Руска предполагал украсить террасу двумя мраморными статуями, однако этот проект не был осуществлен. В 1850-x годах на столбах балюстрады и по другую сторону аллеи были установлены гальванопластические копии античных скульптур, исполненные в мастерской И. Гамбургера по методу, открытому русским ученым Б. С. Якоби: Венеры Медицейской, Апоксиомена, Дианы, Фавна с козленком (на балюстраде), Аполлона Бельведерского (в центре площадки перед террасой). Скульптуры сохранились и в настоящее время стоят на своих исторических местах.


Терраса Руска. Скульптура на Рамповой аллее.
Фото 25.04.2005 г.

Скульптура на Рамповой аллее.
Фото 22.09.2005 г.

Скульптура "Аполлон Бельведерский".
Фото 22.09.2005 г.

Скульптура на балюстраде террасы. Фото 22.09.2005 г.

    Внизу под террасой на склоне перед прудом устроен партер. К нему ведут два лестничных спуска по краям террасы.

Луг и аллеи перед Террасой Руска. Фото 25.04.2005 г. (автор - Л. Бесараб)

    В центре партера установлена статуя сидящего древнеримского императора Нервы - также гальванопластическая копия с античной скульптуры.

Партер перед Террасой Руска и скульптура императора Нервы. Фото 22.09.2005 г.

    На склоне холма в конце XIX - начале XX века существовали цветники, здесь сажали в летнее время кусты роз. Мысль о создании декоративного партера и цветника перед Гранитной террасой вновь возникла уже в наше время и была реализована по проекту архитектора Татьяны Дубяго в конце 1940-х годов. Узор его ковра передает характер аналогичных партерных цветников XVIII века.

Цветник у подножия Гранитной террасы. Фото 22.09.2005 г.

    Окруженная цветочными партерами терраса представляет собой одно из самых парадных мест парка. С площадки террасы открывается великолепный вид на Большой пруд и Камеронову галерею.


Вид с террасы на Большой пруд.
Фото 22.09.2005 г.

Вид с террасы на Большой пруд.
Фото 25.09.2005 г.

Терраса Руска. Вид на Камеронову галерею. Фото 25.04.2005 г.

Аллеи у Большого пруда близ Террасы Руска. Фото Л. Бесараб 25.04.2005 г.

 

 

 


2005 г., фото А. Разумов (2001...2005 гг.), Л. Бесараб (2005 г.)

Наш Питер. Рейтинг сайтов. Rambler's Top100
TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Рейтинг@Mail.ru

Используются технологии uCoz