г. ПУШКИН (ЦАРСКОЕ СЕЛО).
ГОРОДСКИЕ КВАРТАЛЫ
Часть 1.
Город Пушкин (Царское Село) расположен в 24-х километрах к югу от центра Санкт-Петербурга на Ижорской возвышенности, поднимающейся на 150-160 метров над уровнем моря. Ландшафт здесь очень разнообразен и словно самой природой предназначен для создания парков: холмы, гряды и террасы чередуются с долинами, равнинами, леса сменяются полями. Многочисленные родники дают начало ручьям, питают пруды. Высокое расположение Пушкина над уровнем моря обуславливает его особый микроклимат. Здесь не так заметно влияние Финского залива и циклонов Атлантики и поэтому меньше, чем в Петербурге и других пригородах, среднегодовое количество осадков, больше солнечных, безоблачных дней. Отражается на климате и обилие зелени. Под пологом деревьев слабее ветры, меньше колебания суточных и годовых температур.
В составе земель, освобожденных в 1702 году
русскими войсками от шведского владычества, была и мыза, по-фински называвшаяся
Saarimojs ("мыза на возвышенном месте"), а по-русски - Сарица, или Саарская
(позднее - Сарская) мыза, расположенная к югу от устья Невы, в 25 километрах от
будущего Петербурга. Местность эта представляла собой частично заболоченные
земли с кустарниками и ольшаниками, редкими источниками чистой воды. Петр
Великий нашел край обезлюдевшим, запустевшим: небольшое поместье шведского
феодала располагалось на гребне возвышенности, которая полого спускалась к
юго-востоку; вокруг были разбросаны редкие деревни, сохранившие русские
названия, но заселенные финнами и немцами колонистами.
Заняв исток Невы, Петр назначает своего любимца Александра
Даниловича Меньшикова Генеральным Губернатором Ингерманландии, Карелии и
Эстляндии. В 1710 году Петр решил часть владения Меншикова передать Екатерине
Алексеевне, еще не объявленной государыней. Датой основания Царского Села
является 24 июня 1710 года. Как только Екатерина Алексеевна вступила во
владение Сарской мызой, которая стала с 1725 годы официально именоваться
Царским Селом, она деятельно принялась за ее улучшение. До 1717 года Сарская
мыза оставалась такой, какой она досталась Екатерине I, - небольшим поместьем
с огородом, служебными постройками, мельницей и деревянным двухэтажным домом
мызника с шестью комнатами, приспособленными для временного пребывания
императрицы. По мере развития и укрепления Петербурга появляется потребность в
расширении загородных царских владений, таких как Петергоф, Стрельна и Сарское
Село. В 1717 - 1724 годах в Сарском Селе по проекту архитектора И.-Ф.
Браунштейна возводят первый каменный дворец. Он был расположен рядом со старым
домом, который затем разобрали. Размещение дворца посреди возвышенности лицевым
фасадом на северо-запад в значительной мере определило дальнейшее развитие
композиции ансамбля. Дворец Екатерины I имел простые формы, характерные для
русской архитектуры начала XVIII века. К этому же времени относится и зарождение
парка, начало которому было положено небольшим регулярным садом, разбитым за
дворцом садовым мастером И. Фохтом по проекту Яна Роозена. На северо-востоке, со
стороны жилой слободы, границей сада служил узкий канал, который и ныне отделяет
сад от города.
По смерти Екатерины I, в силу ее духовного завещания,
Царское Село перешло в собственность Цесаревны Елизаветы. Каждый рубль был на счету
у цесаревны. Она очень тщательно рассчитывала свои расходы и тратила их с большой
осторожностью. Ей в течение 18 лет пришлось жить почти исключительно на доходы от
своих вотчин. Единственная роскошь, которую она дозволила себе в Царском Селе за
этот тяжелый период своей жизни, была постройка каменной Знаменской церкви, в
которой она намеревалась поместить особо чтимую ею икону Знамения Божией Матери.
Образ этот - величайшая национальная духовная святыня - был дарован царю Алексею
Михайловичу константинопольским патриархом еще в 1653 году и с тех пор считался
родовой иконой дома Романовых. Этим святым образом благословил Елизавету её
великий отец, находясь уже на смертном одре.
Знаменская церковь - старейшее сооружение Царскосельского
дворцово-паркового ансамбля, первое каменное здание Царского Села. История
возникновения храма начинается в 1716 году, когда в 25 метрах на восток от
нынешней Знаменской церкви И. Ферстер построил временную деревянную церковь,
названную Успенской (во имя Успения Пресвятой Богородицы). Когда она оказалась
мала, рядом решено было строить церковь во имя Благовещения Пресвятой
Богородицы. Благовещенская церковь на каменном фундаменте была заложена в 1717
году тем же архитектором. 9 августа 1724 года она была торжественно освящена. В
обоих этих мероприятиях принимал участие Император Петр I. В 1728 году
Благовещенская церковь сгорела от удара молнии. В 1734 году цесаревна Елизавета
Петровна повелела построить новую церковь. Ее возвел в 1748 году архитектор
И. Я. Бланк по проекту М. Г. Земцова. Новый храм посвятили иконе Божией Матери
"Знамение".
Церковь представляет собой вытянутое в плане двухэтажное
двухсветное здание, ограниченное с обеих сторон колоннами. Над кровлей с
западной стороны, возвышается колокольня, венчанная узким четырехгранным шпилем,
второй шпиль - на восточной стороне. Невысокий граненый купол и ажурная колокольня
со шпилем придают церкви некоторую декоративность.
Впоследствии храм неоднократно реконструировался. Так, в 1772 -
1773 годах вход в храм украсили портиком по проекту А. Ринальди и построили
помещение для высочайших особ. В 1864 - 1865 годах архитектором А. Видовым
Знаменская церковь была перестроена. В 1892 году церковь была вновь переделана
по проекту архитектора С. А. Данини. К построенному ранее вытянутому зданию
храма добавили два боковых одноэтажных нефа. Центральный неф ведет от хоров к
алтарю. Боковые - одноэтажные - имеют свои иконостасы. Это один из ранних
примеров применения западноевропейского типа базиликального храма при постройке
православной церкви. Плоскостная декорация фасадов пилястрами характерна для
так называемого "анненского" барокко 1730-х годов. Масштабы здания и его
членение на два яруса определили пропорции портика - легкого и грациозного,
поддерживающего балкон, огражденный изящной кованой железной решеткой. Стены
церкви облицованы искусственным мрамором. Резной золоченый иконостас выполнен в
стиле эпохи Возрождения.
Знаменскую церковь посещали члены императорской фамилии,
прихожанами храма были историк Николай Карамзин, воспитанники Царскосельского
лицея и в их числе Александр Пушкин, здесь бывала и молилась Анна Ахматова.
Перед началом Великой Отечественной войны Знаменская церковь
оставалась единственной действующей в г. Пушкине. Официально она не закрывалась,
и даже во время оккупации в ней происходили Богослужения. Перед отступлением
немецкими захватчиками из храма были похищены большинство икон и церковной
утвари, однако само здание в целом не пострадало, внутри даже сохранился
иконостас (без икон). Однако в августе 1942 года церковь перестала быть
действующей. Опустевшая, разграбленная Знаменская церковь использовалась не по
назначению. В 1960 - 1962 годах она была отреставрирована по проекту архитектора
М. М. Плотникова. При восстановлении на основе архивных материалов, планов и
сохранившихся чертежей архитектора П. Неелова воссоздан первоначальный
архитектурный облик храма. Удалены все позднейшие пристройки, шпилю колокольни
и куполу приданы прежние очертания. Вплоть до 1990-х годов в церкви размещалась
контора мастерской объединения "Реставратор", находившегося в ведении
Екатерининского дворца-музея.
В 1991 году здание храма было возвращено верующим и 10 декабря
1991 года, в день иконы Божией Матери "Знамение", церковь была открыта для
Богослужений. Инженерное обследование 1992 года показало, что здание находится
в аварийном состоянии. Церковь, за счет государственных средств, была
отреставрирована с точным восстановлением всех деталей убранства и декора к
концу лета 2003 г.
Поразителен контраст скромных расходов Цесаревны
на любимую свою вотчину в эти трудные долгие годы с теми сказочными тратами,
которые она допускала, став императрицей. Ничто не казалось ей достаточно
великолепным для украшения. С 1740-х годов начинается новый этап в развитии
Царского Села (как его стали называть с 1725 года). Проект значительного расширения
ансамбля, подготовленный в 1742 - 1743 годах опытным зодчим М. Г. Земцовым, был
значительно переработан его талантливым учеником А. В. Квасовым. Дворец к 1746
году был увеличен пристройками и надстроен. В Царском Селе возникает великолепное
каменное здание с мраморными колоннами, со светлыми залами, паркетными и
мраморными полами, с блестящим куполом и монументальными лестницами, украшенными
золочеными перилами, баллюстрадами и статуями. Обводнение парков позволило
создать систему пяти каскадных прудов, разделенных плотинами, протянувшихся от
Большого пруда на восток на месте бывшего здесь оврага с ручьем.
Вокруг дворца быстро увеличивается слобода - Царское Село со
множеством жителей, так или иначе кормящихся дворцом. Тут живут рабочие,
подрядчики, мастера, художники, архитекторы, придворные служители, войсковые
команды, чиновники и лица царицыной свиты. Чем больше расширялись работы во
дворце и парке, тем быстрее росла расположенная рядом с ними слобода. К
середине XVIII века она протянулась уже до современной Московской улицы.
В 1740 - 1750-x годах упорядочили застройки слободы. Первая от парка улица - Садовая целиком отводилась для служебных и жилых зданий. Деревянные дома на ней постепенно заменялись каменными. Улица являлась фасадом слободы, выходящим к дворцовому парку. Этим и объясняется монументальный характер ее застройки.
Деревянное здание манежа построено по проекту С. И. Чевакинского
в середине XVIII века на каменном фундаменте. В 1786 - 1788 годах архитектором И. В.
Нееловым по старым чертежам возведено каменное здание в классическом стиле.
Одноэтажное здание протяженностью более 50 метров, предназначенное для выездки
лошадей и тренировки всадников, было оформлено портиком из четырех пар дорических
колонн. Портик завершался треугольным фронтоном. Боковые ризалиты были декорированы
двумя центральными колоннами, а по краям - полуциркульными нишами. Ступенчатые
аттики над ризалитами должны были служить пьедесталами для скульптурных завершений.
В 1816 году П. В. Неелов составил смету ремонта и в ней предусмотрел замену полов и
балок перекрытий, а также ремонт окон и кровли. Однако работы не были начаты и
"лошадиная школа" продолжала разрушаться. 5 апреля 1819 года царскосельское
дворцовое правление поручило В. П. Стасову представить новую смету. 28 мая 1819 года
после многократных обсуждений смета на сумму 54409 рублей, предполагавшая полную
перестройку Придворного Манежа, была готова и утверждена. Архитектором были
подготовлены новые чертежи - план и фасад.
В. П. Стасов при перестройке Манежа в 1819 - 1820 годах сохранил
некоторые стены, значительно упростил декоративное оформление фасадов, изменил
архитектурные формы, придал всем окнам единообразную полуциркульную форму без
наличников. Двухколонные портики в центре он заменил лоджиями со скрытыми в их
глубине парами колонн, на которые опирается дорический антаблемент. Пол в помещении
был покрыт двумя слоями кирпича на глине и извести. Здание подчеркивало строгость
Садовой улицы, органично вписалось в общую тональность остальных строений. В 1816
году в Придворном Манеже начались занятия для лицеистов. "Мы стали ходить два раза
в неделю в гусарский Манеж" - вспоминал И. И. Пущин время своей юности, - "на
лошадях запасного эскадрона учились у полковника Кнабенау под главным руководством
генерала Левашова, который прежде того, видя нас часто на галерее Манежа, во время
верховой езды своих гусар обращался к нам с приветом и вопросом: когда мы начнем
учиться ездить? Он даже попал по этому случаю в куплеты нашей лицейской песни".
Занятия лицеистов в Манеже продолжались до 1843 года.
После революции 1917 года здесь некоторое время находился Народный
театр, в котором однажды выступил Ф. И. Шаляпин. Впоследствии в Манеже были
механические мастерские, а с 1949 года - спортзал. Научная реставрация была
проведена в 1951 году. В настоящее время Манеж используется для спортивных
состязаний и различного рода выставок.
Дворцовая Оранжерея на Садовой ул. спроектирована и построена архитектором С. И. Чевакинским. Распоряжение о постройке оранжереи было издано 22 июня 1751 года, а в 1753 году здание было практически готово. Оранжерея состояла из центрального зала и двух павильонов, связанных в одно целое остекленными корпусами. В конце 1750 - начале 1760 годов был построен третий павильон, ближе к дворцу, что нарушило симметрию общей композиции. В 1820 году архитектор В. П. Стасов разработал проект перестройки оранжереи. Он сохранил прежнюю композиционную систему павильонов и соединительных корпусов, но два средних павильона из четырех превратил в оранжерейные залы. Они не делятся на этажи, а их огромные стеклянные арки заключают по четыре полуколонны, орнаментальный фриз и широкий архивольт, обегающий по дуге окно. Сандрики, украшенные серповидными щитами с масками, и архивольты, заполненные розетками, значительно обогащают фасад. Крайние павильоны, используемые для жилья служащих, также получили одинаковые размеры и стали настоящим украшением сооружения. Фасады этих зданий оформлены во втором этаже лоджиями. Декоративный антаблемент лоджий увенчан карнизом. Все павильоны, за исключением одного - оранжерейного зала, были увеличены за счет пристроек. Общая длина комплекса сооружений составляет почти 200 метров. Перестроенная оранжерея утратила барочную декорацию фасадов и приобрела облик, типичный для построек русского классицизма. Зодчий закончил реконструкцию в 1824 году.
Садовая улица. Дворцовая Оранжерея. Фото 25.04.2005 г. |
Садовая улица. Дворцовая Оранжерея. Лев у входа. Фото 22.09.2005 г. |
В 1933 - 1934 годах ленинградский архитектор В. И. Яковлев частично перестроил здание оранжереи, и оно было приспособлено для целей учебного заведения. Было возведено угловое дугообразное крыло здания, предусмотренное еще проектом В. П. Стасова, но не построенное им. После военных разрушений оранжерея была восстановлена в 1949 - 1952 годах архитектором Л. Н. Ротиновым.
За Садовой, в глубь растушего города, уже оформились параллельные ей Средняя и Малая улицы.
Средняя улица. Фото 7.05.2003 г. |
Средняя улица. Вид с Оранжерейной ул. Фото 5.04.2004 гг. |
Здание 1820-х гг. (арх. В.П. Стасов) на углу Оранжерейной и Средней ул. Фото 22.09.2005 г. |
Средняя улица, д. 26, на углу Оранжерейной улицы. Фото 22.09.2005 гг. |
Среди построек в районе Садовой и Средней улиц обращает на себя внимание здание дежурных конюшен, спроектированное В.П. Стасовым и построенное под руководством архитектора придворной конюшенной конторы С. Л. Шустова в 1822-1824 годах. Первый этаж здания, подковообразного в плане, прорезан глубокими рустами.
За время тридцатичетырехлетнего царствования
императрицы Екатерины II Царское Село не только не пришло в упадок, но достигло
высшей степени процветания. Чем лучше шли государственные дела, тем больше
тратила Императрица на свою любимую резиденцию.
Из всех загородных резиденций Екатерина больше всего любила
Царское Село. Начиная с 1763 года, она, за исключением 2-3 лет, жила в Царском
Селе весну, проводила почти все лето и уезжала осенью, когда наступали холода.
Екатерина, переезжая в Царское с небольшой свитой, делила время между занятиями
государственными делами и всевозможными развлечениями. Ежедневно совершала она
прогулки пешком по парку, в сопровождении придворных кавалеров и фрейлин.
Для упорядочения слободы был издан Указ Екатерины II от 1 января
1780 года: "При селе Царском, по правую сторону новой дороги Новгородской и по
левую к Порхову идущей, устроить город под названием София". С учреждением г.
Софии там появилась своя администрация с городничим, магистратом, ратушей, не
подведомственная царскосельской. Город был разбит на отдельные правильные
кварталы с обширной площадью в центре. Здесь вначале была построена деревянная
церковь Константина и Елены, замененная в 1788 году каменным Софийским собором
Ч. Камерона, сохранившимся до нашего времени. Город София и Софийский собор
должны были славить победы России в русско-турецкой войне, подобно памятникам,
установленным в Царскосельском парке.
Большой пятикупольный каменный собор построен в 1782 - 1789 годах.
Его строительство начато по проекту Ч. Камерона и завершено им совместно с И. Е.
Старовым. Архитекторы использовали для создания храма господствовавший тогда в
России и в Европе стиль классицизм. Они не следовали классическим канонам слепо,
но создавали как бы синтез традиционных для классики форм и пропорций с
русскими канонами. Внушительное здание собора является ценным памятником
архитектуры строгого классицизма. Основной массив квадратного в плане
Софийского собора, увенчанного пятью куполами на невысоких цилиндрических
барабанах, усложнен четырьмя выступами - портиками дорического ордера.
Дорические колонны без каннелюр несут антаблемент с триглифами и треугольные
фронтоны. Плоскости стен собора обработаны неглубокими нишами с полуциркульными
завершениями, прорезанными высокими прямоугольными оконными проемами.
Монументальные четырехколонные портики перекрытые фронтонами, придают храму
торжественный, парадный облик. Это впечатление усиливают пять куполов,
высившиеся на круглых барабанах и имеющие плоские завершения. Совершенно белая
снаружи и внутри, София Царскосельская сверкала своей чистотой среди зелени и
простых построек военного городка. Собор Вознесения Господня в Софии - одно из
первых культовых зданий зрелого русского классицизма. Это простое, лаконичное и
в то же время монументальное сооружение.
Высокий многоярусный иконостас главного придела
принадлежал к числу самых великолепных иконостасов храмов столицы и ее пригородов.
Значительную художественнуюценность представляли запрестольный образ Введения
во храм Пресвятой Богородицы работы П. И. Соколова и картина "Явление Иисуса
Христа Апостолу Фоме" кисти Г. И. Угрюмова. Храм был освящен в мае 1788 года
в присутствии императрицы и всего двора. С тех пор весь цвет России побывал под
сводами великолепного храма. Здесь молились Пушкин и Лермонтов, Суворов и
Кутузов, крупнейшие ученые, композиторы, художники, здесь побывали почти все
знаменитые иноземцы, посещавшие Россию.
В 1817 году Софийский собор стал церковью лейб-гвардии Гусарского
полка, одного из наиболее прославленных полков российской армии. В нем хранились
георгиевские штандарты и награды, которых гусары были удостоены за боевые заслуги.
На стенах размещались мраморные доски с именами погибших в сражениях офицеров
полка.
Двухъярусная колокольня собора построена в саду,
окружавшем собор, в 1904 - 1905 годах по проекту В. А. Покровского и Л. Н. Бенуа.
В её нижнем ярусе была устроена небольшая церковь во имя Преподобного Серафима
Саровского.
В 1934 году собор был закрыт, его богатейшее
внутреннее убранство расхищено, уникальный иконостас уничтожен, мемориальные
доски сорваны и разбиты. Серьезный ущерб причинила зданию война. Последующие
десятилетия довершили гибель интерьеров храма. В 1990 году полуразрушенное здание
было возвращено православной церкви. Сразу же началось восстановление храма.
К 750-летию Невской битвы, 12 сентября 1990 года у стен собора
установили памятник Александру Невскому - Великому князю новгородскому, воину,
защитнику земли русской, святому покровителю Санкт-Петербурга. Автор памятника -
скульптор В. Г. Козенюк.
Памятник св. Александру Невскому в ограде Софийского собора. Фото 27.06.2003 г. |
Памятник гусарам в ограде Софийского собора. Фото 27.06.2003 г. |
В 1999 г. собор был полностью освящён. Восстановление Софии стало одной из крупнейших работ реставраторов в С.-Петербурге и его окрестностях последних десятилетий и одним из символов возрождения православия в России конца ХХ века.
Обратив внимание на недостаток воды в Царском
Селе, Екатерина повелела провести водопровод от Таиц, достаточный для питания
прудов и для снабжения питьевой водой Царского Села и Софии. Впоследствии через
Колонистский пруд вода стала поступать по открытому водоводу в Павловск. Словом
все, что сделала Екатерина в Царском Селе, было исполнено прочно, широко,
тщательно отделано и выдержано в деталях.
К концу царствования Екатерины Царское Село изменилось до
неузнаваемости. В ноябре 1796 года государыню постиг апоплексический удар, от
которого она скончалась. Наступило пятилетие тяжелого времени Императора Павла.
Все неоконченные постройки в Царском Селе остановились.
В первые годы царствования Александра I Царское Село было, как
будто, забыто. Двор жил летом на Елагином острове или в Петергофе; только в
1808 году император обращает внимание на запустение Царского Села.
Несмотря на все старания и административные меры предпринятые
Екатериной город София не развивался и в 1808 году Александром I был издан Указ
об упразднении отдельного города Софии и образовании "соединенного отныне
города Царское Село или София", имеющего статус уездного.
Во главе администрации отныне стоял управляющий
городом. В его ведении находился небольшой штат правления, имевший в своем составе
советников, секретаря, казначея, архитектора и канцеляристов. В 1817 г. Управляющим
стал генерал-майор, участник Бородинского сражения Я. В. Захаржевский, снискавший
на этом посту славу рачительного и требовательного хозяина. Захаржевский пользовался
во многом правами гражданского губернатора и находился в должности рекордно долгий
срок - 48 лет. При жизни его именем была названа одна из улиц города.
Начинается последняя стадия формирования дворцов и парков и
значительный этап в развитии города по новому генеральному плану,
разработанному архитектором В. И. Гесте. Благодаря интенсивным работам по
реализации этого плана, руководил которыми Гесте совместно с В. П. Стасовым,
Царское Село получило четкую регулярную планировку и основные здания,
сформировавшие городскую застройку. Прогрессивные градостроительные начала
плана Гесте заключались в его комплексности - он включал городское
благоустройство, противопожарную охрану, водоснабжение.
Ведущим архитектором Царского Села в это время становится Стасов.
По его проектам возводятся Фрейлинские ворота и монументальные ворота "Любезным
моим сослуживцам" в память войны с французами. В Екатерининском дворце после
большого пожара в 1820 году Стасов создает ряд новых интерьеров. По его
проектам также строятся несколько зданий за пределами парков в городе, так были
капитально перестроены пришедшие в ветхость Большие оранжереи. По мысли
императора Александра, в самом Большом дворце, во флигеле, построенном в конце
царствования Екатерины для детей Павла Петровича, было учреждено новое высшее
учебное заведение - Императорский Царскосельский Лицей.
Четырехэтажное здание Лицея, возведенное в 1789 - 1792 годах по
проекту Дж. Кваренги и П. В. Неелова между Церковным корпусом и Знаменской
церковью, первоначально называлось Великокняжеским корпусом, потому что
предназначалось для детей цесаревича Павла Петровича. Этим и объясняется его
связь с церковным флигелем дворца переходом, опирающимся на три изящно
прорисованные арки, перекинутые через Садовую улицу.
Лицей. Фото 21.09.2003 г. |
Лицей. Фото 4.05.2002 г. |
Лицей. Фото 22.09.2005 г. |
Строгие классические фасады здания мастерски
вписаны в дворцовый ансамбль. Тонкий продольный "французский" руст двух первых
этажей, плавно округленные торцы здания, ниши для скульптуры и люнеты для
барельефов - все это характеризует композицию фасада как раннеклассическую,
несколько измененную в 1811 году, когда корпус был приспособлен В. П. Стасовым
для размещения в нем лицея. Фасад четырехэтажного флигеля расчленен на два
яруса горизонтальной тягой между вторым и третьим этажами. Это членение
подчеркнуто портиком из четырех колонн коринфского ордера, равных по высоте
двум верхним этажам. Два нижних этажа служат как бы цоколем верхних этажей.
Парадный вход был устроен нетрадиционно - в закругленной торцевой части
со стороны Певческого переулка. К высокому парадному крыльцу с обеих сторон
вели ступени. Со стороны Александровского парка находился так называемый
запасной ход. Постройкой этого флигеля завершилось формирование ансамбля
Большого дворца.
С 1811 по 1843 год во флигеле помещался Императорский
Царскосельский Лицей, в котором с 1811 по 1817 год воспитывался А. С. Пушкин.
В 1811 году по высочайшему заказу архитектор В. П. Стасов перестроил здание
для размещения в нем учебного заведения. После реконструкции на первом этаже
разместились комнаты наставников, лазарет и административные помещения. На
втором - столовая с буфетом, Малый конференц-зал и канцелярия. На третьем -
Большой зал, классы и библиотека. Залы Лицея просторны и нарядны, а
торжественный Большой зал украшен росписями на античные мотивы. И это
естественно: в истории и культуре Древней Греции воспитатели Лицея черпали
примеры для молодого поколения. Четвертый этаж занимали комнаты воспитанников.
Здесь, с окном на Церковный корпус, была комната А. С. Пушкина, имевшая номер
14.
Пушкин окончил Лицей в числе 29 воспитанников первого набора, среди
которых были будущие знаменитости: поэты И. И. Пущин, В. К. Кюхельбекер, А. А.
Дельвиг, мореплаватель Ф. Ф. Матюшкин, канцлер России князь А. М. Горчаков.
Шестилетний лицейский курс приравнивался к университетскому. За период обучения
первого выпуска в Лицее сменилось несколько директоров. Среди них были известные
общественные деятели Б. Ф. Малиновский, Е. А. Энгельгардт. В лицее Пушкин и его
однокурсники слушали Д. И. Будри (родного брата Ж.-П. Марата - вождя Великой
французской революции), встречались с Г. Р. Державиным, В. А. Жуковским, К. Н.
Батюшковым, Н. М. Карамзиным и другими русскими поэтами, учеными и
просветителями. Их обучение в Лицее совпало с Отечественной войной 1812 года.
Через Царское Село под аркой, соединяющей Лицей и церковный корпус Большого
дворца, проходили по Садовой улице к Павловскому шоссе и дальше к Москве гусары,
гренадеры, казаки, уланы, ополченцы.
В 1844 году, после перевода Лицея в Санкт-Петербург и
переименования его в Александровский, внутренние помещения были перепланированы
под жилые комнаты. В 1899 г., когда отмечалась 100-летняя годовщина со дня
рождения Пушкина, на здании Лицея установили мемориальную доску: "Здесь
воспитывался Александр Сергеевич Пушкин. 1811-1817 гг." В 1911 г., к 100-летию
со дня основания Лицея, на здании была установлена вторая мемориальная доска:
"В сем здании с 1811 по 1843 г. находился Императорский Лицей".
Во время Великой Отечественной войны здание было разрушено. В дни
празднования 150-летия со дня рождения А. С. Пушкина в 1949 г. в Лицее был
открыт мемориальный музей, который занимал только часть здания. В 1969 - 1974
годах коллектив реставраторов под руководством архитектора А. А. Кедринского
восстановил Лицей. К 175-летию со дня рождения А. С. Пушкина реставрация была
завершена, и 6 июня 1974 г. открылся уникальный Мемориальный музей "Лицей". В
Лицее воссоздан Актовый зал, комнаты лицеистов. Особый интерес посетителей
вызывает "келья" юного Александра Пушкина. Характер отделки интерьеров при
реставрации был значительно приближен к их состоянию во время пребывания в нем
А. С. Пушкина (1811 - 1817 годы).
За Знаменской церковью, между Лицейским переулком и Дворцовой
улицей, расположен Лицейский садик. В его центре, куда сходятся дорожки, был
установлен памятник А. С. Пушкину. Это лучшее произведение скульптора Р. Р. Баха.
Памятник был открыт 15 августа 1900 года. Юноша Пушкин в небрежно распахнутом
сюртуке лицеиста, отлитый из бронзы, сидит в глубоком раздумье на скамье,
подобные которой и теперь можно видеть в Екатерининском парке. Впоследствии этот
памятник стал своеобразным символом "Города Муз". На постаменте начертаны строки
поэта:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Во времена юности поэта на месте садика была березовая роща. В 1818 году эта территория передана Лицею. Лицеисты первого курса установили там памятник - каменную плиту с надписью: "Гению, покровителю здешних мест". Позднее многие предполагали, что плита посвящена Пушкину. Во всяком случае, когда в 1837 году она была отреставрирована усилиями XI курса, это вызвало недовольство в высших кругах. Великий князь Михаил Павлович запросил мнение директора Лицея и получил ответ, что памятник не связан с именем поэта. В 1844 году после перевода Лицея в Санкт-Петербург, где он стал именоваться Александровским, была перевезена и плита. В конце 50-х годов XIX века плита исчезла.
В 1817 - 1824 годах по проекту архитектора Адама Менеласа с участием В. П. Стасова был построен Запасной дворец. Здание выполнено в классическом стиле - это типичный образец загородных дворцов в России на рубеже XVIII-XIX веков, ведущих родословную от итальянских вилл эпохи Возрождения. В начале XVIII века на этом месте стояла старая корчма, позднее здесь была устроена застава с караульными. В 1817 году этот земельный участок получил в подарок от Императора Александра I князь Виктор Павлович Кочубей. Для князя и был построен дворец, долгое время носивший его имя. Позднее, в 1835 году, здание приобрел Николай I для сына Николая Николаевича. До совершеннолетия Великого князя дворец находился в ведомстве царскосельского дворцового правления. В обиходе дворец именовался Николаевским, а официально с 1859 года стал называться царскосельским Запасным. На рубеже ХIХ - ХХ веков он был реставрирован архитектором А. Ф. Видовым. Тогда же построены существующие до сих пор служебные и хозяйственные корпуса, а также кавалерский дом.
Первый этаж дворца трактован как цоколь
трехэтажного здания. Главный фасад украшает полуротонда из ионических колонн,
поддерживающих полусферический купол. Противоположный фасад, выходящий в сад,
оформлен центральным портиком из шести ионических колонн, несущих антаблемент и
невысокий треугольный фронтон. Окна второго, парадного, этажа украшают треугольные
сандрики на кронштейнах. У входа по обеим сторонам высокого крыльца, как бы
охраняя дворец, до середины 1980-х годов находились скульптуры лежащих львов.
В 1875 году дворец был подарен Александром II своему сыну - Великому князю
Владимиру Александровичу, командующему войсками гвардии и Петербургского военного
округа. Владимир Александрович был широко образованным человеком, на протяжении
более тридцати лет президентом Академии художеств, сам прекрасно рисовал,
покровительствовал искусствам. Умер в 1909 году, а в 1910 году около дворца ему
установили бронзовый бюст-памятник. С этого же года дворец стал называться
Владимирским. До 1917 года дворец находился во владении его вдовы - Марии
Павловны, немецкой принцессы и Великой княгини русского двора. В годы первой
мировой войны дворец был местом собраний членов Императорской фамилии,
недовольных политикой Николая II и считавших необходимым заключить сепаратный
мир с Германией.
Во время Великой Отечественной войны дворец сильно пострадал. В
1958 году был восстановлен, и в его помещениях разместился пушкинский Дом
пионеров. В настоящее время в Запасном дворце расположена театральная студия,
а Кавалерский дом и хозяйственные постройки 17 июля 1996 года переданы
Федеральной пограничной службе для размещения здесь Первого кадетского корпуса
пограничных войск.
Деревянный дом в "классическом вкусе" построен в 1827 году В.М. Горностаевым для придворного камердинера Я. Китаева. Позднее участок с домом принадлежал жене тайного советника В. А. Прянишникова. Поскольку дом угловой, архитектор предполагал украсить фасад лоджией, выходящей на обе улицы, и устроить широкое парадное крыльцо. Вместо этого был сооружен необычный дугообразный портик, вынесенный вперед за линию фасада. Мансарда, как и первый этаж, до застекления завершена балюстрадой по кровле второго этажа.
В 1877 году дом перешёл в собственность О. В. Ивановой, которая велела увеличить дом с боков на две оси, застеклила портик и устроила парадный вход со стороны Дворцовой улицы. Дом знаменит тем, что здесь с мая по декабрь 1831 года жил А. С. Пушкин с Н. Н. Гончаровой. "Найми мне фатерку на какой бы-то ни было улице царскосельской...,- писал Александр Сергеевич из Москвы своему другу П. А. Плетневу,- был бы особый кабинет... Сада не надо. Под боком будет садище". Тут у него бывали В. А. Жуковский, И. А. Крылов. На даче Китаева молодой Н. Гоголь, служивший в то время учителем в доме жившего в Павловске князя Васильчикова впервые прочитал "Вечера на хуторе близ Диканьки". В медовый месяц Пушкиным написаны "Сказка о царе Салтане", "Сказка о попе и его работнике балде", письмо Онегина к Татьяне из VIII главы "Евгения Онегина". Кабинет, где он работал, находился в мезонине. Поэта с женой часто встречали в аллеях парка. Очевидно, шли они мимо Грота к Морейской колонне, увековечившей подвиг его деда И. А. Ганнибала Часто заходила к Пушкиным А. О. Смирнова-Россет, по воспоминаниям которой ныне и воспроизведена обстановка дачи. В 1958 году в доме был открыт музей "Дача А. С. Пушкина". В двух комнатах пристройки, отсутствовавшей в пушкинские времена, размещены литературные экспозиции, посвященные двум старшим современникам поэта Н. М. Карамзину и В. А. Жуковскому, чья жизнь и творчество тесно связаны с Царским Селом.
На средства, пожалованные Императором Александром
I и Августейшей семьей в 1824 - 1826 гг. архитектором Доменико Адамини была
построена Римско-католическая церковь, располагающаяся на Дворцовой улице. В 1906
- 1908 гг. церковь была расширена по проекту Сильвио Данини. В костеле была
усыпальница княгини Лович, супруги Великого Князя Константина.
В 1938 году храм был "ликвидирован". С 1991 года богослужения в нем
возоблены, проводятся концерты.
Наиболее крупные постройки в первой половине XIX
века производились в Александровском парке, где архитектор А. А. Менелас возвел
несколько крупных павильонов и служебных построек. В 1824 - 1825 годах А. А.
Менелас на основе естественного лесного массива распланировал Отдельный парк с
прудами.
Последний раз ночевал император в Царском Селе в 1825 году по
дороге в Таганрог, простившись уже, столь необыкновенным образом, с Петербургом.
Здесь ранней весной 1826 года, встретили его бренные останки император
Николай I и царская семья.
Родившись в Царском Селе, "Рыцарь Николай", став Императором,
делил свой летний отдых между Петергофом и Царским Селом. Государь жил всегда
в Александровском дворце. При императоре Николае I продолжалось украшение и
развитие Царского Села. На месте упраздненного благородного Лицейского пансиона,
был помещен Александровский кадетский корпус для малолетних; парк украсился
красивыми воротами, Турецкой баней и значительно расширился.
В царствование императора Николая I, в 1837 году, в Царское Село
была проведена первая в России железная дорога, на которую публика смотрела как
на новое развлечение, а специалисты - как на вполне непрактичную в нашем
климате затею. Железная дорога сыграла большое значение в развитии города,
связав его с Петербургом.
В первоначальном варианте железнодорожный вокзал был создан в
1837 году по проекту архитектора Г. Фоссати в стиле английской готики. Он
представлял собой двухэтажное кирпичное здание с возвышающейся над ним
четырехугольной башней-шпицем и двумя боковыми одноэтажными деревянными крыльями.
К одноэтажным корпусам были пристроены навесы, опирающиеся на чугунные столбы и
кованые фигурные кронштейны.
В 1902 - 1904 годах вместо обветшавшего старого здания было
построено новое по проекту архитекторов под руководством С. А. Бржозовского.
Приземистое симметричное в плане здание в формах, западноевропейской
средневековой архитектуры, характерных для периода поздней эклектики, выделялось
развитым силуэтом крыши с островерхими шпилями. Слева от вокзала располагался
Великокняжеский павильон.
Обе постройки были разрушены во время войны 1941 - 1945 годов.
Здание нынешнего железнодорожного вокзала, построенное в 1946 - 1950 годах по
проекту известного ленинградского архитектора Е. А. Левинсона и инженера А. А.
Грушке, стало третьим по счету со дня основания железной дороги.
При его строительстве был творчески использован опыт предшественников - знаменитых архитекторов, строивших Царское Село. Комплекс вокзала включает главный корпус и поставленные с ним в одну линию три павильона. Все сооружения связаны в одно целое широкими арками - проходами на перрон и двориком с фонтаном и пропилеями. Центр всей композиции подчеркнут двухэтажным объемом главного корпуса. В павильонах находятся спуски в тоннели - переходы под железнодорожными путями. Общая композиция плана, строгие классические формы типичны для Царского Села. Авторы стремились придать зданию вокзала черты, близкие к сооружениям дворцово-парковых ансамблей, созданным в "золотой век Екатерины". В оформлении фасадов и интерьеров отражена связь города с А. С. Пушкиным. Фасад главного корпуса декорирован медальонами и барельефными портретами учителей и друзей поэта Г. Р. Державина, Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, А. А. Дельвига, П. Я. Чаадаева, В. К. Кюхельбеккера. В зале ожидания, разделенном двумя рядами колонн на три нефа, в конце среднего из них, в нише, установлена бронзовая статуя А. С. Пушкина работы скульптора М. Г. Манизера.
Одновременно была реконструирована привокзальная площадь. В результате сложился цельный архитектурный ансамбль, наиболее удачный привокзальный комплекс в окресностях Ленинграда.