ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНЫЕ МЕСТА БОЛЬШОЙ
ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГИ.
г. ПЕТЕРГОФ. ДВОРЦЫ И ФОНТАНЫ
Часть 2. Нижний парк - у Монплезира
При написании комментариев использован текст книг С. Б. Горбатенко "Петергофская Дорога. Историко-архитектурный путеводитель." и Д. А. Кючарианц и А. Г. Раскина "Сады и парки дворцовых ансамблей Санкт-Петербурга и пригородов".
По оси двухкилометровой Марлинской аллеи на восточной и западной
границах центрального ансамбля устроены два фонтана, одинаковые по своему
оформлению. В восьмигранных гранитных бассейнах посреди шестнадцати
веерообразных мощных струй, вырывающихся из груды туфа, стоят мраморные статуи
Адама и Евы. Статуи выполнены венецианским скульптором Джованни Бонацца в 1718
г. Предположительно это "вольные копии" с оригинала А. Рицци, скульптора XV
века, украшавшего Палаццо венецианских дожей. Доставленные в Россию скульптуры
были сначала установлены на пьедесталах на пересечении Марлинской аллеи с
другими аллеями. И лишь в 1722 г. скульптура Адама заняла свое место в
специальном фонтанном бассейне, сооруженном по проекту Н. Микетти под
руководством архитектора И. Браунштейна и гидротехника Суалема.
Шестнадцать наклонных струй, преломляясь крупными брызгами, образуют
на поверхности восьмигранного фонтанного бассейна кипящие буруны. Фонтан
помещен на площадке, от которой лучами расходятся восемь аллей, благодаря чему
один и тот же фонтан многократно виден в их перспективе.
После незначительных переделок в середине XVIII в. облик фонтанов в течение XIX - XX столетий не менялся. Из всех фонтанов парка лишь в этих двух сохранилась скульптура Петровской эпохи. Фонтаны "Адам" и "Ева" являются уникальными памятниками начальной поры строительства Петергофа.
Система аллей, расходящихся от этих фонтанов в разные части парка, образует две звезды. Самая длинная из этих аллей - Марлинская, протяженностью два километра - пересекает весь Нижний парк.
Ансамбль восточной части Нижнего парка расположен к востоку от
фонтана "Адам" и по территории является самым обширным. Своеобразие композиции
обусловлено соединением множества малых ансамблей, включающих сады,
архитектурные сооружения, фонтаны и скульптуру. Все это многообразие как бы
нанизано на ось восточной части парка, которой является Монплезирская аллея.
Она соединяет дворец Монплезир, стоящий на берегу залива, с каскадом Драконов
("Шахматная гора"), расположенным на склоне у южной границы парка.
Первым из упомянутых малых ансамблей является Монплезирский ансамбль,
который включает дворец Монплезир, морскую террасу, восемь зданий различного
предназначения, два сада и ряд фонтанов.
Дворец Монплезир (фр. mon plaisir - мое удовольствие) построен в период
1714 - 1723 гг. Место строительства - на самом берегу Финского залива, чтобы
видеть проходящие корабли, - по преданию, определил сам Петр I. Перед северным
(морским) фасадом Монплезира устроена Морская терраса, выстланная голландским
кирпичом. Каменная балюстрада ограждает террасу и весь Монплезирский мыс.
Отсюда открывается великолепный вид на залив, на Кронштадт и его форты. Находясь здесь, с легкостью можно представить, как Петр I наблюдал за многопушечными фрегатами молодого русского флота, входившими под всеми парусами в Кронштадтскую гавань.
На западной стороне террасы у самого берега стоит медная статуя владыки морей Нептуна - первая русская декоративная садово-парковая скульптура, отлитая в 1716 году по рисунку самого Петра I на московском литейном дворе. Она еще раз подчеркивает, что дворец Монплезир - своеобразный памятник победе, одержанной Россией в борьбе за выход к морю.
Замысел и первоначальная разработка проекта дворца приписывается архитектору А. Шлютеру, работами руководили архитекторы И. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти. Средняя часть здания - "палатка", выделяющаяся шатровой крышей, - построена в 1714 - 1716 годах. Впоследствии к ней прибавили галереи, заканчивающиеся небольшими павильонами со световыми фонариками. Застекленные аркады галерей придают зданию легкость и прозрачность. С северной (обращенной к морю) стороны галереи украшены пилястрами и полуциркульными нишами.
Общая протяженность южного фасада около 73 м. В декоративном
оформлении Монплезира чувствуется влияние голландской архитектуры XVIII в. В
отделке фасадов дворца использована фактура и естественный цвет кирпича, из
которого сложены стены. Это наиболее ранняя дворцовая постройка на территории
Нижнего парка. Небольшой одноэтажный дворец с высокой шатровой крышей
отличается удивительной легкостью и ясностью пропорций.
Внутренняя планировка дворца проста и рациональна. В центральной
части расположен Парадный зал, к которому примыкают с каждой стороны по три
помещения: с западной стороны - Секретарская, Спальня, Морской кабинет Петра I;
с востока - Китайский кабинет, Кухня и Буфетная. Монплезир стал первой
картинной галереей в России: здесь была размещена купленная Петром I большая
коллекция картин голландских и фламандских художников XVII - начала XVIII в.
Эта коллекция стала основным элементом декоративного убранства люстгаузов
("люстгауз" - веселый домик) и двух галерей, соединяющих их с
центральным корпусом дворца.
Из зданий, входящих в Монплезирский ансамбль, следует отметить Банный
корпус (1866 г., архитектор Э. Ган), в котором сейчас проводятся различные
выставки; Ассамблейный зал, переделанный Растрелли из Поваренных палат (1748 г.)
и Екатерининский корпус, который служил для пребывания высочайших особ.
Монплезир. Банный корпус. Фото 21 августа 2005 г. |
Монплезир. Банный корпус и Китайский садик. Фото 21 августа 2005 г. |
Екатерининский корпус сооружен в 1747 - 1754 годах по проекту архитектора Б.-Ф. Растрелли. Именно отсюда летом 1762 года будущая императрица Екатерина II отправилась в Петербург, где возглавила переворот, свергнувший с трона ее супруга Петра III.
Пожалуй, самым красивым помещением Екатерининского корпуса является Желтый зал, отделанный архитектором Дж. Кваренги в 1785 - 1786 годах.
С южной стороны дворца разбит парадный Монплезирский сад с фигурными цветниками и фонтанами. Cад разбит в 1718 году садовым мастером Л. Гарнихфельтом. В 1721-1723 годах по наброскам Петра I и архитектора Н. Микетти в саду устроен фонтан "Сноп", центральная струя которого, взлетающая на 4,5 метра, окружена двадцатью четырьмя наклонными струями, расположенными в два яруса. Это придает рисунку струй сходство с осыпающимся снопом.
В центре каждого из четырех цветников, окружающих "Сноп", находятся фонтаны-колоколы, сооруженные в 1723 году. Свинцовые статуи фонтанов-"Колоколов" в 1817 г. были заменены бронзовыми, отлитыми по моделям известного скульптора И. Мартоса, это - "Психея", "Вакх", "Фавн" и "Аполлино". Вода, выходя в узкую щель, окружающую подножие статуи, соскальзывает по грибовидному завершению пьедестала, образуя прозрачные, тихо звенящие колокола. В годы Великой Отечественной войны статуи были спасены.
Вторым садом этого ансамбля является Китайский садик, который, в отличие от регулярного Монплезирского, устроен в пейзажном стиле в 1866 году садовым мастером Ю. Бальтазаром. Он был спроектирован Э. Ганом в 1866 г. по образцу японо-китайской ландшафтной архитектуры с характерными для нее вьющимися дорожками, извилистым ручейком и перекинутыми через него горбатыми мостиками.
В центре садика расположена искусственная горка с расположенной на ее вершине скульптурой "Амур и Психея" (копия с работы Кановы). В садике установлены фонтаны "Раковина" и "Ваза" - последние фонтаны, которые были установлены в Нижнем парке. Сад и фонтаны восстановлены в 1956 г.
Южнее Монплезирского ансамбля до Марлинской аллеи расположен Менажерейный сад с фонтаном "Солнце" и двумя павильонами "Вольер" XVIII в. История создания фонтана "Солнце" восходит к петровским временам. В 1718 - 1719 годах в восточной части Нижнего парка по проекту Ж.-Б. Леблона был создан большой водоем для лебедей и другой водоплавающей птицы. Пруд получил название Менажерейного, так как находился на территории Менажерии - зверинца. В 1721 - 1723 гг. в центре пруда под руководством И. Браунштейна и П. Суалема был сооружен фонтан, проект которого исполнил Н. Микетти. При его сооружении Петр I неоднократно давал указания, внося изменения в проект и по праву может считаться соавтором создателей этого фонтана. В первозданном виде фонтан просуществовал около 50 лет. Потом он неоднократно видоизменялся. При создании императорской купальни в 70-ые годы XVIII века, архитекторы Ю. Фельтен и И. Яковлев соорудили новый фонтан "Солнце", назначением которого было обрызгивать купающихся. На цилиндрическом постаменте установлена бронзовая вращающаяся колонна, завершенная золочеными параллельно скрепленными дисками со 187 отверстиями в их ребрах, из которых подобно лучам солнца бьют фонтанные струи. Под этим водяным солнцем "греются" шестнадцать дельфинов, также выбрасывающих искрящиеся струи воды. В 1926 году высокие стены купальни были разобраны и фонтан, расположенный посреди большого бассейна (70х30 метров), предстал перед посетителями парка. Два позолоченых бронзовых диска с отверстиями по внешнему краю, из которых вырываются струи, напоминающие лучи, укреплены на высоком стержне. В круглом постаменте, украшенном туфом и шестнадцатью водометами-дельфинами, скрывается водяное колесо, благодаря чему фонтан может вращаться. Фонтан "Солнце" - редкий образец движущихся водометов, приводящийся в движение водяным колесом (турбиной) через зубчатую передачу, - был реставрирован в 1956 году. Вода на турбину фонтана подается по специальной магистрали.
По сторонам бассейна фонтана "Солнце" расположены уникальные памятники деревянного зодчества первой четверти XVIII века - два вольера-птичника.
В этих павильонах размещались клетки с птицами: канарейками, соловьями, цветистыми попугаями и экзотическими колибри.
На пересечении Монплезирской и Марлинской аллей расположен памятник Петру I работы скульптора М.М. Антокольского. Это первый из серии памятников Петру работы Антокольского, где император изображен в треуголке и в мундире Преображенского полка с Андреевской лентой, во множестве установленных в разных городах России. Он появился в Нижнем парке в 1884 году.
На Монплезирской аллее, идущей от Монплезира к каскаду "Шахматная
гора", расположены фонтаны-шутихи.
Фонтан-шутиха "Елочки" - три металлических деревца, из веток которых,
брызжут струи воды - создан в 1784 г. фонтанными мастерами Ф. Стрельниковым и И.
Кейзером.
Неподалеку на островке, окруженном узком ручьем, расположен фонтан "Дубок". Под ним - пять пять фонтанчиков в виде разноцветных тюльпанов. Рядом с фонтаном стоят два диванчика, из-за спинок которых внезапно поднимаются струйки воды. "Дубок" создан в 1735 г. скульптором Б.-К. Растрелли для Верхнего сада. В 1802 г. Ф. Стрельников установил его на нынешнем месте, изменив его вид (заменив золоченые листья на натурально окрашенные) и окружив его тюльпанами и диванами.
Одна из популярных петергофских шутих - "Зонтик". Массивный столб поддерживает широкую ярко-зеленую кровлю и увенчанную резным расписным "цветком". Посетитель, присев в кресло, неожиданно оказывается посреди водяного шатра из 164 струй, бьющих по краю "зонта". "Зонтик" появился в Нижнем парку в 1796 г. как дань моде на "китайские" постройки. Его созданием занимались архитектор Ф. Броуэр и фонтанный мастер И. Кейзер. В конце XIX века кровле фонтана придали облик грибка-мухомора.
Пройдя еще немного по Монплезирской аллее, мы оказываемся на ее участке, именуемом "Водяной дорогой" - по сторонам аллеи здесь расположены трубки, из которых в определенное время вырываются струйки воды, "освежая" ничего не подозревающих прогуливающихся посетителей парка.
Вдоль Монплезирской аллеи установлено большое количество мраморной скульптуры.
|