ВДОЛЬ МОСКОВСКОГО ПРОСПЕКТА.

Часть 6. СРЕДНЯЯ РОГАТКА

 

 

 

    Мы выезжаем на площадь Победы, "Южные ворота города", а раньше здесь была вторая или "средняя рогатка" города, где стояли четыре столба с изображением рук, указывавших на дороги: в Москву, Петербург, Петергоф и Ригу. Площадь Победы - достойное завершение Московского проспекта и поистине торжественный въезд в город-герой.

Площадь Победы. Фото март 2002 г.

    В 1714 году на Средней Рогатке был построен одноэтажный деревянный путевой дворец, перестроенный затем в камне по проекту Ф.-Б. Растрелли, в нем в конце XVIII века открыли почтовую станцию, в народе называвшуюся "Четыре Руки". При реконструкции площади Победы (в 1971 г.) дворец был снесен.
    Сейчас площадь оформлена парадно в соответствии со своим названием и назначением. 9 мая 1975 года в день тридцатой годовщины Победы советского народа над фашистской Германией на площади Победы был открыт Монумент героическим защитникам Ленинграда. Его проект был разработан авторским коллективом в составе архитекторов С. Б. Сперанского, В. А. Каменского и скульптора М. К. Аникушина. Несомненно, ансамбль площади - это авторская работа С. Б. Сперанского, поскольку он был не только вдохновителем идей, не только руководил всеми работами, но и участвовал в проектировании и строительстве каждого фрагмента ансамбля, доводя до последовательного завершения замысел как в целом, так и в его частях. По словам самого Сперанского, "архитектура - дело коллективное. Но слово мастера - мое или не мое - первое и последнее. За мастером - идея, за ним же - ответственность и исполнение".
    Впервые вопрос о постановке монумента Победы в Ленинграде именно у въезда в город на Средней Рогатке возник в 1958 г., когда был проведен открытый конкурс на проект памятника. В этом творческом соревновании были представлены 44 проекта; первой премии был удостоен проект, выполненный авторским коллективом, в который вошли С. Б. Сперанский, П. А. Арешев, В. С. Маслов и Ю. К. Покровский. Вряд ли эта победа была случайной. Во-первых, Сперанский лучше других знал градостроительную ситуацию, "чувствовал" место, где должен появиться памятник, - ведь именно в его мастерской велось проектирование застройки Московского проспекта, логичным завершением которого и была площадь у Средней Рогатки. Во-вторых, тема победы привлекала внимание Сперанского-художника на протяжении всей его творческой жизни. В проекте, с которым Сперанский выступил на конкурсе (девиз проекта - "Прорыв" - точно выражал идею памятника), уже содержались главные элементы будущего монумента - разорванное кольцо и доминирующая высотная композиция внутри него. В том же 1958 г. Сперанский вместе с коллективом соавторов приступает к выполнению проекта планировки кварталов и площади у Средней Рогатки. Композиция площади к этому времени практически сложилась: ее центр обобщенно фиксирован монументом, восточная и западная сторона фланкированы горизонтальными объемами, обозначены протяженные дома в створе Московского проспекта и высотные башни на пересечении проспекта с площадью. В 1961 г. окончательный вариант проекта планировки и застройки въездной площади был утвержден. Так складывалась ясная и четкая архитектурно-пространственная концепция площади, уже немыслимой без её идейного и композиционного ядра - монумента. Ясно было и то, что этот памятник должен быть посвящен героическим защитникам Ленинграда: здесь, на площади у Средней Рогатки, названной в 1962 г. площадью Победы, проходил рубеж обороны города. В 1966 г. состоялся второй тур конкурса на проект монумента, на который было подано около 80 проектов. Среди трех проектов-победителей был проект С. Б. Сперанского и проект, выполненный с участием скульптора М. К. Аникушина. Прошедшие два тура конкурса показали необходимость объединения творческих усилий крупных мастеров. В созданную группу вошли Сперанский, Аникушин и архитектор В. А. Каменский, победивший в конкурсе 1942 года на проект памятника защитникам Ленинграда.
    Задуманная как торжественный въезд в город с юга, из Москвы, из аэропорта Пулково, площадь гостеприимно распахнута перед приезжающими. Это создается последовательным расширением пространств, ее формирующих: створ Московского проспекта, фиксированный 9-этажными жилыми домами и пониженными объемами торговых залов универмага "Московский", переходит в своего рода аванплощадь, образуемую стоящими параллельно друг другу 22-этажными жилыми башнями-пластинами. Перед ними - обширное пространство, с западной и восточной сторон фланкированное перекликающимися по протяженности и высотности зданиями гостиницы "Пулковская" и научно-исследовательского института.

Площадь Победы. Гостиница "Пулковская" (фото март 2002 г.) и здание НИИ (фото 6 января 2003 г.)

    Здание гостиницы "Пулковская" отличает изящество и утонченность как в целом, так и в решении деталей, как в прорисовке фасадов, так и в интерьерах. Все это ставит гостиницу в число наиболее удачных общественных сооружений начала 1980-х гг. - времени появления новых тенденций в архитектурной стилистике. Рисунок фасадов образуется сочетанием треугольных в плане (углом внутрь) светлых пилонов, идущих на всю высоту здания, и темного крупноячеистого заполнения оконных проемов. Выразительность архитектуры здания усиливается цветовым решением: авторы остановились на мягком сочетании светлого доломита, которым облицованы пилоны, и имитированных под темную бронзу наружных переплетов, выполненных из латуни.


Гостиница "Пулковская". Фрагмент фасада.
Фото 21 мая 2005 г.

"Отель женского рода".
Фото 21 мая 2005 г.

    Характерной особенностью внутренних пространств "Пулковской" является их подчеркнутая камерность, сомасштабность человеку, заботливая проработка каждой детали убранства. Строительство отеля осуществляла финская фирма "Полар". Содружество с иностранной фирмой дало в руки архитекторов немалые дополнительные возможноcти в выборе материалов и оборудования.
    Композиционное ядро площади - монумент, расположенный строго по оси Московского проспекта. Его основная образная и архитектурно-пространственная концепция сложилась к 1973 году. - разорванное кольцо и вертикально трактованный объем, увенчанный скульптурой.


Фото 21 мая 2005 г.

Фото 21 февраля 2004 г.
Площадь Победы. Монумент героическим защитникам Ленинграда

    Соотношение этих элементов много раз менялось. В окончательном варианте обелиск представляет собой чистую, лишенную декоративных деталей, архитектурную форму, а скульптурная группа помещена у его подножия.

Площадь Победы. Монумент героическим защитникам Ленинграда. Обелиск. Фото 6 января 2003 г.

    Скульптура становится основным смысловым стержнем монумента, доминирующим в его образной концепции. Скульптурная сюита, одухотворяющая пространство памятника и звучащая в абсолютной гармонии с его архитектурой, - одно из лучших произведений советского монументального искусства на тему героики Великой Отечественной войны.

Площадь Победы. Монумент героическим защитникам Ленинграда. Скульптурные группы. Фото 6 января 2003 г.

    М. К. Аникушин взял за основу достоверность и подлинность выражения образов. В них - страстная взволнованность, свойственная темпераменту художника, ясность выражения гражданской позиции. Суровое, эмоционально взволнованное повествование о подвиге жителей города, воинов Ленинградского фронта включается в архитектурную композицию памятника естественно и органично.

Площадь Победы. Монумент героическим защитникам Ленинграда.
"Разорванное кольцо" и скульптурная группа "Блокадники". Фото 6 января 2003 г.

Площадь Победы. Монумент героическим защитникам Ленинграда.
"Разорванное кольцо". Светильники и Указы о награждениях города. Фото 6 января 2003 г. и март 2002 г.

    Позднее, в 1978 г. открылся Памятный зал, в оформлении которого приняли участие А. А. Мыльников, Я. Н. Грачев, С. Н. Репин, И. Г. Уралов и Н. П. Фомин.

Площадь Победы. Монумент героическим защитникам Ленинграда. Памятный зал. Фото 6 января 2003 г.

    Сложный по замыслу, грандиозный по масштабу памятник играет важную градостроительную роль, формирует парадный въезд в город со стороны Москвы и Киева. Широкая торжественная лестница ведет к монументу, справа и слева от неё - многофигурные композиции, развернутые в направлении движения к центру мемориала, где возвышается 48-метровый обелиск, за ним - разорванное кольцо, символизирующее прорыв блокады. Два высотных 22-этажных здания, поставленные симметрично оси проспекта, создают архитектурные кулисы, а 12-этажные дома образуют переход от площади к застройке проспекта и завершают композицию ансамбля.


22-этажный жилой дом по Московскому, 209.
Фото 8 ноября 2003 г.

22-этажный жилой дом по Московскому, 224.
Фото 21 мая 2005 г.

    Проектируя площадь строго симметричной, с определенно расставленными акцентами, Сперанский задумывался и над тем, как её жестко организованное пространство будет сопрягаться с Московским и Пулковским шоссе, с межмагистральной территорией, находящейся уже за пределами города. Он предполагал, что пространство площади должно как бы раствориться в обширном зеленом массиве, который будет способствовать выявлению структурно четкой композиции площади. Однако здесь реальность разошлась с замыслом. Со стороны гостиницы "Пулковская" в 1976 - 1979 гг. появился квартал многоэтажных жилых домов, сформированных из блок-секций, создавших лишние вертикальные акценты, в какой-то степени нарушающие масштаб площади и мешающие ее целостному восприятию (арх. В. Н. Щербин и С. П. Шмаков). Удачнее решена застройка по Московскому шоссе - с восточной стороны площади, где Сперанским еще ранее были запроектированы небольшие по высоте 7- и 10-этажные жилые дома с встроенными в них учреждениями культурно-бытового назначения.


Вид на жилые дома в начале
Московского шоссе из
парка Городов-героев.
Фото 6 января 2003 г.

Жилые дома в начале
Московского шоссе.
Фото 8 ноября 2003 г.

Московское шоссе.
Памятный знак духовному
единству Питера и Москвы.
Фото 8 ноября 2003 г.

Московское шоссе.
Фрагмент знака духовному
единству Питера и Москвы.
Фото 8 ноября 2003 г.

    Ритмически развиваясь от площади в глубину улицы, они служат переходом от торжественного масштаба площади к масштабу жилой застройки, соразмерной человеку, от подчеркнуто городского, по-ленинградски регулярно организованного пространства - к просторам пригородов.

Вид от пл. Победы вдоль Московского шоссе. Фото март 2002 г.

    К югу от площади Победы на территории между лентами дорог на Москву и Киев в 1980-х гг. началось формирование парка Городов-Героев, проект его создан известным архитектором-паркостроителем А. Г. Леляковым и архитектором Е. Ф. Шаповаловой.

Парк Городов-героев. Фото март 2002 г. и 22 июня 2003 г.

    В центральной части парка в середине 1990-х годов началось строительство храмового комплекса, состоящего из 3 церквей, часовни и вспомогательных зданий.

Парк Городов-героев. Храмовый комплекс. Фото 6 января 2003 г.

    Строительство храмового комплекса на Средней Рогатке ставит своей целью восстановление ряда разрушенных культовых сооружений Санкт-Петербурга.

Парк Городов-героев. Храмовый комплекс. Фото 8 ноября 2003 г.

    Церковь св. Георгия Победоносца (архитекторы С. В. Любимов, П. Л. Зыков, архитектурная мастерская Е.Ф. Шаповаловой) возведена в честь подвига российских воинов в Великой Отечественной войне. В основании здания заложены капсулы с землей из городов-героев и мест, где проходили главные сражения Великой Отечественной войны. Здание расположено на насыпном полутораметровом возвышении. В решении фасадов учтен характер петербургской архитектуры, в нем сочетаются элементы традиционного церковного старорусского зодчества (планово-объемная композиция) и архитектура петербургского периода (шпиль, крыльцо-портик, рустованная облицовка). Небольшой купол венчает шатровый шпиль высотой 36 м. Наружные стены храма украшают мозаичные панно с изображением святых воинов. Внутреннее убранство храма - плод работы современных мастеров: художников, резчиков, вышивальщиц.
    Церковь преп. Сергия Радонежского возведена по проекту швейцарского архитектора Юстуса Дахиндена на Сергиевом острове, ее каменные ворота - точная копия храмового сооружения XIX века (ограда Георгиевского храма с. Ложголово Сланцевского района). Иконы для иконостаса расписываются по образцам храмов Троице-Сергиевской Пустыни и других северных храмов.

Парк Городов-героев. Храмовый комплекс. Сергиевская и Георгиевская церкви. Фото 8 ноября 2003 г.

    Церковь Рождества Христова в неорусском стиле, строящаяся по проекту архитектурной мастерской И. П. Люборевой, станет главным храмом архитектурного комплекса.

Парк Городов-героев. Храмовый комплекс. Церковь Рождества Христова. Фото 8 ноября 2003 г.

    Монументальностью, мастерством в применении классических элементов отличается жилой комплекс мясокомбината на Московском шоссе, 14 - 16, сооруженый в 1936 - 1941 гг. (арх. А. А. Юнгер, Н. Н. Лебедев, А. Н. Сибиряков). Соединенные арками дома образуют полукруглую площадь.

Московское шоссе, дд. 14-16. Фото март 2002 г. и 6 января 2003 г.

    К юго-западу от площади Победы, за фасадными жилыми кварталами Пулковского шоссе (1976 - 1979 гг., архитекторы В. Н. Щербин, С. П. Шмаков) расположена промышленная зона "Предпортовая". Здесь, около одноименной железнодорожной станции, несколько лет назад на средства и усилиями рабочих Рефрижераторного депо возведена православная церковь свт. Николая Чудотворца.

Станция Предпортовая. Никольская церковь. Фото 21 мая 2005 г.

    Южнее линии Дунайского проспекта вдоль правой стороны Пулковского шоссе тянутся тепличные комплексы фирмы "Лето", а с левой - жилые дома для его сотрудников и административные здания фирмы. Большинство сооружений здесь появилось в 1970-х гг. при реконструкции Пулковского шоссе.
    В ХIХ веке здесь, вдоль Киевского шоссе распологались дома немецкой Среднерогатской колонии, поставлявших горожанам молоко и молочные продукты, и сдававших дачи летом. В колонии в 1892 г. было 50 дворов с 571 душами населения, лютеранский молитвенный дом, училище. Колония была основана в 1765 г. выходцами из Бранденбурга и Вюртемберга в числе 22 семейств.
    В 1809 г. в Среднерогатской колонии по проекту Ж. Тома де Томона был установлен фонтан. Он представлял собой невысокое пирамидальное сооружение с закругленной верхней частью. Из основания верхней части ниспадали струи воды в симметрично расположенные гранитные чаши, поднятые над землей. Чаши примыкали к прямоугольному гранитному пьедесталу, служащему фундаментом всей композиции. Фасадную верхнюю часть фонтана архитектор украсил высеченной в камне маской Нептуна так, чтобы вода вытекала из его открытого рта. Со временем фонтан потерял свое практическое значение и в 1935 г. был перенесен в сквер перед западным фасадом Казанского собора.
    В 1916 - 17 гг. на Средней Рогатке колонистами была выстроена деревянная кирха, закрытая и разрушенная в 1920 - 30-х гг. Среднерогатская колония или как её чаще называли деревня Колония была полностью уничтожена в годы Великой Отечественной войны. До наших дней сохранились фруктовые деревья на Пулковском шоссе.

Пулковское шоссе. Бульвар вдоль 87-го квартала. Фото 6 января 2003 г.

        Та же участь постигла и деревню Каменку, располагавшуюся в районе нынешней железнодорожной станции Аэропорт. Это селение также украшал фонтан работы Тома де Томона - один из четырех располагавшихся прежде на шоссе. Он был сходен по композиции с описанным выше. На его вытянутом кверху фасаде кроме маски Нептуна изображены трезубец и дельфин, из пасти которого струилась вода. В 1945 г. этот фонтан перенесли в Московский парк Победы.
    Огромная территория вдоль правой стороны Пулковского шоссе за платформой "Аэропорт" занята инфраструктурой аэропорта "Пулково" и Авиагородка.
    Проектом планировки Ленинграда, разработанным в конце 20-х гг. под руководством архитектора Л. А. Ильина, предусматривалось создание в этом районе главного аэропорта Ленинграда с жилым городком (отсюда название) и вузом. Строительство Авиагородка началось в 1931 г. К лету 1941 года сооружены несколько жилых домов, общежитие, здание института инженеров ГВФ с клубом (архитекторы Г. В. Майзель, Е. В. Цейтц и др. - ныне в нём располагается Академия гражданской авиации), школа, здравпункт, магазин, служебные и производственные постройки. Большинство построек Авиагородка было разрушено в годы Великой Отечественной войны. В 1946 - 1948 гг. Авиагородок восстановлен силами треста "Аэропортстрой" (главный инженер С. И. Штейнберг). С 1960-х гг. Авиагородок стал районом массового жилищного строительства. Проект планировки и застройки его выполнил архитектор В. А. Потапов. Улицы Авиагородка с 1976 года носят названия, связанные с авиацией: Взлётная, Вертолётная, Пилотов, Стартовая, Штурманская (связывает Авиагородок с Пулковским шоссе). В Авиагородке имеются ДК, библиотека, школа, больница, поликлиника, гостиница, вычислительный центр аэропорта "Пулково".

Пулковское шоссе. Посадка авиалайнера. Фото февраль 2002 г.

        Аэропорт на юго-восточной оконечности Авиагородка был открыт для воздушных сообщений еще в 1932 году и носил название "Шоссейная" (от названия близлежащей железнодорожной станции). Авиалинии связали Ленинград с Москвой, населёнными пунктами Ленинградской области, Крайнего Севера и северо-западом страны. В 1937 - 1941 гг. по проекту архитекторов А. И. Гегелло, Н. Е. Лансере, Л. Н. Ротинова и Ф. П. Шелоумова было сооружено монументальное здание аэровокзала.
    В годы Великой Отечественной войны район аэродрома стал передним краем обороны Ленинграда. После восстановительных работ аэропорт "Шоссейная" вновь вступил в строй в 1948 г. Сейчас в этом здании расположен международный аэровокзал "Пулково-II". Здание, не удовлетворяющее современным международным требованиям, ныне находится в стадии реконструкции, по близости строятся новые корпуса и службы.

Аэропорт "Пулково-II". Фото февраль 2002 г.

    Для удовлетворения возраставшего потока внутренних грузопассажирских перевозок был построен новый комплекс зданий аэропорта и аэродромных сооружений, который был сдан в эксплуатацию в 1973 под общим названием "Пулково".
    Примечательное здание нового аэроворкзала, расположенное в паре километров к югу от старого аэропорта построено по проекту архитекторов Ж. М. Вержбицкого, Г. М. Вланина и А. В. Жука, инженеров С. М. Кузьменко и др. Это - одно из лучших по объемно-пространственному и конструктивному решению сооружений 1970-х годов в стране. Образ здания определяют пять световых фонарей-конусов.
    На противоположной стороне шоссе в последние годы возводятся цеха различных транснациональных корпораций легкой и пищевой промышленности. Среди них действуют производства "Coca-Cola", "Wrigley Spearment", "Gilette". Цеха выделяются европейским дизайном, яркой окраской фасадов, аккуратностью прилегающей территории.

Пулковское шоссе, 16-й км. Завод "Кока Кола" и верстовой столб XVIII века. Фото февраль 2002 г.

 

<< В начало < На предыдущую

 

        Фото южной оконечности района -Пулковских высот представлены в разделе "Пригороды Петербурга".

 


2004 г., фото А. Разумов (2001...2004 гг.)

 

 

Наш Питер. Рейтинг сайтов. Rambler's Top100
TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Рейтинг@Mail.ru

Используются технологии uCoz