г. ПУШКИН (ЦАРСКОЕ СЕЛО).

ГОРОДСКИЕ КВАРТАЛЫ



Часть 2.

 

 

    По повелению Государя Николая I в самом центре Царского Села был выстроен городской Екатериниский собор. Строительство великолепного собора велось в 1835 - 1840 годах по проекту К. А. Тона. Композиция здания в основном повторяла композицию Введенского собора в Петербурге. Пять позолоченных луковичных глав собора опирались на круглые барабаны, фасады имели горизонтальное аттиковое завершение. Интерьер украшали живописные полотна "Распятие" А. Ван Дейка и "Слава Богородице"П. Веронезе. Роспись "Евангелисты" в куполе принадлежала кисти Ф. П. Брюллова. Екатерининский собор был действующим до 1939 года. В начале июня 1939 года собор был взорван. В послевоенные годы на месте храма был воздвигнут памятник В. И. Ленину, уничтоженный 6 апреля 2004 г. Ныне здесь, на месте алтаря разрушенного собора установлен православный крест.


Бывш. Соборная площадь. Памятник Ленину.
Фото 21.09.2003 г.

Бывш. Соборная площадь.
Фото 22.09.2005 г.

    В 1866 году на южной стороне Соборной площади по проекту архитектора Н. В. Никитина был построен Гостиный Двор. В 1818 году Главноуправляющий Царского Села генерал Я. В. Захаржевский, разрешил перенести сюда временные ярмарочные лавочки от Знаменской церкви. На месте деревянных лавочек в 1825 году архитектор В. И. Гесте построил деревянный Гостиный двор. В 1862 году он сгорел. В 1866 году по проекту архитектора Н. В. Никитина было построено каменное здание Гостиного двора, представляющее собой комплекс соединенных воедино помещений с просторными торговыми залами. Фасад, украшенный сдвоенными колоннами, по углам оформлен порталами с широкими лестницами и полукруглыми завершениями барочного характера. В 1898 году по проекту А. Р. Баха произведен капитальный ремонт комплекса.


Гостиный двор.
Фото 7.05.2003 г.

Гостиный двор.
Фото 5.04.2004 г.

    С северо-запада бывшую Соборную площадь по Леонтьевской улице замыкают три административных здания, спроектированных архитектором В. И. Гесте. Они были построены с учетом изменений внесенных в проект В. П. Стасовым. Первое здание - участок полиции, ул. Леонтьевская 22 (ныне управление военного комиссара города). Второе - управление полицмейстера города. Третье - городская пожарная часть, ул. Леонтьевская 32 (ныне здание призывного пункта, с примыкающей к нему действующей пожарной частью).

Здания на Соборной пл. вдоль Леонтьевской улицы. Фото 21.09.2003 г.

    Наиболее примечательно здание Управления полицмейстера города. Оно возведено архитекторами В. И. Гесте и В. П. Стасовым в 1820 - 1822 годах, а в 1908 году перестроено архитектором С. А. Данини. При перестройке была увеличена общая высота и надстроен третий этаж. Над двумя колоннами тосканского ордера был устроен классический антаблемент. Возвышающуюся над ним стену прорезает полуциркульное трехчастное окно. На кровле оборудован характерный для строений С. А. Данини зенитный световой фонарь. Ныне здесь находится музей Царского Села.

Бывшее управление полицмейстера города. Фото 7.05.2003 г.

    Здание, возведенное в 1900 году по проекту архитектора А. Р. Баха на углу Колпинской (ныне Пушкинской) и Оранжерейной улиц, в северо-восточной части Соборной площади, предназначалось для проживания царскосельских городовых с семьями. Построено в стиле эклектики и сочетает в себе черты ренессанса, а также французского и русского классицизма: скругленные рустованные углы, филенки, цоколь с арочными окнами, типичный классический антаблемент. Интерьеры здания соответствуют назначению постройки. По сей день сохранились объемные железные декоративные решетки на окнах, характерные для данного типа зданий, равно как и ледник, бывший в те времена принадлежностью каждого жилого дома. В этом здании в 1901 году были устроены пробные очистные сооружения. Они дали положительный результат, учтенный при строительстве очистной биологической станции у поселка Тярлево. До недавнего времени здание занимало студенческое общежитие Аграрного университета.


Пушкинская ул. Дом Городовых.
Фото 7.05.2003 г.

Пушкинская ул. Дом Городовых.
Фото 22.09.2005 г.

    Окончательно нынешний облик центральной площади города сформировался уже в наши дни, когда было построено по типовому проекту здание кинотеатра "Руслан" и со стороны Пушкинской улицы, рядом с домом городовых, разбит сквер перед ним.


Пушкинская ул. Кинотеатр "Руслан".
Фото 21.09.2003 г.

Сквер у кинотеатра "Руслан". Вид с Оранжерейной ул.
Фото 22.09.2005 г.

Участок Оранжерейной ул. в восточной части площади. Фото 5.04.2004 г.

    В царствование Императора Александра II город продолжал развиваться и в нем была открыта классическая гимназия, не было возведено каких-либо новых больших дворцовых зданий, но все существовавшее поддерживалось в образцовом порядке и разбит новый Баболовский парк.
    Баболовский парк - самая обширная и отдаленная часть зеленого ансамбля Царского Села, расположенная к юго-западу от Александровского и Екатерининского парков. Его площадь составляет более 300 гектаров. В 1770-х годах неподалеку от деревни Баболово, давшей название парку, возникла усадьба, принадлежавшая Г. А. Потемкину-Таврическому. Территория вокруг усадебного дома, выстроенного в 1780 году, была благоустроена, но остальной массив будущего парка еще долго оставался в естественном состоянии.

Баболовский парк. Фото 09.2002 г.

    В 1825 году по проекту архитектора А. А. Менеласа в начале Баболовской просеки на сопряжении территорий трех парков, были сооружены ворота в классическом стиле с чугунными колоннадами и двумя караулками. В 1877 году Баболовские ворота были разобраны. Сохранилась лишь одна караулка, которую в 1848 году, еще до разборки ворот, перестроил архитектор А. И. Штакеншнейдер в характерных для его творчества готических формах. Она называется Розовой караулкой, так как ее всегда окрашивают в розовый цвет.
    Баболовский дворец расположен на окраине парка на выезде из города в красносельском направлении. В начале XVIII века здесь была Баболовская мыза, подаренная князю Г. А. Потемкину-Таврическому Екатериной II. В 1780 году был построен деревянный усадебный дом с жилыми комнатами, большим залом, галереей, ванной и другими помещениями. В 1783 - 1785 годах на месте разобранного деревянного дома Г. А. Потемкина-Таврического по проекту И. В. Неелова построен миниатюрный каменный дворец. Это был скорее павильон, чем дворец, так как его скромные размеры и ограниченный набор помещений не рассчитаны на постоянное пребывание владельцев.
    Самая интересная особенность Баболовского дворца - его асимметричный план, что необычно для архитектуры того времени. Возможно, что на такое решение повлияла планировка первого дома. Одноэтажный дворец состоял из семи помещений: овальный, шестигранный и прямоугольный залы с соединяющими их галереями и проходными комнатами. Каждое помещение имело выход в парк, что подчеркивало парковый характер этой постройки. Главное место в объемно-планировочной композиции дворца занимал шестигранный зал с мраморной ванной. Неоштукатуренная кирпичная кладка стен, стрельчатые окна и зубчатый парапет придавали фасадам дворца псевдоготический облик. Вид готических построек придавала дворцу и восьмигранная башня с шатровой кровлей.
    В 1814 году дворец отремонтировали по проекту архитектора Л. Руска. Стены залов затянули ситцем, а потолки расписали.
    С 1817 по 1825 год над перестройкой дворца работал архитектор В. П. Стасов. По его плану на месте восьмигранной башни построили оригинальное сооружение с круглым бассейном - ванной из огромного цельного красного гранита с вкраплениями Лабрадора зеленоватых тонов. Бассейн имел уникальные размеры: высоту 196 см, глубину 152 см, диаметр 533 см, вес 48 тонн. Он вмещал 800 ведер воды. За несколько лет его создал каменотесных дел мастер Самсон Суханов. Ванну сначала установили, а затем возвели вокруг стены. К бассейну вела чугунная лестница с перилами, опирающаяся на чугунные колонны и снабженная смотровыми площадками. Все детали отливались на чугунолитейном заводе Ч. Берда.
    Рядом с дворцом протекает речка Кузьминка. Необычайно извилистая, она проходит посередине Баболовского парка. Запруда у дворца образовала водоем, на берегу которого находились караулка и кухня со службами. От дворца до западной границы парка идет дорога к Александровским воротам. Вокруг дворца еще в конце XVIII века был разбит небольшой пейзажный сад. Остальная, большая часть парка была благоустроена только в 1858 году, когда лес очистили, проредили и образовали широкие поляны, обрамленные деревьями. По парку пролегли просеки и дорожки для верховой езды.
    В годы Великой Отечественной войны Баболовский дворец был превращен в руины. Пострадал тогда и зеленый массив парка.
    В 1865 году архитектором А. Ф. Видовым по проекту, утвержденному Императором Александром II, на Набережной улице была выстроена лютеранская церковь. Здание построено в эпоху эклектики и имеет все характерные для английской готической архитектуры черты: кирпичную кладку, контрфорсы, стрельчатые арки, прямоугольные наличники и порталы, обрамляющие оконные и дверные проемы. Островерхая крыша увенчана высоким готическим шпилем с четырехконечным крестом. Богослужения в церкви проводились на немецком и латышском языках. Ранее на этом месте стояла деревянная церковь в стиле ампир, построенная в 1819 году архитектором В. П. Стасовым. Она была возведена на пожалованные Александром I в 1818 году 20 тыс. рублей. После просьбы директора лицея Е. А. Энгельгардта и лицейского пастора Гнихтеля, этим же указом земельный участок с постройкой был отдан в ведение Лицея. При церкви имелась школа, состоявшая в управлении Министерства внутренних дел. Ее ученики платили за обучение четыре рубля в месяц.

Лютеранская церковь. Фото 5.04.2004 г.

    Архитектурный ансамбль готической церкви, трех плотин Иорданского и Купального прудов создавал чудесную перспективу и романтическую атмосферу.

Иорданский и Купальный пруды. Фото 5.04.2004 г.

    Богослужения в кирхе были прекращены в 1938 году. Долгое время здание кирхи использовалось не по назначению. Ныне в здании располагается финский евангелическо-лютеранский приход, службы проводятся на финском и русском языках.
    Здесь же, на Набережной улице, была открыта Императорская Николаевская мужская классическая гимназия. Здание для нее строилось с 1864 по 1870 год по проекту известного мастера так называемого русского стиля И. А. Монигетти. Строительные работы вел А. Ф. Видов. Внешний облик здания характеризуется сочетанием архитектурных деталей, свойственных западноевропейскому и русскому ренессансу XVII века. Все это характерно и для эпохи эклектики. Спаренные арочные окна с декоративными колонками, аркатурные пояса, кокошники, резные наличники, наконец купол - элементы средневековой культовой архитектуры, широко использовавшейся в светском строительстве в Европе и России.

Здание Николаевской гимназии. Фото 5.04.2004 г.

    Сначала в здании планировалось устроить богадельню в память об Императоре Николае I, но оказалось, что у города нет средств на ее содержание и, по ходатайству городовой Ратуши, Император Александр II разрешил открыть в нем классическую гимназию. В течение десяти лет на рубеже двух веков директором этой гимназии был поэт, переводчик, ученый И. Ф. Анненский. Среди ее выпускников множество людей, принесших славу нашему Отечеству: академик М. Ф. Глазунов, артист М. И. Царев, режиссер Н. П. Акимов, поэты Н. С. Гумилев, Н. А. Оцуп, В. А. Рождественский. При гимназии имелась церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, построенная архитектором А. Ф. Видовым в византийском стиле в виде креста в плане. 29 октября 1872 года ее освятил митрополит Исидор. Алтарь помещен в выдающейся на восток части здания четырехугольной формы с двускатной кровлей. Потолок и стены расписаны по рисункам А. Ф. Видова, а иконостас - по рисункам П. А. Монигетти. В алтаре находился престол походной церкви Екатерины I, перенесенный из сгоревшей в 1728 году Благовещенской церкви.
    В 1889 году гражданским инженером Н. В. Смирновым была произведена надстройка третьего этажа для размещения там пансиона гимназии. Ныне в здании располагаются студии городского Дома культуры.

    В царствование императора Александра III Двор мало жил в Царском Селе. Государь избрал для своего пребывания левый флигель Александровского дворца.

    Николай II, которому суждено было стать последним Российским Государем, родился в Александровском дворце. Это был его любимый дворец в Царском Селе и сюда Николай II привез в 1895 году свою невесту, принцессу Алису Гессенскую. До 1905 года Двор проводил в Царском Селе начало зимы и раннюю весну, а с этого года Александровский Дворец становится постоянным домом для царской семьи. Здесь родились четыре дочери императорской семьи. По повелению Его Величества, в 1895 году были произведены значительные переделки в Александровском дворце. В нем проходили заседания Государственного Совета и аудиенции иностранных посланников, сюда приезжали с докладами министры, с этого времени Царское Село - фактически столица царской империи.

Оранжерейная улица в районе Малой, Средней и Садовой улиц. Чётная сторона. Фото 5.04.2004 г.

Оранжерейная улица в районе Московской, Малой и Средней улиц. Нечётная сторона. Фото 22.09.2005 г.

    С 1894 года Царское Село развивается чрезвычайно быстро. К концу XIX века Царское Село представляло собой образцовый город с полным благоустройством: электрическим освещением, водопроводом, канализацией (с биологической очисткой сточных вод) и мусоросжигательной станцией. Застройка города интенсивно развивалась на северо-восток. Царское Село к началу XX века становится одним из наиболее здоровых и благоустроенных городов России.

Здание нач. ХХ века на Московской улице. Фото 7.05.2003 г.

    В это царствование на долю Царского Села выпала честь быть первым городом не только в России, но и в Европе, который полностью был освещен электричеством.
    Дворцовая электростанция была построена архитектором С. А. Данини в 1896 году на участке Царскосельского дворцового управления. Необходимость в такой постройке возникла после того, как Николай II окончательно поселился в Царском Селе. Кроме того, разрастающийся город стал ощущать нехватку мощностей небольшой городской электростанции, находившейся в Певческой башне.
    С. А. Данини построил здание неоштукатуренным в так называемом стиле английской готики, удачно вписав его в окружающую застройку. Для здания характерен высокий цоколь, рустованные наружные стены, прорезанные прямоугольными окнами на двух этажах и стрельчатыми на всю высоту здания. Готические стрельчатые окна с металлическими рамами мелкой квадратной расстекловки завершены вверху ромбовидной средневековой вязью и оформлены сандриками в стиле всей постройки. Стены венчают зубчатый парапет и шесть островерхих готических башенок, гармонирующих с ажурным металлическим ограждением кровли. Скругленный угловой фасад украшают высокое ложное готическое окно и лопатка с тремя узкими стрельчатыми окнами. Архитектурный облик постройки дополняют металлический забор и металлическая же декоративная решетка перед угловым фасадом здания. На углу мостовой у перекрестка Малой и Церковной улиц находится фонарь, декорированный деталями в архитектурном стиле постройки.

Дворцовая электростанция на углу Малой и Церковной улиц. Фото 7 мая и 21 сентября 2003 г.

    Установку внутреннего оборудования выполнил инженер Л. Шведе. Станция имела пять паровых котлов, две паровые машины в 350 лошадиных сил каждая, соединенные с генераторами переменного тока высокого напряжения в 2000 вольт, и два других турбогенератора. Техническая оснащенность новой электростанции позволяла одновременно освещать Екатерининский, Александровский и Запасной дворцы, дворцовые служебные постройки, казармы сводного пехотного полка и конвоя Его Императорского Величества, а также улицы города.

Деревянное здание на Леонтьевской улице. Фото 21.09.2003 г.

    В начале XX века интерес к древнерусской культуре с необыкновенной силой вспыхнул не только в России, но и в других странах. В период празднования 300-летия Дома Романова (1913 г.) этот интерес достиг своего апогея. По общему замыслу придворного архитектора Николая II В. Н. Максимова в Царском Селе планировалось возвести обширный архитектурный комплекс, настоящий древнерусский город, куда по замыслу Государя, должны были быть перенесены все основные государственные учреждения столицы. Органично вписанные в ландшафт, очень камерные, лишенные холодного блеска и подавляющего величия дворцов Петербурга, его здания должны были создать условия для формирования нового соборного православного мышления, облегчить преодоление сословной розни. В эти годы были возведены Феодоровский собор и Феодоровский городок, Ратная Палата, Императорский вокзал, Казачьи казармы, Офицерское собрание, церковь Кирасирского полка.

София. Кадетский бульвар. Руины Кирасирской церкви. Фото 27.06.2003 г.

    Эти постройки были практически полностью завершены к февральской революции. Но многое так и осталось на бумаге. Несколько лет назад в Музей истории Царского Села дочерьми придворного архитектора В. Н. Максимова были переданы архивные документы их отца - чертежи, архитектурные проекты, эскизы. Эти материалы подтверждают, что царскосельский ансамбль был задуман как важная часть глобальной идеологической программы, связанной с подготовкой церковной и политической реформ, которые, по мнению ряда историков, имели реставрационный, относительно петровских реформ, характер, и должны были воссоединить "Россию ХХ века с благочестивой Святой Русью наших предков".

София. Саперная ул. Казармы лейб-гвардии 3-го стрелкового полка. Фото 08.2002 г.

    В этот период большой вклад в архитектурный облик Царского Села внес архитектор Сильвио Данини, по проектам которого было возведено множество интересных зданий в различных частях города.

Дома 14 и 18 по Октябрьскому бульвару. Арх. С. Данини. Фото 5.04.2004 г.

    2 марта 1917 года Николай II отрекся от престола. Через несколько дней, вернувшись из ставки главнокомандующего, он стал арестантом в собственном дворце. Царская семья провела в заточении здесь несколько месяцев до августа 1917 года, когда была отправлена в Сибирь.
    1917-й год разрушительным вихрем пронесся над Царским Селом. И изменил всю жизнь в Царском Селе. Город превратился в один из многих провинциальных городов России. Но все сокровища дворцов были открыты для обозрения, они стали доступны для их истинного творца - народа. Задолго до окончания гражданской войны, 9 июля 1918 года, открыл свои двери как музей Екатерининский дворец. Однако, с 1919 года, после отстранения от должностей ведущих искусствоведов Детскосельских дворцов, начинается разбазаривание музейных ценностей. Но особенно большой урон музейным коллекциям принесла деятельность Экспертной комиссии, созданной в феврале 1919 года и возглавляемой А. М. Горьким. В ее функции входило комплектование Антикварного экспортного фонда из национализированных культурных ценностей для продажи их за границу. За два года работы комиссия отобрала сотни тысяч экспонатов на сумму в несколько миллиардов золотых рублей.
    Но, несмотря на все сложности и проблемы, связанные с новым историческим периодом в жизни страны, в музеях и парках города налаживается музейная жизнь. В советское время начинается период интенсивного изучения истории царскосельского ансамбля, реставрации его памятников. В 30-е годы развернулась исследовательская и экскурсионная работа, издавались очень скромные путеводители, открывались новые выставки. Впервые миллионы экскурсантов увидели сокровища русской культуры.
    В 1937 году в год 100-летия со дня гибели А.С.Пушкина город стал именоваться именем великого поэта - город Пушкин.


Пересечение Магазейной и Оранжерейной улиц.
Фото 21.09.2003 г.

Оранжерейная ул.
Фото 22.09.2005 г.

 

 


2003 г., фото А. Разумов (2002-2005 гг.) и Д. Бесараб (2003 г.)

Наш Питер. Рейтинг сайтов. Rambler's Top100
TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Рейтинг@Mail.ru

Используются технологии uCoz