ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНЫЕ МЕСТА БОЛЬШОЙ ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГИ.

г. ПЕТЕРГОФ. ДВОРЦЫ И ФОНТАНЫ



Часть 4. Нижний парк. Эрмитаж и Львиный каскад

 

При написании комментариев использован текст книг С. Б. Горбатенко "Петергофская Дорога. Историко-архитектурный путеводитель." и Д. А. Кючарианц и А. Г. Раскина "Сады и парки дворцовых ансамблей Санкт-Петербурга и пригородов".

 

    Фонтан "Ева", расположенный симметрично Адаму по отношению к Морскому каналу, был открыт уже после смерти Петра I, в 1726 году. Он сооружен на западной границе центрального ансамбля под руководством архитектора Т. Усова. Императрица Екатерина I, поддерживая мнение о Петре как великом преобразователе России, желала подчеркнуть и свою причастность к его реформам. И если Адам аллегорически изображал царя-преобразователя, который "произвел россов от небытия к бытию", то Ева - первая женщина на Земле - символизировала императрицу Екатерину.

Нижний парк. Фонтан "Ева". Фото 25 июля 2003 г.

    После незначительных переделок в середине XVIII в. облик фонтанов в течение XIX - XX столетий не менялся. Из всех фонтанов парка лишь в этих двух сохранилась скульптура Петровской эпохи. Фонтаны "Адам" и "Ева" являются уникальными памятниками начальной поры строительства Петергофа.

Нижний парк. Фонтан "Ева". Фото 21 августа 2005 г.

    Система аллей, расходящихся от этих фонтанов в разные части парка, образует две звезды. Самая длинная из этих аллей - Марлинская, протяженностью два километра - пересекает весь Нижний парк.

Нижний парк. Марлинская аллея. Фото 25 июля 2003 г.

    Павильон Эрмитаж (Хижина уединения) расположен в западной части Нижнего парка, подобно Монплезиру, на самом берегу залива. Местоположение, планировка и оформление здания были предопределены его назначением - это были личные апартаменты царя и его ближайшего окружения.
  Здание опоясано рвом, наполненным водой, берега рва облицованы кирпичом и окаймлены профилированным поребриком из светлого камня. Когда-то преодолеть ров можно было только по подъемному мосту - таким образом, в Эрмитаж допускали только желанных гостей.

Нижний парк. Берег залива у Эрмитажа. Фото 25 июля 2003 г.

    Здание Эрмитажа было сооружено в 1721-1725 годах по проекту архитектора И.Браунштейна. Углы и простенки здания украшены рустами и пилястрами коринфского ордера. На средних частях морского (северного) и паркового (южного) фасадов выделяются полукруглые фронтоны и балконы с ажурной орнаментальной решеткой. Окна и двери с мелкой остекловкой делают павильон прозрачным и воздушным.

Нижний парк. Эрмитаж. Фото 21 августа 2005 г.

    В первом этаже здания - шесть маленьких комнат, в самой большой из которых была устроена "ручная машина" - подъемник для центральной сервированной части стола и подставок для блюд, выполненный из орехового дерева. На втором этаже павильона расположен столовый зал, в центре которого - сервированный на 14 персон обеденный стол. Здесь представлена коллекция дельфтского фаянса и русского художественного стекла XVIII века. В 1759 году Б.-Ф.Растрелли украсил стены зала живописными полотнами, разделив их по моде того времени золочеными рейками (так называемая шпалерная развеска). В залах петергофского Эрмитажа хранится 124 картины, принадлежащие кисти европейских художников ХVII-XVIII веков, среди них - картина неизвестного русского художника "Полтавская баталия".
  Петергофский Эрмитаж стал образцом всех русских Эрмитажей XVIII века, построенных в окрестностях Петербурга и в подмосковных парках. Разрушенный в годы второй мировой войны павильон был восстановлен в 1952 году - первым из музеев Петергофа.

Нижний парк. Эрмитаж. Фото 25 июля 2003 г.

    Перед павильоном расположен Львиный каскад, созданный архитектором А. И. Штакеншнейдером в 1853 г. Каскад имеет вид открытого греческого храма. Четырнадцать колонн из серого сердобольского гранита, соединенные по верху общим антаблементом, составляют три его стороны. Между колоннами бьют фонтаны из мраморных ваз. Падающая вода изливается через бронзовые маскароны в наружный и внутренний бассейны, а оттуда уже падает полукруглым каскадом.

Львиный каскад. Фото 21 августа 2005 г.

    Посреди внутреннего бассейна, на возвышении из гранитных камней, поставлена бронзовая фигура нимфы Аганиппы работы Ф. Толстого.


Львиный каскад. Фигура Аганиппы.
Фото 25 июля 2003 г.

Львиный каскад. Фигура Аганиппы.
Фото 21 августа 2005 г.

    Вода падает из ее кувшина и разбивается в брызги о гранитные камни подножия. С боков каскада поставлены два бронзовых льва, выбрасывающих из пасти воду в боковые бассейны.


Львиный каскад. Фигура льва.
Фото 25 июля 2003 г.

Львиный каскад. Фигура льва.
Фото 21 августа 2005 г.

    Каскад был уничтожен во время войны. Восстановление его закончено в 2000 году.

Львиный каскад. Фото 25 июля 2003 г.

Аллея у Львиного каскада. Фото 21 августа 2005 г.

    Недалеко от Львиного каскада в 1844-1847 гг. была установлена мемориальная скамья-памятник великой княгине Александре Николаевне. Авторы этого сооружения из розового мрамора - архитектор А. Штакеншнейдер и скульптор М. Витали.

Скамья-памятник вел. княгине Александре Николаевне.
Фото 21 августа 2005 г.

На аллеях парка.
Фото 21 августа 2005 г.

    Между Львиным каскадом и Большим дворцом посреди зеркала Песочного пруда находится фонтан "Китовый". Он был сооружен в 1739-1740 гг. по проекту И. Бланка, И. Давыдова и К. Оснера. В центре помещалась вырезанная из дерева семиметровая сказочная "рыба-кит", по сторонам - свинцовые "морские быки". В 1799 г. обветшавший скульптурный декор был снят и Ф. Стрельников создал фонтан, который сохранялся до 1885 г. Длительное время бассейн не был украшен ничем. лишь в 1963 году фонтан возобновили.

Песочный пруд и фонтан "Китовый". Фото 21 августа 2005 г.

Песочный пруд. Лебеди. Фото 21 августа 2005 г.

 

 

 

Верхний сад и Большой дворец << Следующая точка на Петергофской дороге: >> Колонистский парк

 


2003 г., фото А. Разумов (2003 г.)

Наш Питер. Рейтинг сайтов. Rambler's Top100
TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Рейтинг@Mail.ru

Используются технологии uCoz