ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНЫЕ МЕСТА БОЛЬШОЙ ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГИ.

ОРАНИЕНБАУМ. ДВОРЦЫ И ПАРКИ



Часть 2. Верхний парк. Район Собственной дачи, Китайский дворец

 

Текст - по книге С. Б. Горбатенко "Петергофская Дорога. Историко-архитектурный путеводитель."

Для просмотра фото в большом разрешении щелкните по картинке:

 

    В 1755 г. у великой княгини Екатерины Алексеевны появилась идея разбить сад, известный впоследствии под именем Собственной дачи. Наиболее старый участок дачи расположен юго-западнее Большого дворца, он был распланирован вскоре после передачи Ораниенбаума Петру Федоровичу. Архитектурным центром этой части парка является построенный незадолго до того, в 1751 - 1752 годах, предположительно по проектам М. Г. Земцова и Б.- Ф. Растрелли Новый дворец (Каменное зало).

Каменное зало. Апрель 2002 г.

   Дворцом в узком смысле этого слова здание никогда не было. Прямоугольный в плане павильон имел сравнительно большой зал со сценой, где устраивали не только концерты, но и маскарады, и танцевальные вечера. Одноэтажное с антресолью здание на семь осей по длинному фасаду венчала балюстрада с вазами; стены снаружи расчленены пилястрами, а оконные проемы оформлены фигурными сандриками. От ныне существующего здание отличалось тем, что с запада и востока к нему примыкали одноэтажные Г-образные деревянные флигели.
   В конце XVIII века Концертный зал, вероятно, никак не использовался, так как, судя по документам, в нем "внутреннего украшения и прибора" не было. В 1843 году здание было приспособлено под лютеранскую кирку, причем фасады подверглись переделке; в начале XX века архитектор О. Паульсон над западной частью возвел каменную колокольню.
   Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало, но в 1962 - 1967 годах его облик воссоздан в первоначальном виде архитектором М. М. Плотниковым.

Каменное зало. 25 июля 2004 г.

   После тщательных архивных и натурных исследований восстановлено архитектурное оформление северного и южного фасадов. Портал и апсида начала ХХ века были сохранены - теперь они напоминают о периоде жизни здания в качестве лютеранской церкви.


Каменное зало.
Фрагмент северного фасада.
25 июля 2004 г.

Каменное зало.
Апсида.
25 июля 2004 г.

Каменное зало.
Фрагмент портала.
25 июля 2004 г.

Каменное зало.
Партер перед зданием.
25 июля 2004 г.

    Одновременно с постройкой Концертного зала перед ним был разбит регулярный партерный сад, который впоследствии А. Ринальди включил в композицию Собственной дачи - участка парка, принадлежащего Екатерине II, спланированного по принципу регулярного сада. По оси павильона была проложена Тройная липовая аллея, восточная композиционная ось будущего сада. Этот район - один из интереснейших ансамблей второй половины XVIII века. Здесь находились основные архитектурные сооружения: Китайский дворец, Катальная горка и Фрейлинский домик.


Липовая аллея.
Вид на Концертный зал.
Апрель 2002 г.

Липовая аллея.
Мост через П-образный канал.
25 июля 2004 г.

П-образный канал.
25 июля 2004 г.

П-образный канал.
Апрель 2002 г.

    По Тройной липовой аллее можно выйти в центральный район Собственной дачи и подойти к главному и наиболее репрезентативному сооружению Bерхнего парка - Китайскому дворцу. Парк распланирован таким образом, что далеких перспектив на дворец нет. Он возникает почти неожиданно и хорошо обозревается с северной стороны. Перед ним расстилается поляна с цветниками, а боковыми кулисами и фоном являются вековые дубы, с трех сторон окружающие здание.


Китайский дворец.
Северный фасад.
25 июля 2004 г.

Китайский дворец.
Северный фасад, центральная часть.
25 июля 2004 г.

Китайский дворец.
Цветник перед северным фасадом.
25 июля 2004 г.

   Темпы строительства Собственной дачи естественным образом ускорились после того, как Екатерина стала императрицей. Это событие отражено в надписи на стенке скамьи, вырубленной в огромном валуне близ Китайского дворца: "Великой гдрни iмператрицы Екатерины Алехеевна собственнаго саду построена 1762 году". В 1768 г. Екатерина II отпразновала новоселье в Китайском дворце.


Китайский дворец.
Южный фасад.
25 июля 2004 г.

Китайский дворец.
Южный фасад, центральная часть.
25 июля 2004 г.

Китайский дворец.
Фрагмент южного фасада.
25 июля 2004 г.

    Все виды изобразительных и прикладных искусств слились в Китайском дворце воедино. Здесь все, вплоть до мелочей обстановки, исполнено по замыслу одного автора, даже наборные паркеты, общая площадь которых во дворце составляет 722 кв. метра, сделаны по рисункам Ринальди.
    Последний раз рестврация дворца проводилась в послевоенное время, когда потребовалось залечить раны, нанесенные во время ариллерийских обстрелов и бомбардировок Ораниенбаумских парков. В 1961 г. великолепные интерьеры дворца вновь были открыты для посетителей.


Китайский дворец.
Западное крыло.
25 июля 2004 г.

Китайский дворец.
Скульптура у западного крыла.
25 июля 2004 г.

Китайский дворец.
Западная часть.
25 июля 2004 г.

    Перед южным фасадом дворца блестит ровная гладь небольшого пруда. В XVIII веке линии его берегов имели строго геометрические очертания и были облицованы камнем. В первой половине 1850-х гг. развернулись работы по реконструкции прилегающей к Китайскому дворцу части парка бывшей Собственной дачи. Они проводились по проекту, разработанному вюртембергским садовым мастером Телеманом и дворцовым ораниенбаумским - Экманом. Прежняя геометрическая ландшафтная концепция парка рококо уступила здесь место пейзажной, романтической. Пруду у Китайского дворца были прданы новые, живописные очертания. Проложили новые дорожки, произвели посадки деревьев и кустарников, перед северным фасадом дворца разбили фигурный цветник. На островках пруда и по его берегам белеют мраморные статуи Тритона, Нарцисса, Ионы и Наяды работы неизвестных скульпторов XIX века.


Китайский пруд. 25 июля 2004 г.

    На восточном и западном берегах пруда Ринальди проектировал симметричные Фрейлинский и Кофейный домики. Но последний не был возведен. На том месте, где он должен был стоять, сохранился большой валун с надписью, что застройка этого участка парка началась в 1762 году. Почти рядом с этим мемориальным камнем в 1870-х годах на западном берегу по типу итальянских беседок построена Пергола. Ее составляют пятьдесят четыре пилона из пудостского камня, перекрытых деревянной брусчатой решеткой и увитых зеленью. От беседки к пруду, где соорудили мраморную пристань, ведет каменная лестница, а в центральной ее части разбит небольшой цветник, посреди которого находится скульптура "Илионей" (копия XIX века с античного оригинала). В 1949 году полуразрушенная Пергола была отреставрирована.

Китайский пруд. Пергола. 25 июля 2004 г.

    Одновременно с реконструкцией Китайского дворца (арх. Штакеншнейдер и Бонштедт), в 1852 - 1853 гг. разобранный Фрейлинский домик также по проекту Л. Бонштедта был заменен павильоном, названным Китайской кухней. Его архитектурное решение стилистически приближено к формам стоящего рядом Китайского дворца. Китайская кухня является ярким образцом стилизации и эклектики. Ныне павильон открыт в качестве музея.

Китайская кухня. 25 июля 2004 г.

    Небольшие партерные садики и газоны около Китайского дворца и пруда, а также дорожки парка украшены многочисленными скульптурами. У южного фасада дворца установлена скульптура, изображающая персонажи античной мифологии.

Скульптура южного партера Китайского дворца. 25 июля 2004 г.

    Всего в Верхнем парке около тридцати статуй, бюстов и ваз. В большинстве своем это мраморные копии XVIII - XIX веков с античных оригиналов, среди них наиболее старые: Артемида Версальская, Омфала, бюсты Адриана и Антиноя.

Мраморная скульптура у Китайского дворца. 25 июля 2004 г.

    Художественный интерес представляют также бронзовые скульптуры XIX века: Меркурий (копия с оригинала Дж. Болонья), Парис (с античных статуй); Три грации (с оригинала Ж. Пилона).

Бронзовые скульптуры у Китайского дворца "Три грации" и "Лаокоон и сыновья, погибающие от змей". 25 июля 2004 г.

    В сязи с обновлением Китайского дворца его бывший кухонный корпус, долгое время использовавшийся как госпиталь, в 1855 г. был превращен в Придворный (затем - Кавалерский). Это двухэтажное здание (арх. А. Ринальди, 1767 г.) относится к хозяйственным постройкам. После недавней реставрации в Кавалерском корпусе размещаются база отдыха и картинная галерея.

Кавалерский корпус. 25 июля 2004 г.

    По сторонам корпуса симметрично были пристроены две деревянные конюшни, восточнее - другие служебные постройки. Очевидно, в середине XIX века был построен и доныне сохранившийся двухэтажный деревянный дом в "русском" стиле - уникальный образец построек, некогда распространенных в имениях императорской фамилии.

Домик в "русском" стиле у Кавалерского корпуса. 25 июля 2004 г.

    Если от группы Трех граций, стоящей поблизости от западного фасада Китайского дворца, свернуть на прямую аллею и пойти направо, то вскоре откроется огромная вытянутая поляна - просека, в конце которой светлеет трехъярусный павильон Катальной горки.
    Это важнейший по своей художественной значимости памятник архитектуры Ораниенбаума, построенный также по проекту Ринальди в 1762 - 1774 годах. Катание с гор было излюбленным развлечением не только среди народа, но и в придворных кругах. Известно о существовании большой нарядно украшенной катальной горки в середине XVIII века в Царском Селе (от нее осталась только Рамповая аллея, где она располагалась). Екатерина II пожелала иметь аналогичную на Собственной даче в Ораниенбауме. Это было грандиозное сооружение, построенное с поистине русским размахом и в то же время с присущей Ринальди изысканностью форм и отделки. Сохранившийся до наших дней павильон - лишь часть когда-то сложного и "хитрого" сооружения, славившегося по всей Европе. Сама Катальная гора начиналась от южного фасада павильона, поднималась на высоту 20 метров и затем переходила в плавные горки, расположенные одна за другой, всего длиной 532 метра. Катанье происходило в летнее время. Колясочки с двенадцатью колесиками, украшенные резьбой, позолотой, с сиденьями, обитыми дорогими штофами, имели вид фигурных саней. Они двигались по деревянной трассе с врезными колеями, преодолевая силой инерции подъемы. Конструкция колясочек и способ движения их по трассе были заимствованы у известного к тому времени изобретателя А. К. Нартова.
    Особенностью ораниенбаумской Катальной горки была красивая каменная колоннада почти из тысячи колонн, поставленных вдоль горки двумя галереями, смыкавшимися в конце поляны в полуовальный портал. Высота ската мало-помалу уменьшалась и на конце была неприметна. Перекрытия галерей, устроенные в виде открытых террас, украшенные декоративными вазами и скульптурой, служили прогулочными площадками, с которых можно было наблюдать за катаньем. Катальная горка была, пожалуй, наиболее оригинальной постройкой Ринальди. И даже этот сравнительно небольшой павильон создает праздничное ощущение. Несомненно, что в этом павильоне сильнее, чем в каком-либо другом создании Ринальди, чувствуются отзвуки искусства середины XVIII века.
    Сложность плана, причудливая кривизна купола, изгибы лестниц, завитки росписей и лепки - все говорит о связи со стилем рококо. Павильон имеет необычную композицию: в центре расположен основной цилиндрический объем, увенчанный колоколообразным куполом. Высота этой центральной части 33 метра, к ней примыкают три одинаковых прямоугольных выступа с плоской кровлей. Нижний этаж павильона трактован как цоколь; на него опирается колоннада тосканского ордера, образующая открытую галерею, эффектно выделяющуюся на фоне лазурно-голубых стен. Над галереей на уровне верхнего этажа вокруг всего здания идет терраса, с южной стороны которой в XVIII веке начинались скаты. Между выступами с восточной стороны на галерею второго этажа ведет расходящаяся по полукругу наружная лестница. С верхней ее площадки посетители попадают в овальный, декорированный лепкой вестибюль, откуда внутренняя, плавно изгибающаяся лестница приводит в центральный Круглый зал.
    В соответствии с замыслом Ринальди павильон снаружи украшали не дошедшие до нас многочисленные резные деревянные скульптуры, исполненные мастерами Я. Ланги и К. Эрландом. Как в Китайском дворце, так и в павильоне Катальной горки Ринальди и его помощникам удалось достигнуть подлинного синтеза архитектуры, живописи и скульптуры.

Павильон Катальной горки. 25 июля 2004 г.

    В 1801 году катание из-за ветхости скатов прекратили и больше не возобновляли. В 1813 году рухнула часть каменной колоннады - оказались непрочными фундаменты. В 1825 году архитектор В. П. Стасов предложил проект реконструкции этого уникального сооружения, но ввиду отсутствия средств ничего реально сделано не было. В 1858 - 1861 годах разобрали скаты и колоннады. С тех пор остался только павильон, изящный силуэт которого замыкает перспективу поляны, обрамленной рядами высоких темных пихт.

Масляный луг. 25 июля 2004 г.

    Цельность архитектурного облика и нежно-голубой цвет фасадов придают ему особенно нарядный вид. Он кажется легким, почти воздушным. Остеклённые двери и открытая терраса связывают павильон с парком. Отсюда открываются прекрасные виды на аллеи, пруд и Финский залив. В настоящее время в павильоне ведутся реставрационные работы.
    Западнее луга сохранились остатки фигурных прудов, вода к которым подведена из запруженной реки Карости. В XVIII веке здесь существовал водный лабиринт с шестнадцатью крошечными островками, соединенными между собой семнадцатью "разноманерными" подъемными мостиками.

Уголок парка у павильона Катальной горки.

    11 декабря 1796 г. указом Павла I Ораниенбаум был пожалован его старшему сыну, великому князю Александру Павловичу. Преобразования, произведенные здесь Александром I, были сравнительно немногочисленными, но достаточно важными. В 1805 г. близ павильона Катальной горы по проекту Л. Руска возвели новую большую оранжерею с шестиколонным портиком на северном фасаде и полуротондой на южном. В ее зале состоялась встреча императора с ветеранами войны 1812 - 1814 гг. Впоследствии оранжерея была названа Александровской и стала одним из главных мемориальных памятников имения.
    Во второй половине своего царствования Александр I все чаще стал приезжать в Ораниенбаум, полный исторических ассоциаций, тихий и уединенный по сравнению с блестящим Царским Селом. В середине 1810-х гг. к западу от павильона Катальной горы, была проложена пейзажная Английская дорога. Обсаженная дубами, плавно изгибающаяся, она представляла идеальный маршрут для уединенных прогулок. С прокладкой этой дороги был сделан первый шаг к созданию ораниенбаумского Верхнего парка.
    Западная часть парка имеет пейзажную планировку. Извилистые дорожки, группы деревьев, фигурные пруды, живописная Английская дорога придают этим местам неповторимое очарование. Чтобы разнообразить цветовую гамму деревьев, сюда привозили дубы, липы, пихты, кедры, березы. Учитывая особенности русского пейзажа, архитекторы в условиях северного ландшафта создали один из замечательных образцов пейзажного парка, добившись гармонического единства природы и архитектуры.
    Вскоре после кончины императора ораниенбаумские дворцы перешли в руки великого князя Михаила Павловича. Однако настоящей хозяйкой Ораниенбаума стала его супруга, великая княгиня Елена Павловна. Одаренная живым умом, приветливая и прекрасно образованная, она в 1830 - 1850-х гг. преобразовала ландшафт своего имения. В это время и был создан ораниенбаумский Верхний парк, включивший в себя ансамбли Собственной дачи и Петерштадта, связавший с ними ансамбли Большого дворца и Нижнего сада.
    У истоков создания Верхнего парка стоял знаменитый садовник Джозеф Буш, создатель парка на Елагином острове. Им в 1833 - 1834 гг. была устроена пейзажная "связка" на склоне террасы, между Нижним садом и районом Катальной горы. Здесь была проложена пейзажная дорога, обсаженная деревьями и кустарниками.

Терраса Верхнего парка между Концертным залом и Катальной горкой.

    В 1833 - 1834 годах разобрали каменные ограды Собственной дачи и южную - Большого дворца. Между его флигелями устроили "парадное место", трактованное как зеленый луг, окруженный по периметру деревьями и овальной дорожкой.
    Была "исправлена" дорога вокруг Красного пруда, ведущая к расположенным далеко в лесу Чертову мосту и колодцу, впоследствии получившему название "Еленинский студенец". Эта дорога стала излюбленным маршрутом великой княгини для прогулок в экипаже.
    В 1873 г. великая княгиня Елена Павловна скончалась, и владелицей ораниенбаумского имения стала ее дочь Екатерина Михайловна. Никаких значительных преобразований ею не производилось. Последними владельцами имения после ее смерти в 1894 г. стали ее дети - Елена Георгиевна Саксен-Альтенбургская, которой принадлежал Китайский дворец, и ее братья - Георгий Георгиевич и Михаил Георгиевич Мекленбург-Стрелицкие, разделившие между собой Большой дворец.
    В конце 1900-х годов близ вновь возведенного каменного Петровского моста в самом начале Иликовской перспективы построили дворцовую электростанцию. Комплекс из машинного зала в стиле модерн и двух жилых флигелей был небольшим и хорошо вписался в парковый пейзаж. Жилой дом, в котором использованы мотивы немецкой народной архитектуры, до сих пор является одним из наиболее интересных парковых строений. Этот же стиль был применен при строительстве новой Фермы у Чертова моста.
    В 1909 г. скончался герцог Георгий Георгиевич Мекленбург-Стрелицкий. Его похоронили в парке, на краю террасы между дворцовой Пантелеймоновской церковью и лютеранской кирхой. Памятник на могиле представлял собой каменный латинский крест на невысоком постаменте с надписью. Большая площадка была обнесена кованой фигурной решеткой. В настоящее время на месте утраченного надгробия дирекцией музея-заповедника водружен большой валун.

Захоронение герцога Г. Г. Мекленбург-Стрелицкого. 25 июля 2004 г.

    С началом Первой мировой войны, а затем - свержением самодержавия начался период упадка дворцов и парков Ораниенбаума.
    В 1918 г. в Ораниенбауме был основан Лесной техникум. Дворцовые сады и лесопарк стали огромным "учебным полигоном" для студентов. В 1925 г. дворцы и парки были переданы Управлению Петергофскими дворцами-музеями и парками. В 1925 - 1926 гг. произвели некоторые работы по уходу за парком. 20 марта 1935 г. дворцы и парки Ораниенбаума были взяты под государственную охрану как уникальный историко культурный комплекс. Но в том же году Большой дворец, освобожденный техникумом, был передан Гидрографическому отделу Балтийского флота, а на Ораниенбаум был распространен режим запретной зоны - он стал практически недоступным для посещения. Такое положение сохранялось до 1939 г.
    В 1940 - 1941 гг. начали проводиться работы по уходу за парком. Сюда стало приезжать все больше ленинградцев, привлекаемых замечательными памятниками и парковыми пейзажами. Но возрождению Ораниенбаума помешала война. В сентябре 1941 г. немецко-фашистские войска вышли западнее и восточнее Ораниенбаума к берегу Финского залива и были остановлены Красной армией при поддержке фортов Кронштадта и кораблей Балтийского флота. Город, единственный из ленинградских пригородов, не был оккупирован, но подвергался бомбардировкам и обстрелам. В парках погибло много деревьев. В течение всей войны Ораниенбаумский "пятачок" оказывал ожесточенное сопротивление врагу и сыграл большую роль в обороне Ленинграда. В январе 1944 г. Ораниенбаумский плацдарм стал важным исходным рубежом для начала наступления Красной Армии.
    В конце 1940-х - начале 1950-х гг. развернулись работы по реставрации дворцов и восстановлению прилегающих к ним участков парков. Несмотря на нанесенный ущерб, бывшее дворцовое имение в значительной степени сохраняет свои исторические и природные характеристики.

 

 

Ломоносов, городские кварталы << Следующая точка на Петергофской дороге:

 


2004 г., фото А. Разумов (2002, 2004 гг.)

Наш Питер. Рейтинг сайтов. Rambler's Top100
TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Рейтинг@Mail.ru

Используются технологии uCoz