ВДОЛЬ ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГИ.
Фотопрогулка по пр. Стачек и Петергофскому шоссе в 8-и частях.
В 1930-х годах в Ленинграде началось освоение рабочих окраинных районов, где на месте деревянных лачуг возникли новые величественные городские ансамбли. Одним из таких районов стал район Автово, к югу от Окружной линии железной дороги вдоль улицы (ныне - проспект) Стачек. Освоение этих земель началось в 1937 году. К 1941 г. был построен жилмассив между проспектом Стачек и Краснопутиловской улицей. Основная роль в проектировании как всего массива, так и отдельных зданий выпала на долю архитекторов А. А. Оля, С. Е. Бровцева, В. Ф. Белова и Г. А. Оль. Для этого комплекса характерно сочетание открытых пространств с замкнутыми, создание двора-сада, взаимосвязь с внешней средой и изоляция от неё. Вертикальные членения фасадов, умело, со вкусом примененные ордерные элементы, ризалиты и ниши, выявляющие секционную структуру домов, порталы и арки - все элементы взаимосвязаны и образуют гармоничный жилой ансамбль.
Работы здесь были прерваны войной. В послевоенные годы они были продолжены. Район украсился многими новыми зданиями. Строительство на территории Автова и всего Кировского района было поручено мастерской "Ленпроекта", которой руководил В. А. Каменский. Подлинным центром района стала круглая в плане площадь, строительство которой было завершено уже на рубеже 1950-х и 1960-х годов. Возникшая на пересечении проспекта Стачек с Краснопутиловской улицей, она сформирована тремя дугообразными зданиями, и решена авторами - В. А. Каменским и С. Г. Майофисом как единое целое. Здесь, как и в других зданиях на проспекте Стачек, использованы формы и приемы ордерной архитектуры. Первые два этажа трех формирующих площадь зданий объединены полуколоннами тосканского ордера, а облицованные бетонными плитами с гранитной крошкой первые этажи зрительно воспринимаются как увеличенный цоколь. Впечатление монументальности усиливают руст и темный цвет облицовки. Два 7-этажных здания, оформляющие въезд на площадь со стороны города, имеют угловые башни. Они подчеркивают излом проспекта Стачек на данном участке. Существенную роль играет силуэт, что делает их важным архитектурным акцентом в панораме проспекта. В сквере, расположенном южнее площади, на стыке проспекта Стачек и Краснопутиловской улицы в 1968 г. по проекту архитекторов Б. Б. Фабрицкого и И. П. Шмелева, скульпторов В. И. Гордона, В. Г. Тимошенко и О. И. Кузнецова к 50-летию ВЛКСМ был установлен памятник "Героическому комсомолу".
На проспекте Стачек, между ул. Зенитчиков и Зайцева Каменским и Г.Л. Ашрапян был сооружен дом № 67, в облике которого удачно использованы элементы архитектуры эпохи Возрождения. Сделано это довольно тактично, без излишней перегруженности в деталях. На Всероссийском конкурсе лучших зданий 1952 года эта постройка была удостоена премии.
Станция метро "Автово" - с наземным вестибюлем с полуциркульно спускающимися к поездам лестницами и декором, раскрывающим тему обороны города, и подземным залом со стеклянными "под хрусталь" колоннами сооружена в 1955 г. по проекту архитекторов Е. А. Левинсона и А. А. Грушке.
Из построенных В. А. Каменским и его коллегами в районе Автова зданий необходимо выделить дома-пропилеи на проспекте Стачек, 77-79 и 96/2, в южной части жилмассива (в соавторстве с А. Я. и Ю. Я. Мачеретами и Г. Л. Ашрапян). В 50-х годах здесь проходила южная граница городской застройки и эти здания оформляли въезд в Ленинград со стороны Петергофского и Таллинского шоссе. В то же время перед ними были установлены не сохранившиеся до наших дней гранитные обелиски.
За линией грузовой железной дороги, над путями которой в 2002-2003 г. сооружен путепровод, на четной стороне проспекта вдоль берегов речки Красненькой располжено одноименное старинное кладбище. У входа на его территорию в 2000- 2001 г. была сооружена церковь Казанской Божией Матери, взамен сгоревшего еще перед самой войной кладбищенского храма. Церковь построена Балтийской Строительной Компанией в очень короткий срок с использованием легких металлических конструкций каркаса, обшитых современными материалами. Проект храма был выполнен в конце 2000 года сотрудниками мастерской под руководством архитектора В. В. Харитоненко.
За кладбищем, с отступом от красной линии проспекта, расположены корпуса ряда предприятий общественного транспорта города: трамвайный и автобусный парки, депо метрополитена. В образовавшемся между их проходными и линией проспекта сквере сооружен монумент "Танк-освободитель" в память о проходившем в районе рубеже обороны города. На постаменте установлен танк, выпускавшийся в годы войны на Кировском заводе, а вблизи него сохранен ДОТ военной поры.
На противоположной стороне проспекта, вернее на его середине, между основной лентой дороги и боковым проездом, расположено высокое краснокирпичное здание бывшей трансформаторной подстанции городского трамвая.
Здание было выстроено в 1914 - 1915 годах для "Оранэлы" - первой в России линии электрического трамвая, по проекту связывавшей Петербург и Ораниенбаум, но в действительности доведенной лишь до Стрельны. Вдоль неё и продлится наше фотопутешествие.