ВДОЛЬ ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГИ.
Фотопрогулка по пр. Стачек и Петергофскому шоссе в 8-и частях.
Дорога, связывающая поселения, расположенные по южному побережью Финского залива, и называемая с первой четверти XVIII столетия - Петергофской, существовала и в допетровское время. Шведские карты XVII века фиксировали существовавшую здесь магистраль. Однако расцвет дороги начинается, несомненно, с петровской эпохи. Именно в это время она стала важным транспортным звеном для передвижения в Кронштадт и для связи строящейся столицы с парадными летними приморскими дворцами и императора. Стремясь облагородить переезд из Петербурга в парадную летнюю резиденцию, Петр Великий повелел раздать участки вдоль Петергофской дороги своим приближенным и представителям видных дворянских фамилий, переселенных, нередко насильно, в новую столицу. Всего в то время вдоль дороги появилось около девяти десятков дач. И среди них - дачи Нарышкиных, Воронцовых, Вяземских, Чичериных, Трубецких и многих других известных родов. И на этом блестящем фоне выделялись три основных дворцово-парковых комплекса - петровские Стрельна и Петергоф и меншиковский Ораниенбаум. И весь этот огромный уникальный организм, состоящий из господских домов, парков, прекрасных фруктовых садов, слился в единый ансамбль, протянувшийся от тогдашней границы Петербурга - Старо-Калинкина моста до Красной Горки, вдоль всего побережья Финского залива. Все побережье от Петербурга до Красной Горки тогда разбили на одинаковые участки для загородных дач знати. Участки располагались в виде полос 100 саженей шириной и 1000 саженей длиной (сажень - примерно 2 м). В Екатерининское время, в 80-х годах XVIII столетия, сама дорога, до того времени располагавшаяся у подножия естественной террасы, была поднята на нее и пошла верхом, где ныне и сохраняется.
От Нарвской площади, где с 1796 по 1917 г. по реке Таракановке проходила граница
города, и начиналась трасса Петергофской дороги. Если от Обводного канала до Нарвской площади
усадьбы располагались достаточно случайно, перемежаясь обширными садами и огородами, то далее они
примыкали одна к другой, создавая образ гирлянды дворцов и парков, парадного преддверия Петербурга.
Собственно Нарвской площади до конца 1820-х гг. не существовала. первоначальная площадь
в виде неправильного овала была устроена по проекту В.П. Стасова в 1827 г. в преддверии закладки
новых Нарвских ворот, которая состоялась 26 августа. Участки территории, необходимой для ее устройства
были выделены из соседних дач. К 1833 г., когда проложили Нарвский проспект, площадь была
распланирована заново. Ее сделали прямоугольной с полуциркульной северо-западной, противолежащей
воротам стороной. По периметру ее обсадили деревьями.
Ведущими в ансамбле площади стали Нарвские ворота, созданные В.П. Стасовым на
основе предыдущего проекта Дж. Кваренги. Главные изменения состояли в увеличении размеров
сооружения, применении новых материалов - кирпичной основы с облицовкой медью. Статуи римских
воинов были заменены фигурами русских витязей.
Фундамент ворот был заложен в 1827 г., сами же они возведены в 1830-1833 гг. Скульптурное убранство было выполнено скульпторами П.К. Клодтом, С.С. Пименовым, В.И. Демут-Малиновским, Н.А. Токаревым, М.Г. Крыловым, И. Леппе. На пилонах поместили надписи, прославляющие победы русской армии и отразившие этапы сооружения ворот. Торжественное открытие состоялось 17 августа 1834 г., в день Кульмского сражения.
К воротам был перенесена городская Нарвская застава. Для помещения караула
рядом с воротами возвели кордегардию - каменный одноэтажный павильон с лоджией, поддерживаемой
двумя тосканскими колоннами. Она была разобрана при реконструкции площади в 1930-х гг.
Во второй половине XIX в. с превращением района Нарвской заставы в рабочую
окраину столицы, площадь в значительной степени утратила свой парадный облик: вид через арку
ворот открывался теперь на неказистые дома и бараки. В начале ХХ века к площади стала
подступать многоэтажная застройка Нарвского и Старо-Петергофского проспектов. Первый
четырехэтажный дом, появившийся на площади, ныне "спрятан" в теле дома 45 по Нарвскому
проспекту. В 1912-1913 г. по проекту О.Р. Мунца рядом с ним, на углу Нарвского проспекта,
был возведен огромный доходный дом В.Я. Завадовского (Нарвский просп., 24 - пл. Стачек, 2),
который положил начало формированию архитектурного ансамбля площади. оно завершилось в
советское время: в 1934-1936 гг. по проекту Н.А. Троцкого были построены дома по
Старо-Петергофскому просп., 47 и пл. Стачек, 1, а в 1956 г. по проекту В.А. Каменского -
дом по пл. Стачек, 5. В 1955 г. в восточной части площади распахнула двери станция метро
"Нарвская", сооруженная по проекту архитекторов А.В. Васильева, Д.С. Гольдгора и С.Б.
Сперанского.
В 1920-1990-х гг. площадь несколько раз благоустраивалась. В январе 1999 г. на ней был открыт памятник маршалу Л.А. Говорову.
В начале 1762 г. местность между речками Таракановкой и Красной была
разбита на 34 участка под строительство дач - по 17 с каждой стороны. До этого здесь
находилось несколько деревень: н берегу речки Тентелевки, впадавшей в Таракановку,
находилась Тентелева (бывший финский хутор Телтнис); на берегу речки Красной находились
Автово и Нижнее Автово - бывшая финская Аутова, состоявшая из хуторов Перкина, Тимоева,
Ёрмоева, Лахумерова; на берегу одноименной речки располагалась Емельяновка, а между нею
и Автовым - Новая, или Сосновка.
Владельцами новых дач, уступающих размерами розданным в петровское время,
стали приближенные Петра III, крупнейшие государственные деятели, сенаторы, военные,
канцлер М.И. Воронцов, обер-прокурор Сената П.Н. Трубецкой, тайный секретарь Д.В. Волков,
майор лейб-гвардии Семеновского полка Я.А. Брюс. В течении 1760-1790-х годов все участки
были освоены, на них появились усадебные ансамбли и парки, вызывавшие восхищение
современников.
Процесс упадка ближайшего к городу участка дороги начался с основания в
этой местности в 1801 г. Казенного чугунолитейного, впоследствии Путиловского завода.
Однако вплоть до конца 1820-х гг. главными доходными заведениями на дачах были кабачки и
трактиры. Фабричные производства на дачах стали интенсивно возникать с начала 1830-х гг.
После отмены крепостного права, когда резко усилился приток дешевой рабочей силы в столицу,
на смену маленьким, полудомашним фабрикам пришли крупные предприятия, насчитывающие сотни
рабочих. Наряду с расширившимся во много раз Путиловским заводом, в 1870-1880-х гг.
возникают Екатерингофская мануфактура, Тентелевский химический завод, Литейный завод
Лангензиппена, Триумфальная мануфактура, Электромеханический завод Северного товарищества
и другие. Предприятия, за исключением Путиловского завода, располагались в отдалении от
проспекта. Их силуэты и высокие дымовые трубы были характерной приметой пейзажа рабочей
окраины.
Вдоль проспекта на выкупленных дачах разрушались усадьбы, вырубались сады,
прокладывались новые улицы, на которых возводили жилые бараки, лавки, кабаки. Редкими
вкраплениями в новую архитектурную среду были школы, больницы, церкви.
Во время гражданской войны жизнь района Нарвской заставы наполовину замерла.
Стояли заводы и фабрики, частично функционировал лишь Путиловский завод. Большое число
деревянных домов было разобрано на топливо. Работы по восстановлению заводов начались
в конце 1922 года. К середине 1920-х в полную силу заработали "Красный Путиловец", фабрики
"Равенство" (б. Екатерингофская бумагопрядильная мануфактура) и "Красный Водник" (б.
Триумфальная мануфактура), завод "Знамя Труда" (б. "Лангензиппен" и "Тильманс") и другие.
Радикальные перемены ожидали в 1920-1930-х гг. центральные районы Нарвской заставы.
Впервые со времен Петра I в основу формирования градостроительной политики в районе была
положена идеологическая концепция. Этот район должен был стать воплощением крутого
социально-бытового подъема, тех благ, которые принесла революция пролетариату Нарвской
заставы.
Здесь, на "обломках старого мира", предполагалось построить общественные сооружения
принципиально нового типа, а также жилье для рабочих, воплощающее новый социалистический быт.
Архитектор Г.А. Симонов вспоминал: "Нам указали, что с политической точки зрения нужно улицу
Стачек сделать лучше Невского проспекта".
Новое строительство на улице Стачек, как с 1923 г. стало называться Петергофское
шоссе, началост в 1925 году. К 1927 г. здесь было возведено три крупных объекта - Дворец
культуры им. А.М. Горького (авторы А.И. Гегелло, Д.Л. Кричевский), образцовая школа имени
10-летия Октября (А.С. Никольский) и ансамбль Тракторной улицы (авторы - А.И. Гегелло, А.С.
Никольский и Г.А. Симонов). Все они сыграли важную градостроительную роль.
Дворец культуры сформировал восточную сторону площади Стачек, продолжившей
Нарвскую. Её западную сторону сформировало возведенное в 1929-1931 гг. здание Нарвской
фабрики-кухни, ныне - универмаг "Кировский (архитекторы А.К. Барутчев, И.А. Гильтер, И.А.
Меерзон, Я.О. Рубанчик). Нарвские ворота, которыми когда-то открывалась одноименная старая
площадь, стали центром новой.
Школа с ее дугообразным фасадом и сквером перед ним стала архитектурным акцентом
изгибающегося в этом месте проспекта. Её увенчанная обсерваторией башня замкнула перспективу
вновь проложенной Тракторной улицы, озелененной, застроенной 3-4-этажными домами,
объединенными высокими арками. В свою очередь улица раскрывалась к проспекту собственной
небольшой площадью и корпусами своих зданий.
В начале проспекта Стачек, на его четной стороне сохранились многоэтажные доходные дома №№ 2 и 4, формирующие начало улицы Ивана Черных (бывш. Новосивковской), выстроенные еще в начале ХХ века. В то время участок по обеим сторонам Новосивковской улицы, получившей свое имя от предыдущей владелицы имения - статской советницы М.И. Сивковой, принадлежал семье Гордзялковских. На этой улице сохранился ряд 2-3-этажных зданий, некоторые из которых относились к типу городских усадеб, другие были небольшими доходными домами (дд. №№ 7, 9, 16, 23, 25, 27). В доме 23, бывшем доме Л.Э. Гехта, ныне расположен музей Нарвской заставы.
Следующий градостроительный узел на трассе проспекта - Кировская площадь. ЕЕ ведущим элементом стало здание Кировского райсовета, возведенное в 1930-1935 гг. по проекту Н.А. Троцкого. Его мощный протяженный фронт, развернутый по оси Нарвских ворот, образовал южную сторону площади, башня стала необходимой доминантой в ее огромном пространстве.
Западную сторону сформировали дома жилого массива, осевой проезд которого, запроектированный Л.А. Ильиным, ведет к зданию районного профилктория. Эти дома находятся на участке, первоначальным владельцем которого в 1762 г. был генерал-аншеф Иван Илларионович Воронцов, младший из братьев. Его усадьба находилась на месте д. 7 по Оборонной улице.
Восточная сторона была оформлена уже в послевоенное время жилым домом в стиле "сталинского ампира" (архитекторы В.А. Каменский, Ю.Я. Мачерет. Важным акцентом в ансамбле площади стал памятник С.М. Кирову (1938 г., скульптор Н.В. Томский, архитектор Н.А. Троцкий).
Кировская площадь. Восточная часть. Фото 12 февраля 2005 г. |
Кировская площадь. Памятник С.М. Кирову. Фото 3 июля 2003 г. |
Сад Памяти жертв расстрела 1905 г., чаще называемый садом имени 9-го Января, известен как один из первых памятников советского зеленого строительства. Однако мало кому известно, что его ядро составляет сад дворянской усадьбы, пережившей время распада Петергофской дороги. В 1762 г. стосаженная дача (примерно по 100 м в обе стороны от ныне существующего пруда) была пожалована герольдмейстеру Д.П. Лобкову. В 1790-х гг. ею владел генерал Бек, затем, в 1810-1820-х годах - купец Дебиль. На плане этих лет изображена парадная усадьба с английским садом и пейзажным прудом - предшественником ныне существующего, который своей южной петлеобразной протокой вдавался глубоко в сад. Затем до 1850-х гг. дача принадлежала обер-секретарю Сената Галлеру, который построил на этом месте новый господский дом, жил в нем постоянно, а его наследники устраивали здесь великолепные праздники сбалетами и выступлениями итальянских певцов. Эта традиция продолжалась довольно долго: в доме впоследствии разместился ресторан "Ташкент", где до 1880-х гг. пели цыгане, устраивались музыкальные вечера и гулянья в саду. В 1892 г. здание арендовал отдел Общества трезвости при Путиловском заводе для просветительской работы: была сооружена сцена, устраивались танцы, существовала даже идея организации оперной труппы. В начале ХХ века в одном из домов бывшей усадьбы действовало отделение "Общества русских фабрично-заводских рабочих" Г.А. Гапона, где наряду с политической работой по-прежнему происходили танцевальные вечера и чаепития. Именно отсюда 9 января 1905 г. рабочие двинулись к Зимнему дворцу.
Сад Памяти Жертв расстрела 1905 года был разбит по проекту Р.Ф. Катцера в 1925-1928 годах. Его композиционным центром стала круглая площадка, от которой во все стороны расходились извилистые дорожки, вливающиеся в такую же живописную периметральную. Вдоль дрожек были посажены куртины из кустарника. Важным элементом сада стал старинный пруд. Тогда же вдоль проспекта Стачек была установлена узорчатая решетка, изготовленная по проекту Р.Ф. Мельцера в 1899-1901 гг. для ограды сада Зимнего дворца, разобранной в 1920 году. Вкомпонованные в неё двуглавые орлы и вензили Николая II были сняты.
В 1944 и 1953 гг. сад, доходивший только до Химического переулка, был распространен к северу до здания Кировского райсовета. Перед кинотеатром "Прогресс" разбили сквер, который служит своего рода "аванзалом" перед главным входом, за которым начинается новая часть сада. Кроме того, с прокладкой улицы Маршала Говорова - продолженной и расширенной Левой Тентелевской - сад был расширен в восточном направлении, включив часть территории завода "Красный химик" (б. Тентелевского химического) и одно из принадлежавших ему зданий.
На правой стороне дороги в 1762 г. находились земли майора лейб-гвардии
Семеновского полка графа Якова Александровича Брюса и генерал-поручика Алексея
Петровича Мельгунова. В конце 1770-х гг. обе дачи принадлежали сенатору М.Ф. Соймонову,
затем сменили еще немало владельцев. Около 1820 г. дача перешла в руки графини
Завадовской. Вдоль дороги между северной и южной границами тянулся пруд протяженностью
более 400 м ( между нынешними домами 15 и 23). Своими боковыми протоками пруд уходил в
глубину английского сада и превращался там в прихотливые протоки, окружавшие несколько
островков. За садом начинался лесной массив, прорезанный ведущей к морю аллеей. Усадьба
находилась ближе к северо-восточному углу имения, где сейчас стоят дома 1 и 3 по ул.
Зои Космодемьянской. В середине XIX века владельцем дачи стал купец 3-й гильдии М.П.
Ушаков. Во второй половине 1850-х гг. в имении устраивались платные праздники и
увеселительные вечера, причем сад назывался то "Марьиной Рощей", то "Садом удовольствий".
В конце XIX - начале ХХ века на территории имения были проложены параллельные
Ушаковская и Земская улицы и соединивший их Арсеньевский переулок. Сад был вырублен,
пруды постепенно засыпаны. Лишь существовавшая издавна дорога в деревню Волынкину,
шедшая вдоль северной границы усадьбы, сохранилась до сих пор (современная Оборонная улица),
а западная часть трассы улицы Зои Космодемьянской, бывшей Ушаковской, сохраняет направление
вышеописанной, ведущей к морю аллеи.
На Ушаковской улице на рубеже XIX - ХХ веков помимо частных возникло несколько
зданий общественного и церковного назначения: Алафузовская больница, перестроенная из бывшей
Михайловской клеенчатой мануфактуры по завещанию ее владельца И.И. Алафузова, Ушаковская
вечерняя школа для рабочих, ночлежный дом, приют для нижних полицейских чинов (ул. Зои
Космодемьянской, 27), польский костел св. Казимира (у пересечения с нынешней Севастопольской
ул.). Большая часть этих построек была разрушена или реконструирована в 1920-1930-х годах.
На месте Алафузовской больницы в 1927-1930 гг. были возведены общественные бани "Гигант"
(или Ушаковские). Это здание, прекрасный образец архитектуры конструктивизма, имеет эффектную
композицию, основанную на противопоставлении высокой башни, полуциркульного и вытянутого
двухэтажных корпусов. Характерная деталь - спаренные дымовые трубы. К сожалению, сейчас оно
разрушается. Застройка вдоль шоссев начале ХХ века была ненамного лучше барачной - лишь
деревянный двухэтажный дом Ушаковых на углу одноименной улицы имел резные детали и,
таким образом, признаки "русского стиля", а начальная часть Земской улицы была сформирована
двумя одинаковыми длинными двухэтажными домами с мезонинами, что придавало ей ансамблевые
качества. Сейчас на месте этих зданий - дома 17 - 21 по проспекту Стачек.
Просп. Стачек, дом 17, угол ул. Зои Космодемьянской. Фото 12 февраля 2005 г. |
Просп. Стачек, дома 21 и 19. Фото 12 февраля 2005 г. |
Территория южнее сада 9-го января, первоначальным владельцем которой был секретарь особого совета при императоре Петре III Дмитрий Васильевич Волков, впоследствии была поделена на две части. Одна из них перешла к И.С. Пуговишниковой, другая - генерал-майору С.В. Перфильеву, воспитателю великого князя Павла Петровича, впоследствии петербургскому губернатору. Дача Пуговишниковой сменила свою владелицу около 1820 г.: ею стала коллежская асессорша Денежкина. Ансамбль усадьбы находился по обе стороны от д. 24 по проспекту Стачек. Судя по материалам топосъемки, господский дом сохранялся еще в 1920-х годах. На рубеже 1920-1930-х гг. на месте усадьбы был построен жилой квартал.
Дача Перфильева на рубеже XVIII - XIX веков перешла в руки фабриканта Петра Бараля (Флери), который в 1808 г. перевел ее на имя жены, владевшей дачей до конца 1830-х гг. По сторонам господского дома было построено два таких же по размеру флигеля, за которыми располагался небольшой сад; за ним начинались огороды. В 1850-х гг. дача принадлежала купцу К.И. Жернакову, а в 1860-1880-х - семейству Воронинских. Здесь существовали мыльный завод и мелочная лавка. В 1890-х гг. параллельно центральной оси имения был проложен Петергофский переулок (затем - улица). Вероятно, именно в это время была разрушена усадьба. Помимо частных домов на Петергофской улице в 1910-х гг. находились воспитательно-исправительный детский приют и клуб Нарвского общественного собрания с театром. Большая часть застройки была снесена в 1920-1930-е годы. Сама улица окончательно исчезла в послевоенное время - новая улица Трефолева прошла параллельно ей, но на 50 метров севернее.
Просп. Стачек, д. 26 на углу ул. Трефолева. Фото 12 февраля 2005 г. |
Просп. Стачек, д. 28. Арка. Фото 12 февраля 2005 г. |
Просп. Стачек, д. 28. Старая вывеска. Фото 12 февраля 2005 г. |
Просп. Стачек, дд. 32 - 36 (арх. Г. Л. Ашрапян, О. С. Яковлева и В. А. Кардакова). Фото 3 июля 2003 г. |
Просп. Стачек, д. 32. Арка здания. Фото 3 июля 2003 г. |
С дачей Перфильева соседствовали имения Александра Александровича Нарышкина,
при Петре III - обер-гофмаршала, а в царствование Екатерины II - обер-шенка. Ансамбль
Красной мызы создавался в 1760-1770-х годах. На левой стороне дороги был построен большой
архитектурный комплекс: посредине участка проложили прямую аллею, к северу от которой
возвели хозяйственные постройки, а с юга - парадный ансамбль. Усадебный дом был квадратным
в плане с полуциркульным выступом и квадратным бельведером. Изысканная простота его
архитектуры, точно найденные пропорции говорят о том, что перед нами - образец
архитектуры строгого классицизма. Ограда перед домом отсутствовала, ее заменяла цепь на
невысоких столбах.
Сад, один из первых пейзажных садов России и самый большой на Петергофской
дороге в XVIII веке (если не считать императорских), поражал воображение современников.
Здесь был устроен огромный пруд живописных очертаний с извилистыми и прямыми каналами и
несколькими островами. На них и в самом парке были разбросаны многочисленные павильоны,
в одном из которых, к примеру, лежали газеты для чтения, а в другом стояла камера-обскура
для снятия живописных видов. Для развлечения посетителей в саду содержался даже
цыганский табор. На праздники в Красную мызу съезжался весь светский Петербург. Нередко
дачу своей подруги Анны Никитичны навещала императрица.
Кроме архитектурных ансамблей на Красной мызе с самого начала были и
доходные заведения: трактир, особый двор со службми для харчевни, постоялый двор,
лабаз, лавочка "для продажи харчевых и овощных припасов". Эти строения находились на
правой стороне дороги, на специально предусмотренном, примыкавшем к саду треугольном
участке(на месте д. 23 по просп. Стачек и скверу у верстового столба на другой
стороне ул. Трефолева). В оранжереях Красной мызы произрастали экзотические растения:
померанцевые, лимонные и лавровые деревья, выращивались ананасы, персики, абрикосы,
виноград, вишни, груши, цветы десятков сортов.
Просп. Стачек, д. 23. Фото 12 февраля 2005 г. |
После кончины А.А. Нарышкина, последовавшей в 1795 г., дача перешла по завещанию к его жене, а затем - к племяннику, камергеру А.Л. Нарышкину. В 1820-х гг. ею владел канцлер граф Н.П. Румянцев, прославившийся поддержкой отечественной науки. Затем, на рубеже 1820-1830-х гг., имение подверглось разделу. Главная дача с господским домом на левой стороне дороги в 1830-х гг. принадлежала Типмеру, владельцу известной аптеки на углу Невского и Большой Морской. Затем она была разделена вдоль центральной аллеи, а к 1865 г. у неё было уже 4 владельца. Одной из них владел уже упоминавшийся А.М. Ушаков, на земле которого вскоре сложился один из немногих общественных центров этого района. В 1869 г. была открыта начальная школа на 500 учеников, названная Ушаковской. В 1870 г. приступили к строительству деревянной церкви Всех Святых, примкнувшей к школе с востока. У шоссе возвели двухъярусную часовню со звонницей, которая стала заметным архитектурным акцентом в застройке проспекта (школа и церковь находились в глубине участка). В 1873 г. участок перешел к Санкт-Петербургскому уездному земству. В этом году рядом со школой построили земскую больницу с летними бараками, первоначально деревянную, а затем замененную каменной. Здание больницы сохранилось - это нынешняя поликлиника на просп. Стачек, 34-1. Обращенный к проспекту фасад здания в послевоенный период был оформлен в классицистическом духе.
В 1895 г. по проекту архитектора А.А. Докушевского была возведена новая
каменная Ушаковская школа (современный адрес - просп. Стачек, 38). Первоначальное
двухэтажное здание было надстроено и расширено в 1920-х годах, причем, благодаря утрате
декора и новому, смещенному лестничному объему, оно приобрело "конструктивистский" облик.
В послевоенное время эта архитектура была дополнена классицистическими элементами, из-за
чего дом получил довольно странный вид. Господский дом А.А. Нарышкина находился, вероятно,
на месте небольшого садика сразу за этим зданием.
Комплекс деревянной Ушаковской школы и церкви был снесен в 1936 году.
Сейчас на его месте - жилой дом по просп. Стачек., 34-2.
На правой стороне дороги с разделом имения гостевой комплекс и трактир
перешли в руки "иностранца" Бремера и канцеляриста Розинского, а знаменитый сад стал
принадлежать купцу В.Г. Овсянникову, примем к 1838 г. в нем имелись ткацкая фабрика и
"химическое заведение". В 1880-х гг. здесь появилось две новые улицы - Новоовсянниковская
(в послевоенное время выпрямленная) и Новопроложенная. Позже, в 1890-1910-х годах, были
проложены улицы Серафимовская (вдоль северной границы бывшей Красной мызы) и Соловьева,
а также Соловьев переулок (последние названы так по имени домовладельца К.М. Соловьева).
Оставшаяся часть сада Красной мызы сохранялась очень долго - под названием Овсянниковского
сада она была хорошо известна жителям Нарвской заставы. Заболоченные пруды и старые
деревья существовали еще в 1940-х годах. Окончательно эти пространства были застроены
уже в послевоенное время.
В начале ХХ века были возведены два сохранившихся до настоященго времени
каменных здания, выделяющихся в линии более поздней застройки. Это дома № 37 и № 39 по
проспекту Стачек. В первом из них, принадлежавшем Е.П. Овсянниковой, с необычным
"нависающим" углом 2-го этажа, в 1920-х гг. размещался "Клуб металлистов" завода "Красный
путиловец" (до того как был построен Дом культуры им. Газа). Второй был торговым домом
Общества потребителей Путиловского завода. В нем размещались чайная и бакалейная,
колбасная, мясная и мелочная лавки в 1-м этаже; магазины галантереи, посуды, обуви,
готового платья во 2-м; в пристройке - макаронная фабрика.
В 1925-1927 гг. на месте пересечения Серафимовской и Соловьевой улиц с улицей Стачек, на так называемом Серафимовском участке, был возведен жилой комплекс для рабочих - "собрат" ансамбля по Тракторной улице, но иначе скомпонованный, вытянутый вдоль улицы Стачек и вновь проложенной параллельно ей Турбинной. До войны полностью завершили только северную часть, П-образную в плане, с большим озелененным двором, состоящую из шести соединенных арками 3-4-этажных домов. В южной построили только два дома. Уже во 2-й половине 1930-х гг. дом № 27 был надстроен на два этажа, а его фасад получил новую архитектурную обработку.
Просп. Стачек, д. 29, на углу ул. Белоусова. Фото 12 февраля 2005 г. |
Просп. Стачек, д. 27. Фото 12 февраля 2005 г. |
Незавершенную южную часть комплекса в послевоенное время дополнили здания в стиле "сталинского ампира". Хорошим его образцом является возведенный в начале 1950-х гг. между Новоовсянниковской и бывшей Новопроложенной улицами дом № 41, увенчанный башенкой-бельведером (архитекторы В.А. Каменский и В.И. Мочалов).
Просп. Стачек, д. 41 (арх. В. А. Каменский). Фото 12 февраля 2005 г. |
Просп. Стачек, башня дома 41. Фото 3 июля 2003 г. |
Живым напоминанием о Красной мызе является верстовой столб на углу улицы Трефолева с цифрами 6 и 23. Когда-то он стоял напротив господского дома, но затем, в связи с указом 1839 г. об отсчете верст от Адмиралтейства, был перенесен на 300 м ближе к городу, и цифра 3 была заменена на 6 (цифра 23, означающая число верст от Петергофа, осталась прежней).
Верстовой столб на углу просп. Стачек и ул. Трефолева. Фото 3 июля 2003 г. |
Среди старинных построек в этой части проспекта сохранилась лишь
дача "Кирьяново", созданная для Е. Р. Воронцовой-Дашковой по ее собственному проекту.
Эта женщина - одна из самых выдающихся в русской истории: превосходо образованная,
обладавшая живым умом и твердым характером, она была активным участником переворота,
возведшего на престол Екатерину II, а затем в течении 11 лет возглавляла два главных
научных учреждения страны - Академию наук и созданную ею Российскую академию. По ее
замыслу был издан первый толковый словарь русского языка, выходили сборники научных
и литературных трудов, в которых участвовали ведущие писатели того времени.
Её первая усадьба была деревянной, прямоугольной в плане; в центре находился
господский дом, а по углам - 4 флигеля. К морю вела прямая просека, вся территория была
прорезана петлистыми каналами, образующими островки. Название имению было дано "Кир и
Иоанново" в честь святых, в день памяти которых произошел дворцовый переворот 1762 года.
Усадьба была сильно повреждена наводнением 1777 года, что послужило
поводом к последующему строительству каменного дома. Строительство его было начато в 1783
г. Композиция дачи Дашковой построена по характерной для XVIII в. схеме: центральный
каменный корпус с выступающим 4-колонным портиком соединён дугообразными крыльями с
симметричными деревянными 2-этажными флигелями. Усадьба отличалась отсутствием
многочисленных флигелей, служб и павильонов, здесь были лишь теплицы, баня на островке
и два жилых дома у залива. Большую часть места занимал английский сад, рассчитанный на
прогулки - уединенные или в компании близких друзей. Здесь бывали многие известные
люди, в том числе знаменитый венецианец Джакомо Казанова. С соседом Нарышкиным Е.Р.
Дашкова не ладила. Свою дачу, особенно два каменных дома в приморской части, Дашкова
часто сдавала на лето внаем.
После смерти Екатерины Романовны, последовавшей в 1810 г., имение
наследовал ее двоюродный племянник И.И. Воронцов. В 1820-х гг. дача сдавалась внаём
одному из петербургских литературных клубов; здесь бывали И.А. Крылов, Д.И. Хвостов,
П.А. Катенин. Около 1838 г. Воронцов продал Кирьяново купцам Якимовым; в этом году здесь
уже существовала шелковая фабрика. А.В. Якимовым приморская часть дачи в 1847 г. была
продана А.В. Стариковой, отчего площадь имения сократилась на треть. Обширный парк,
простиравшийся между домом и взморьем, был постепенно уничтожен в середине XIX в.,
наибольший ущерб ему был нанесен при прокладке в 1870-х гг. Путиловской железнодорожной
ветки и особенно при последующем продлении ее трассы на остров Вольный. Этот отрезок
пересек западную часть дачи по диагонали, отрезав ее приморский участок. Для устройства
насыпи была взята масса грунта, из-за чего на территории образовался огромный
пруд-карьер, частично существующий и сейчас. В конце XIX - начале ХХ века усадебный дом
был несколько перестроен: на крыльях и флигелях появились деревянные надстройки,
чрезвычайно исказившие вид памятника.
В 1970 - 1975 гг. здание было реставрировано и реконструировано по проекту М.И. Толстова.
При этом были разобраны деревянные надстройки, а также по гравюрам XVIII века восстановлено
парадное крыльцо. Сейчас в нём размещается Дворец бракосочетаний Кировского района. В
середине 1980-х гг. на сохранившейся территории бывшего сада началось строительство
нового цеха Кировского завода. Сейчас гигантский скелет этого незавершенного здания
возвышается за усадьбой.
Просп. Стачек, д.45. Бывш. усадьба "Кирьяново". Фото 3 июля 2003 г. |
Просп. Стачек, д.45. Бывш. усадьба "Кирьяново". Фото 12 февраля 2005 г. |
Рядом с дачей Дашковой проспект пересекает монументальный железнодорожный виадук, построенный для вышеупомянутой Путиловской ветки в 1934 г. по проекту Н.А. Троцкого.
Огромную территорию на нечетной стороне проспекта южнее окружной ветки железной дороги занимают корпуса Кировского завода.
Мемориальная доска Н. Рубцову на здании Кировского завода. Фото 12 февраля 2005 г. |
Выставочный зал Кировского завода. 2000 г. Фото 12 февраля 2005 г. |
На противоположной стороне проспекта сохранился дом одного из крупнейших землевладельцев этого района С.У. Богомолова. Здесь он приобрел несколько участков. на одном из них, купленном в 1872 г., он построил собственный дом. Тяжеловесный и приземистый, насыщенный декоративными элементами, часть из которых утрачена во время ремонтов, он является характерным и ценным памятником своего времени. На соседнем участке находился принадлежавший Богомолову дом с трактиром "Россия".
В 1898 г. С.С. Богомолов-сын пожертвовал два принадлежавших ему
участка земли Обществу Путиловских заводов под постройку церкви св. Николая Чудотворца. На них
находилась часть заболоченного пруда, котрый пришлось засыпать. В 1901 г. по проекту В.А.
Косякова была заложена церковьв русском стиле, но базиликальной композиции. Церковь освятили
в 1906 году в честь Николая Чудотворца и св. Царицы Александры. Она была чрезвычайно живописной
по силуэту, с многочисленными главами, завершавшими не только основной объем, но и приделы. В
1907 г. сюда был перенесен прах основателя завода Н.И. Путилова.
В 1925 - 1926 гг. церковь была перестроена под "Зал им. Ильича" (клуб завода
"Красный Путиловец") по проекту А.С. Никольского. Здание, лишеное колокольни и куполов,
всего декора, с врезанной в главный фасад стеклянной призмой, стало своего рода идеологическим
манифестом эпохи социалистического строительства и стиля конструктивизма. В послевоенные годы
оно было перестроено вновь, получив классицистический декор и портик главного входа. В начале
1990-х гг. перед ним началось строительство неуместно размещенного производственного корпуса,
который перекрыл вид на здание с проспекта (просп. Стачек, 48).
На рубеже XIX - XX веков сформировалась линия застройки против Путиловского завода,
в которой деревянные бараки соседствовали с городскими особняками, четырехэтажными доходными
домами и обширными пустырями. Большая часть деревянной застройки была разобрана во время
топливного голода.
Во второй половине 1920-х - 1930-х годах на этой территории появился ряд новых
сооружений: заводская фабрика-кухня, рынок, павильон которого сгорел несколько лет назад, и,
наконец, замечательный образец архитектуры эпохи конструктивизма - Дворец культуры им. Газа
(1929-1939 гг., архитекторы А.И. Гегелло и Д.Л. Кричевский, северное крыло - 1961-1967 гг.,
арх. Е.М. Полторацкий).
В 1955 г., на месте когда-то стоявших здесь усадеб графини Зубовой и надворной
советницы фон Гольц, по проекту архитектора А.К. Андреева был возведен наземный вестибюль станции
метро "Кировский завод". Павильон своими очертаниями напоминает древнегреческий храм, к которому
ведет широкая гранитная лестница. Прямоугольник здания вестибюля образуют 44 колонны, создающие
величественное и спокойное впечатление. Расположенная вблизи гиганта отечественного
тракторостроения, станция должна была всем своим убранством напоминать об успехах советской
индустриализации.
Вестибюль метро "Кировский Завод". Фото 3 июля 2003 г. |