ВДОЛЬ ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГИ.
Фотопрогулка по пр. Стачек и Петергофскому шоссе в 8-и частях.
Часть 7: Юго-Запад и Южно-Приморский парк.
На четной стороне Петергофского шоссе стоят коробки типовых
домов-"кораблей" Юго-Запада. Этот жилой район был выстроен на рубеже 1970-1980-х
годов на намытых территориях.
Петергофское шоссе. Фото август 2002 г.
В течении 1980-х гг. строительство было продолжено в северной
части микрорайона, вдоль проспектов Маршала Захарова и Ленинского, но к началу
1990-х гг. было заморожено.
Просп. Маршала Захарова. Фото 3 июля 2005 г.
В скором будущем новые кварталы Юго-Запада выйдут к береговой полосе
Финского залива.
Территории, подготовленные для нового строительства. Фото 3 июля 2005 г.
Побережье Финского залива. Фото 3 июля 2005 г.
За перекрестком с улицей Доблести Петергофское шоссе
приобретает совсем иной вид. Жилой массив по его северной стороне заканчивается,
уступив место зеленым насаждениям Южно-Приморского парка, заложенного в 1970
году к 100-летию В. И. Ленина по проекту архитекторов Е. А. Левинсона, А. Г. Лелякова,
Л. Л. Шрётера и О. Н. Башкинского, которые здесь проявили себя как талантливые
паркостроители.
Петергофское шоссе. В створе улиц Партизана Германа и Доблести. Фото август 2002 г.
Создание этого парка в какой-то степени возродило традиции регулярных
парков эпохи барокко. Ровные ряды фигурно подстриженных деревьев и кустарников,
прямые дорожки парка, архитектурно оформленный главный вход - все это идет из
традиций XVIII века.
Бронзовая плита с планом парка при входе. Фото 3 июля 2005 г.
Бассейн с фонтанами у входа в парк. Фото 3 июля 2005 г.
Среди отличительных особенностей этого парка можно выделить наличие
среди зеленых насаждений его регулярной части большого количества голубых елей.
Петергофское шоссе. В Южно-Приморском парке им. В. И. Ленина. Фото август 2002 г.
Если планировка парадной части парка выполнена в
регулярном стиле, то зоны отдыха в северной его части решены в пейзажном стиле.
Открытые пространства чередуются с крупными зелёными массивами и группами
деревьев (клён, липа, дуб, конский каштан, рябина, пихта) и кустарников.
Уголки парка. Фото 3 июля 2005 г.
Аллеи восточной части парка. Фото 3 июля 2005 г.
Детская площадка. Фото 3 июля 2005 г.
Большой пруд с живописным островком посередине привлекает летом большое
количество отдыхающих, для них здесь оборудована лодочная станция.
Петергофское шоссе. Южно-Приморский парк им. Ленина. На берегах пруда. Фото август 2002 г.
Петергофское шоссе. Южно-Приморский парк им. Ленина. Большой пруд. Фото 3 июля 2005 г.
Один из якорей в северной части парка. Фото 3 июля 2005 г.
К сожалению, в последнее десятилетие молодому парку уделялось
незначительное внимание, стрижка деревьев не производилась, поэтому черты
регулярности были частично утрачены. Разобран также вертикальный акцент у
главного входа в парк - 28-метровая стела в виде серпа и молота, сохранилась
лишь горизонтальная её часть - прежде посвящение Ленину, а ныне после реконструкции
- 60-летию Победы.
Петергофское шоссе. Южно-Приморский парк им. Ленина. Стела. Фото август 2002 г.
Западную границу парка ограничивает Дудергофский канал,
соединяющийся здесь с Матисовым каналом и по широкому руслу устья реки
Ивановки несущий воды в Финский залив.
У слияния Дудергофского и Матисова каналов. Фото 3 июля 2005 г.
Река Ивановка северо-западнее парка. Фото 3 июля 2005 г.
В устье реки Ивановки. Фото 3 июля 2005 г.
На Петергофском шоссе через Дудергофский канал перекинуты два
одинаковых моста - по основной трассе шоссе и его северному проезду.
Петергофское шоссе. Мосты через Дудергофский канал. Фото 24 июня 2003 г.
А. Разумов, 2005 г., фото автора (2002-2005 гг.)
При написании комментариев использованы книга С. Б. Горбатенко "Петергофская Дорога.
Историко-архитектурный путеводитель." и сборник "Зодчие Санкт-Петербурга ХХ века"
(под ред. В.Г. Исаченко).