г. ПУШКИН (ЦАРСКОЕ СЕЛО).

ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК.



Часть 3. Собственный садик, Большой и Верхние пруды.

 

 

    Пейзажная часть Екатерининского парка, или, как ее называли, Английский сад, занимает участок в форме сектора, границами которого служат Рамповая аллея и Подкапризовая дорога. К пейзажной части относятся и берега Большого пруда, которые потеряли регулярный характер в 1770-е годы, и район парка, расположенный к западу от пруда до аллеи, служащей продолжением Рамповой аллеи до Гатчинских ворот.

Пруды, мостики и каскады Английского сада. Фото 5.04.2004 г.

    К 1770-м годам эта территория парка еще не была освоена, поэтому, когда появилась потребность в создании пейзажного сада, выбор пал на нее. Общую планировку сада разработал В. И. Неелов, посадками деревьев занимался садовый мастер И. Буш, расчеты по водному снабжению сада произвел, очевидно, постоянно работавший с В. И. Нееловым инженер И. К. Герард. Перед южным фасадом Екатерининского дворца был устроен Большой луг (длиной более 200 метров) с пейзажными дорожками по сторонам.


Большой луг.
Фото 5.04.2004 г.

Большой луг.
Фото 25.04.2005 г.

Большой луг.
Фото 25.04.2005 г.

    C правой стороны от пандуса Камероновой галереи напротив Зубовского корпуса Екатерининского дворца находится Кагульский обелиск.

Кагульский обелиск. Фото 5.04.2004 г.

    Это первый монумент Царского Села, поставленный в память побед России в войне с Турцией в 1768 - 1774 годах. Он сооружен архитектором Антонио Ринальди в 1771 - 1772 годах в честь знаменательной победы русских войск 21 июля 1770 года на реке Кагул (приток Дуная) в Молдавии.
    Надпись на бронзовой доске гласит: "Под предводительством генерала графа Петра Румянцева Российское воинство числом 17 тысяч обратило в бегство до реки Дуная турецкого визиря Галиль-Бея с силою полторастатысячною". Вкравшаяся в надпись ошибка, уменьшившая количество русских воинов с 38 до 17 тысяч не умаляет ни достоинства обелиска, ни величия подвига русских витязей.
    Самый лаконичный и строгий из всех царскосельских памятников славы, он привлекает изяществом пропорций и красотой материала - темно-серого мрамора с белыми устремленными вверх прожилками. Как всегда, Ринальди применил в пьедестале и стволе обелиска разноцветные мраморы в сочетании с красным гранитом двухступенчатого стилобата и цоколя. Высота памятника - 10,6 метра.
    В 1856 году значительная часть Английского сада, включая Большой луг, остров с Концертным залом, была отгорожена невысокой чугунной решеткой и тремя воротами с бронзовыми золоченными украшениями, отлитыми по рисункам архитектора И. Монигетти, и стала называться Собственным садиком. В 1865 году архитектор А. Ф. Видов разбил на месте открытого луга у Зубовского корпуса сад с фонтаном и цветником. Большой фонтан с восьмигранным бассейном и высокой вазой изготовлен из каррарского мрамора на Петергофской гранильной фабрике по рисунку Видова скульптором Ф. Ботта. Он стал композиционным центром сада; вокруг фонтана создали живописные цветники, извилистые дорожки; садик украсила скульптура.
    В 1866 году в Собственном садике по проекту Видова была сооружена из серого "бременского камня" (песчаника) дугообразная пергола - веранда в итальянском стиле. Она окончательно закрыла перспективу от Зубовского корпуса на Кагульский обелиск и остров с Концертным залом и разделила Большой зеленый луг на две части.

Пергола у Кагульского обелиска. Фото 5.04.2004 г.

    Собственный садик интересен как пример планировки и устройства придворцовых интимных садов середины XIX века. Он эклектичен по своему типу, так как сочетает элементы регулярного и пейзажного характера. Садик в значительной мере нарушил композицию и художественную целостность пейзажной части парка.
    В 1930 году в Собственном садике была расставлена мраморная скульптура, спасенная в годы Великой Отечественной войны и в настоящее время находящаяся в садике: две копии "Танцовщиц" А. Кановы начала XIX века, "Зефир" В. Бродзского и "Нимфа" П.Забелло.
    Вечерний зал - павильон, стоящий вблизи границы Екатерининского и Александровского парков, рядом с Подкапризовой дорогой.

Вечерний зал. Фото 5.04.2004 г.

    Строительство павильона, начатое в 1796 году И. В. Нееловым, было прервано при Павле I и возобновилось лишь в 1806 году по измененному проекту, который составили П. В. Неелов и Л. Руска. Павильон получил типичные позднеклассические черты с характерным тяготением к широкой глади стен, оживленной скульптурой. Четырехколонный ионический портик с высоким аттиком выделил центральную часть лицевого фасада. Стены по сторонам портика обработаны тонким "французским" рустом; по сторонам окон на невысоких пьедесталах установлены кариатиды, поддерживающие прямые тяжелые сандрики большого выноса.

Вечерний зал. Кариатиды. Фото 5.04.2004 г.

    Вечерний зал состоит из прямоугольного Большого зала и двух небольших кабинетов по сторонам. Стены Большого зала были облицованы искусственным мрамором, утраченным в годы Великой Отечественной войны; в их верхней части художник-декоратор Ф. Щербаков написал живописный фриз. На нем на фоне паркового пейзажа изображены олени и амуры на колесницах. От бывшего живописного убранства сохранился плафон центрального зала, реставрированный после Великой Отечественной войны. Сейчас в павильоне расположен выставочный зал.
    На острове, образованном сетью каналов, на который можно попасть по железному мостику с покрытием из чугунных плит, расположен Концертный зал, почти совсем закрытый деревьями и кустами.

Концертный зал. Фото 5.04.2004 г.

    Концертный зал, построенный в 1782 - 1788 годах - одна из ранних работ архитектора Дж. Кваренги в России и лучшее парковое сооружение строгого классицизма. Сам автор назвал его "залом для музыки с двумя кабинетами и открытым храмом, посвященным богине Церере". До 1788 года павильон называли Храмом Дружбы, а затем - Музыкальным, или Концертным залом, предназначавшимся для летних камерных концертов.
    Концертный зал строгой кубической формы с изысканными пропорциями украшен двумя портиками, примыкающими к фасадам с противоположных сторон. Со стороны, выходящей на пруд, портик - четырехколонный. Портик с северо-западной стороны более парадный, в виде образованной полукруглой нишей на фасаде и колоннадой, выступающей на крыльцо, ротонды, увенчанной невысоким сферическим куполом.

Концертный зал. Фото 08.2002 г.

    В портике за колоннадой в нишах стояли аллегорические статуи, а над ними помещены лепные барельефы на сюжеты античных мифов, посвященные искусству и музыке. "Аполлон, играющий на лире перед Церерой" и другие. На противоположном фасаде барельеф в портике посвящен герою древнегреческого мифа - музыканту Орфею. Барельефы исполнены скульптором М. И. Козловским. Оконные проемы здания не имеют обрамления и просто врезаны в гладь стен. Плоскости стен подчеркнуты вверху рельефной полосой фриза с гирляндами и букранионами (изображениями бычьих черепов), идущего по всему периметру павильона.
    Внутри павильона имеются центральный зал и два небольших кабинета, отделенных от него прямыми арками, имеющие разнообразное декоративное убранство. Интерьер помещений решен в приемах строгого классицизма. Стены, расчлененные пилястрами и отделанные искусственным розовым и серым мрамором, украшены живописными панно и рельефными медальонами в торцевой части большого зала. Плафон потолка в зале расписан изображениями героев античной мифологии, а в пол вмонтирована подлинная древнеримская мозаика конца II - начала III века "Похищение Европы". Мозаика изображает известный миф о похищении Европы Зевсом, превратившимся в быка. Черная фигура быка и полуобнаженной женщины с развевающимся над головой покрывалом выделяются на белом фоне мозаики, в углах которой изображены морские чудовища с рыбьими хвостами. Центральная композиция обрамлена фризом с изображением цветов лотоса. В простенках у пилястр стояли копии античных бюстов. В отделке восточного и западного кабинетов также использованы античные мотивы: один из кабинетов украшают четыре барельефа работы скульптора К. Альбани - аллегории архитектуры, живописи, скульптуры и науки, другой кабинет - живописные панно со сценами жертвоприношения. Все архитектурно-художественное убранство Концертного зала показывает увлечение античным искусством, характерное для классицизма.
    Павильон будет в перспективе отреставрирован и откроется для посетителей.

Вид с Рамповой аллеи на Концертный зал. Фото 25.04.2005 г.

    Вблизи Концертного зала среди деревьев скрывается небольшая восьмиугольная беседка, так называемая Кухня-руина. Это небольшое здание, задуманное Д. Кваренги как развалина античного храма, решенное в виде маленького павильона с искусно выполненными "следами времени" - трещинами, утратами кладки и штукатурки, было служебным помещением при Концертном зале.

Кухня-руина. Фото 5.04.2004 г.

    В плане Кухня-руина - круглая, усложненная двумя прямоугольными выступами. Криволинейные части фасада между выступами обработаны колоннами. Вход в павильон оформлен в виде полуциркульной ниши, в глубине которой помещена дверь. В верхней части стен и в промежутках между колоннами установлено шесть гипсовых барельефов, отлитых скульптором К. Альбани. Барельефы намеренно повредили, чтобы придать им характер глубокой древности. Для внешнего оформления павильона Кваренги использовал привезенные из Италии подлинные детали античной архитектуры: отдельные колонны, мраморные капители, куски фриза и карнизов с высеченными гирляндами. Имитация разрушенного древнего сооружения выполнена необычайно умело.
    Недалеко от Концертного зала на узком месте, выдающемся в озеро, стоит Скрипучая беседка - павильон, относящийся к большой группе парковых сооружений, возведенных в псевдокитайском стиле, появившемся в европейском декоративном искусстве второй половины XVIII века.

Концертный зал и Скрипучая беседка. Фото 5.04.2004 г.

    Главная задача, которую ставили перед собой архитекторы, исполнявшие проекты "китайских" парковых сооружений, заключалась в создании затейливых построек экзотического вида. Так поступил в данном случае Ю. М. Фельтен, по проекту которого И. В. Неелов вел строительство беседки в 1778 - 1786 годах.
    Павильон с причудливо загнутыми краями кровли, необыкновенным рисунком решеток, украшенный драконами и оригинально разрисованный, органично вписывается в окружающий пейзаж. Павильон вытянут в продольном направлении, т. к. расположен на узком перешейке между двумя прудами. Композиция павильона построена по принципу ступенчатого увеличения объемов. В плане беседка представляет собой трехчастное сооружение. К центральному овальному купольному залу примыкают два меньших по размеру зала, почти квадратные в плане. В решении фасада наиболее сложна средняя трехъярусная часть. Над изогнутой кровлей первого яруса возвышается смотровая площадка - открытый бельведер, окруженный двенадцатью столбами, поддерживающими плоское покрытие.

Скрипучая беседка. Фото 08.2002 г.

    Скрипучая беседка имеет два входа, решенные в виде прямоугольных выступов, оформленных с трех сторон открытыми полуциркульными арками: один вход расположен с западной стороны, другой - с восточной. Двери этих входов были декорированы "китайской" орнаментальной резьбой и росписью.
    На третьем ярусе расположена небольшая декоративная беседка. Ее металлические столбики завершает шатровая кровля, увенчанная длинным флагштоком с флюгером в виде китайского знамени, вырезанным из жести.
    Флюгер вращается со скрипом - отсюда утвердившееся название павильона. Боковые части находятся ниже центрального объема и завершаются беседками на четырехгранных столбах. Обе боковые беседки увенчаны флюгерами и повторяют, в упрощенной форме, завершение центрального объема.

Скрипучая беседка. Фото 5.04.2004 г.

    Необычны были для русской архитектуры мотивы, которые применил Фельтен в декоративном убранстве павильона: фигурные очертания окон и дверей, загнутые концы крыш, голубая и красная окраска их свешивающихся частей, роспись кровли под чешуйчатую черепицу, основания и завершения пилястр в виде облицовки мелкими камнями, вырезанные из дерева мастером П. Брюлло и ярко раскрашенные и позолоченные фигуры извивающихся драконов на углах кровли. Стены павильона снаружи были расписаны под цветной мрамор. Внутри стены были отделаны искусственным мрамором с росписью и лепкой по китайским мотивам. Из китайской архитектуры был заимствован и мотив горок из камня у основания пилястр, расположенных по углам центрального объема.
    В XIX - начале XX века Скрипучая беседка утратила роспись стен под мрамор и лишилась многих декоративных деталей. В 1954 - 1956 годах беседка была реставрирована, роспись вновь возобновлена (по проекту художника А. Трескина), заново выполнены фигуры драконов: павильону была возвращена былая затейливость и красочность.

Скрипучая беседка. Фото 5.04.2004 г.

    От главного входа по откосу берега спускается к воде великолепная гранитная лестница из 12 ступеней в виде постепенно расширяющихся полукружий. Вблизи беседки, через проток пруда перекинут легкий мостик. Рисунок его решеток и яркая раскраска тоже созданы по мотивам китайского искусства.
    В южной части Екатерининского парка находится один из его красивейших искусственных водоемов. Из-за значительных размеров (площадь 16 гектаров, глубина до 2,5 м) пруд часто называют озером.

Большой пруд. Фото 5.04.2004 г.

    Первоначально здесь был небольшой пруд, образованный мельничной запрудой на реке Вангазья. В 1720-х годах он был расширен и получил форму шестиугольника. Берег пруда укрепили, а дно углубили и местами вымостили камнем. В центре пруда был устроен искусственный остров. Аллеи, проложенные по берегам пруда, павильоны Грот и Катальная горка, один спуск которой был подведен к "Залу на острову", превратили Большой пруд в главный элемент парковой композиции.

Большой пруд. Фото 25.04.2005 г.

    Воды Виттоловского водовода, поступившие в Большой пруд в 1749 году, позволили увеличить его площадь. Автором существующей планировки Большого пруда можно назвать архитектора В. И. Неелова, по проекту которого в 1774 году берегам водоема были приданы естественные очертания и сделаны искусственные островки, полуостровки, соединенные с прудом протоки; пруд стал композиционным центром нового ансамбля. Искусно подобранная растительность делает его берега необыкновенно живописными, особенно осенью, когда каждое дерево приобретает свою окраску.

Большой пруд. Фото 10.2001 г.

    В центре Большого пруда возвышается 25-метровая Чесменская колонна из олонецкого мрамора, выполненная по проекту архитектора А. Ринальди в 1771 - 1778 годах.

Чесменская колонна. Фото 5.04.2004 г.

    Это - самый значительный из "столпов славы", созданных Ринальди. Колонна сооружена в 1771 - 1778 годах в честь победы в морском сражении над флотом "блистательной Порты". 24 июня 1770 года под предводительством графа А. Орлова и адмирала Г. Спиридова 10 российских военных кораблей и 7 фрегатов разбили и обратили в бегство турецкого капитана-пашу Жефир-Бея, у которого было 1б линейных кораблей и более 100 фрегатов, галер, бригантин и мелких судов. Сражение это произошло в Хиосском проливе и явилось преддверием Чесменского боя 26 июня, определившего исход русско-турецкой войны 1768 - 1774 гг., в результате которого под командованием контр-адмирала С. Грейга был сожжен весь турецкий флот. В ноябре 1770 года русский отряд, находившийся в Средиземном море, занял с помощью флота остров Митилены. Неприятель был обращен в бегство, остатки морских сил Турции были уничтожены. В честь этих грандиозных сражений императрица Екатерина II решила воздвигнуть монумент. Таким образом, Чесменская колонна стала памятником трех побед: Хиосской, Чесменской и Митиленской.

Большой пруд, Чесменская колонна. Фото 08.2002 г.

    Возведение колонны велось параллельно с углублением и изменением очертаний Большого пруда. Архитектор удивительно верно выбрал масштаб сооружения и его местоположение. Памятник покоится на гранитном стилобате в виде усеченной пирамиды, облицованной серым гранитом, поднимающейся прямо из воды. По центру ее восточной стороны расположена полуциркульная арка, забранная решеткой, за которой в теле стилобата находится каменная лестница, ведущая к пьедесталу колонны.
    Пьедестал из синего с разводами мрамора покоится на базе, состоящей из двух прямоугольных частей: нижней из красного гранита и верхней из красного мрамора. На трех сторонах пьедестала размещены бронзовые барельефы, изображающие вышеописанные морские баталии. С южной стороны пьедестала прикреплена мраморная доска, на которой изложена история этих сражений.
    Мраморный ствол колонны украшен рострами, символизирующими морские победы России (ростр - носовая часть корабля). Венчает колонну отлитая из темной бронзы скульптура орла, ломающего лапами полумесяц - эмблему побежденной Турции. Работа выполнена скульптором И. Шварцем.

Чесменская колонна. Фото 5.04.2004 г.

    Памятник - символ военной мощи России и неприкосновенности ее рубежей. Он особенно раздражал немецких оккупантов, поэтому, опоясав колонну тросами, они пытались свалить ее танками, но усилия оказались тщетными. Ими были похищены бронзовые барельефы, изображавшие эпизоды сражений в Средиземном море, выполненные по моделям скульптора И. Шварца. Советские солдаты увидели обезображенную, но гордо стоящую колонну. Колонна была восстановлена в 1954 г.
    В 1994 - 1996 годах по проекту архитектора А. Кедринского под руководством скульптора В. Козенюка реставраторы воссоздали барельефы и в июне 1996 года к 300-летию Военно-Морского Флота России установили на свои исторические места.
    "Зал на острову" - так в XVIII веке назывался нарядный парковый павильон на одном из островов Большого пруда.


Зал-на-острову. Фото 5.04.2004 г.

Зал-на-острову. Фото 25.04.2005 г.

    Искусственный остров на Большом пруду существовал уже в 1720-х годах. Он был вначале небольшой, с деревянной "осьмиугольной залой". При дальнейших перепланировках пруда остров увеличивали. В 1743 году М. Г. Земцов разработал проект Каменного Зала на острове. Его сооружение в 1746 - 1748 годах вел С. И. Чевакинский, а в 1749 году законченный Зал, так же как и Эрмитаж, был заново отделан по проекту Б.-Ф. Растрелли. В это же время на остров был перекинут от берега пруда мост, впоследствии разобранный.
    В 1794 году архитектор Дж. Кваренги перестроил Зал. Одновременно и остров был увеличен до современных размеров (1,5 гектара). Кваренги сохранил размеры павильона, но уничтожил барочную отделку его фасадов. Единый зал внутри павильона Кваренги разделил на три. После переделки Кваренги Зал на острове неоднократно перестраивался: в 1816 году - архитектором Л. Руска,а в 1819 году - В. П. Стасовым, который существенно изменил интерьер, украсив его колоннами искусственного мрамора и живописью работы Ф. Брандукова.

Большой пруд, Зал-на-острову. Фото 5.04.2004 г.

    Наполовину скрытый деревьями павильон прекрасно вписывается в зеленый массив паркового ансамбля. Снаружи он довольно скромен, но интерьер роскошью отделки напоминает Большой зал дворца.
    Во времена Екатерины II здесь играл оркестр духовых инструментов. В XVIII и начале XIX века зал, предназначенный для концертов и отдыха катающихся на лодках, изредка использовался для придворных обедов. Для этих целей рядом с ним была построена небольшая кухня, уничтоженная в начале XX века. В это время в зале хранились грелки, которыми обогревались катающиеся на катке, устроенном на озере. В 1911 году, в связи с устройством Царскосельской Юбилейной выставки, в зале был открыт ресторан, для чего остров соединили с берегом при помощи понтонного моста.
    С 1912 по 1941 год зал был законсервирован, зимой в нем хранились лодки. Зал серьезно пострадал во время Великой Отечественной войны.
    В 1996 году была воссоздана историческая паромная переправа, соединяющая остров с Екатерининским парком.
    Район Большого пруда ограничен с северо-запада Рамповой аллеей, которая начинается от пандуса Висячего сада Агатовых комнат и идет по возвышенному берегу пруда. Она была проложена в 1760-х годах и называлась первоначально Штамбовой, потому что была обсажена "штамбовыми" (подстриженными) липами.

Вид на Большой пруд с Рамповой аллеи. Фото 09.2002 г.

    На середине ее длины в XVIII веке, на протяжении трех десятилетий стояла Катальная горка, или павильон "Катальная гора". Катальная гора представляла собой эффектное и сложное увеселительное сооружение, центральный двухэтажный каменный павильон которой был построен по чертежам и модели архитектора Ф.-Б. Растрелли. Его фасады были декорированы колоннами, пилястрами, лепкой, позолоченными вазами и статуями. Восьмиугольный зал в центре павильона завершался куполом, увенчанным статуей. По сторонам центрального зала размещались два круглых в плане малых зала - обеденный и зал для игр. К центральной части павильона было пристроено два круглых форса - площадки, на которые выходили двери из верхнего этажа павильона. С этих форсов по рельсам, на особых механических катальных колясках можно было скатиться по искусственной горе. Техническая сторона Катальной горки, связанная с расчетами конструкций и допустимых уклонов, была разработана русским ученым XVIII века А. Нартовым.
    Постройка здания началась в 1754 и закончилась в 1757 году. В 17б5 году архитектор В. Неелов пристроил к горе, имевшей два форса, третий: один из форсов горки предназначался для катания зимой, два других - летом.
    В 1792 - 1795 годах Катальная горка была разобрана, и на ее месте архитектор Ч. Камерон начал постройку обширной галереи с 32 колоннами из пудостского камня. Однако в конце 1790-х годов галерея была сломана, а материалы от ее разборки использованы при строительстве Михайловского замка в Санкт-Петербурге.
    На обширной площадке, образовавшейся на месте Катальной горки и галереи, в 1809 году была сооружена гранитная терраса, названная по имени ее автора архитектора Луиджи Руска - террасой Руска. Аллея в этом мест расширена, и ее сторона, обращенная к пруду, украшена балюстрадой, основанием которой служит мощная подпорная вертикальная стена террасы.

Терраса Руска. Фото 25.04.2005 г.

    Она сложена из гранитных квадров и обработана дорическими колоннами без баз, поддерживающими постаменты балюстрады, и полукруглыми нишами, обрамленными архивольтами из блоков серого гранита.

Терраса Руска. Фото 09.2002 г.

    Некоторая тяжеловесность пропорций террасы смягчена ее удачным цветовым решением, достигнутым в результате сочетания розового гранита стен и серого колонн и архивольтов ниш.
    Л. Руска предполагал украсить террасу двумя мраморными статуями, однако этот проект не был осуществлен. В 1850-x годах на столбах балюстрады и по другую сторону аллеи были установлены гальванопластические копии античных скульптур, исполненные в мастерской И. Гамбургера по методу, открытому русским ученым Б. С. Якоби: Венеры Медицейской, Апоксиомена, Дианы, Фавна с козленком (на балюстраде), Аполлона Бельведерского (в центре площадки перед террасой). Скульптуры сохранились и в настоящее время стоят на своих исторических местах.

Терраса Руска. Скульптура на Рамповой аллее. Фото 25.04.2005 г.

    Внизу под террасой на склоне перед прудом устроен партер. К нему ведут два лестничных спуска по краям террасы. В центре партера установлена статуя сидящего древнеримского императора Нервы - также гальванопластическая копия с античной скульптуры.

Луг и аллеи перед Террасой Руска. Фото 25.04.2005 г. (автор - Л. Бесараб)

    На склоне холма в конце XIX - начале XX века существовали цветники, здесь сажали в летнее время кусты роз. Мысль о создании декоративного партера и цветника перед Гранитной террасой вновь возникла уже в наше время и была реализована по проекту архитектора Татьяны Дубяго в конце 1940-х годов. Узор его ковра передает характер аналогичных партерных цветников XVIII века.
    Окруженная цветочными партерами терраса представляет собой одно из самых парадных мест парка. С площадки террасы открывается великолепный вид на Большой пруд и Камеронову галерею.

Терраса Руска. Вид на Камеронову галерею. Фото 25.04.2005 г.

Аллеи у Большого пруда близ Террасы Руска. Фото Л. Бесараб 25.04.2005 г.

    Неподалеку в окружении деревьев находится, быть может, самый популярный благодаря своей поэтичности памятник Екатерининского парка - фонтан "Молочница" (Девушка с кувшином).
    В 1808 - 1810 годах по распоряжению Александра I садовый мастер Дж. Буш и архитектор Л. Руска заново благоустраивают участок на месте бывшего павильона Катальной горки. Склон между Гранитной террасой и Большим прудом обрабатывается в виде зеленых уступов, проводятся новые дорожки, спускающиеся от Террасы к пруду. Устье бокового канальчика, куда еще в 1770-х годах были выведены воды местного источника, скрытого под насыпью, оформляют фонтаном, устроенным по проекту инженера А. Бетанкура. Уже тогда возникает вопрос об украшении скульптурой этой части Екатерининского парка, однако фигурка "Молочницы" появилась лишь летом 1816 года. Она отлита из бронзы в мастерской императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.

Фонтан "Молочница". Фото Л. Бесараб 25.04.2005 г.

    На большом гранитном валуне помещена бронзовая фигура сидящей девушки, Она печально склонила голову, подперев ее одной рукой, другой она держит осколок ручки разбитого кувшина. Из полуразбитого кувшина, лежащего у ее ног, выливается струйка родниковой воды, поступающая в бассейн, соединенный с фонтаном. Строители оформили бассейн в виде грота, к которому вела лестница из пудостского камня. Грот был уничтожен в середине XIX столетия.
    Сюжет композиции заимствован из басни французского поэта XVII века Ж. Лафонтена "Молочница". Девушка-крестьянка по дороге на базар мечтает о своем будущем богатстве. Представив мысленно свои мечты осуществленными, она подпрыгнула от радости, забыв, что несет кувшин с молоком. Кувшин разбился, молоко разлилось, и опечаленная девушка присела на краю дороги, раздумывая о своем несчастье.
    Не шутливая назидательность басни Ж. Лафонтена, послужившей сюжетом для этой скульптуры, привлекла П. П. Соколова, слепившего модель фигуры, а состояние светлой печали, хорошо выраженное позднее в известных пушкинских строках:
"Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печальна сидит, праздный держа черепок.
Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит."

    Бронзовый оригинал "Девушки с кувшином" (авторская гипсовая модель хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге) помещен в фонды музея-заповедника "Царское Село", а новая копия, выполненная на заводе "Монументскульптура", установлена в парке в июне 1990 года.

Фонтан "Молочница". Фото 25.04.2005 г.

    Одновременно с постройкой Гранитной террасы в 1810 году на берегу Большого пруда Л. Руска построил Большую гранитную пристань - очень простую, в виде площадки со ступенями, четырьмя круглыми тумбами из гранита и решетками.

Пристань на берегу Большого пруда. Фото Л. Бесараб 25.04.2005 г.

    В 1850-х годах пристань была украшена гальванопластическими статуями Боргезского бойца и Дискобола, сохранившимися до нашего времени.
    Павильон Грот на северном берегу Большого пруда был возведен по повелению Елизаветы Петровны в 1749- 1779 годах архитектором Ф.-Б. Растрелли. Основные работы по возведению павильона проводились в 1755 -1756 годах, при императрице Елизавете Петровне, а завершились уже при Екатерине II в 1760-х годах. Замысел Ф.-Б. Растрелли - украсить интерьеры разноцветными морскими раковинами и пористым туфом - не был осуществлен. В 1771 году Антонио Ринальди осуществил отделку интерьеров павильона. Легкая, изысканная по рисунку декорация стен, исполненная по чертежам архитектора, сохранилась до наших дней. Ф.-Б. Растрелли был вынужден к тому времени уехать из России из-за разногласий с царствующей Екатериной II и её художественными взглядами.

Большой пруд. Грот. Фото 10.2001 г.

    Изысканный силуэт павильона, окруженного деревьями старого парка, отражается в зеркальной глади пруда. Окруженный с трех сторон водой, будто выросший из ее глубин, запоминающийся своим высоким восьмигранным куполом и рельефными стенами, Грот был первым сооружением, оживившим пустынную панораму берегов.

Павильон "Грот". Фото 25.04.2005 г.

    Грот как бы связывает регулярную и пейзажную части парка. Не случайно Растрелли создал его фасады одинаковыми, подчеркнув тем самым равное его значение и в композиции Старого сада, и в панораме пруда.

Грот. Вид со стороны Старого сада. Фото 25.04.2005 г.

    Фасад Грота украшают группы рустованных колонн по углам здания и у выступа портала с разорванным лучковым фронтоном. Ребра купола, круглые окна (люкарны) его барабана отделаны резными гирляндами с фигурами путти. Необычен скульптурный декор Грота: с наличников окон смотрят маски покровителя водной стихии Нептуна, скульптурные изображения наяд и тритонов, а в обрамления дверей включены рельефные изображения дельфинов, амуров с сосудами и морскими раковинами, декоративных струй воды и водорослей. Фасад и капители колонн тоже украшены масками Нептуна и барельефами с изображениями сплетенных хвостами дельфинов. В 1782 году в окнах и дверях Грота установили ажурные решетки из кованого железа: на переплетающиеся узоры наложены вызолоченные орнаменты из листовой меди. Черные с позолотой решетки прекрасно оттеняют голубизну наружных стен, удачно перекликаются с отделкой фасадов Большого дворца и циркумференций, что подчеркивает архитектурное единство сооружений. В великолепном узоре решеток дверей Грота Растрелли повторил некоторые мотивы рисунка дворцовых ворот циркумференций (оконные и дверные проемы Грота были застеклены лишь в 1900 году). Гранитный цоколь павильона и глухая балюстрада, ограждающая его крышу, служат как бы рамой, заключающей в себя эту живую, динамическую игру форм.

Грот. Фрагмент. Фото 5.04.2004 г.

    Очертания павильона со скругленными углами, нишами для статуй, большими полуциркульными выступами на торцевых фасадах характерны для архитектуры барокко. По-царски щедро декорированный развлекательный парковый павильон в эпоху Екатерины II превратился в место уединения и отдыха на берегу Большого пруда. В 1780-х гг. Грот стали называть Утренним залом. Внутри Грота были теперь не стены из глыб туфа, а картины, гравюры, статуи и вазы. В частности, Грот украшала статуя философа Вольтера, сидящего в кресле, изваянная Ж. А. Гудоном в 1781 году. Все эти предметы искусства находятся сейчас в Государственном Эрмитаже. Впоследствии павильон неоднократно переоборудовался и украшался в различных стилях. Так, в XIX веке здесь появились бронзовые скульптуры "Умирающий Галл" и "Гладиатор".
    До середины XIX века внутри здания стояла колоссальная статуя Императрицы Екатерины II в виде богини Минервы работы Рашетта, отлитая В. Можаловым в Петербургской академии художеств в 1789 году. Позднее архитектором А. Ф. Видовым перед Гротом был насыпан берег и устроена пристань.

Большой пруд. Грот и пристань. Фото 25.04.2005 г.

    В годы Великой Отечественной войны она была почти полностью разрушена и в 1971 - 1972 годах отстроена по новому проекту в граните.
    Павильон органично вписывается в окружающийся пейзаж и виден со всех сторон берега Большого пруда.

Большой пруд. Грот и Камеронова галерея. Фото 10.2001 г.

 

 

 


2005 г., фото А. Разумов (2001...2005 гг.), Л. Бесараб (2005 г.)

Наш Питер. Рейтинг сайтов. Rambler's Top100
TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Рейтинг@Mail.ru

Используются технологии uCoz