ВДОЛЬ ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГИ.
Фотопрогулка по пр. Стачек и Петергофскому шоссе в 8-и частях.

 

 

 

Часть 6: Лигово (Урицк).

    За проспектом Маршала Жукова (до 1976 г. - Таллинское шоссе) начинается территория Лигова, относящаяся к Красносельскому району города.
    Деревня "на усть Лиги до моря", будущее Лигово, упоминается в писцовых книгах Водской пятины Великого Новгорода 1500 года - 11 дворов и населением в 15 человек. Деревня под названием Лийханкюлля, или Лихала, показана и на шведских картах XVII века.
    В 1714 - 1715 годах Лигово несколько раз посетил Петр I, основавший здесь царское имение. В эти годы речка Лиговка была перегорожена плотиной, на которой возвели мучную мельницу. В петровское время вместо одного поселения их стало три. Специального дома для остановок императорских особ, вероятно, не существовало. Имение использовалось в основном в хозяйственных целях: действовала мельница, были большие фруктовые сады.
    Судьба Лигова изменилась в 1765 году, когда указом Екатерины II оно было пожаловано Григорию Григорьевичу Орлову. Кроме деревни Лиги со 134 душами крестьян он получил в составе имения деревню Новую с 45 душами на восточном берегу одноименной речки (между нынешними проспектом Ветеранов и улицей Стойкости). Каким было орловское Лигово видно из подробного плана 1777 года: на западном берегу пруда, южнее плотины, находились мыза с пристанью и хозяйственные постройки. Господский дом, где Орлов принимал Екатерину, располагался на противоположном берегу. Это был симметричный комплекс из небольшого главного здания и двух протяженных флигелей по бокам. Орлов проводил в своем имении опыты по земледелию и выведению новых сортов растений.
    После смерти Орлова в 1783 году имение перешло в руки его побочной дочери Наталии Алексеевой и её супруга графа Ф. Ф. Буксгевдена, бывшего адъютанта Орлова. В 1780 - 1790 годах неподалеку от прежней мызы он построил каменный господский дом, а вокруг разбил английский сад. Двухэтажное, прямоугольное в плане здание, увенчанное бельведером, находилось у трассы нынешней аллеи Славы, против центра здания детской больницы № 1.
    Своей длинной стороной дом был обращен к озеру. На каждом фасаде имелись четырехколонные портики ионического ордера, над окнами второго этажа в нишах были установлены барельефы. Главным парадным помещением являлся овальный зал, перекрытый необычным, вытянутым куполом бельведера и окруженный пилястрами коринфского ордера. В 1831 - 1832 годах центральную часть имения пересекло новое шоссе между Пулковом и Петергофской дорогой, которое прошло по плотине пруда. В 1840 году имение купил генерал-майор граф Григорий Григорьевич Кушелев. В это время имение включало 7 деревень: Лигово, Новую, Ново-Койрово, Сосновку, Ново-Паново, Старо-Паново и Ивановскую с 347 душами крестьян. Кушелев задался целью превратить имение в образцовое в хозяйственном отношении и достиг её с помощью управляющего, шотландца Маклотлина. В Лигове даже производились опыты по проращиванию пшеницы, найденной в древнеегипетских захоронениях в Фивах.
    В 1851 - 1852 годах А. И. Штакеншнейдер составил проект перестройки загородного дома в Лигове. Кроме того, в садах Лигова по его проекту были возведены два грота. Судя по стилю, Штакеншнейдеру принадлежал и проект каменной террасы с чугунной решеткой и вазами на пруду перед главным домом.
    В 1879 году владельцем Лигова стал купец П. Г. Куриков, а вслед за ним инженер К. М. Полежаев, у которого Лигово наследовал его сын Б. К. Полежаев. По имени последних владельцев сады Лигова и лес на присоединенной к нему с запада даче стали называться Полежаевским парком. Это название сохраняется и сегодня. После 1917 года парк и постройки Лигова пришли в полное запустение, оставаясь при этом любимым местом отдыха ленинградцев, которые приезжали сюда с самоварами и корзинами пирогов на воскресные пикники. В начале 1930-х годов по проекту С. Е. Бровцева было построено пять больших жилых домов в северо-западной части парка, так называемый посёлок Клиново. Сад и дворец предполагалось сохранить, однако зимой 1932 - 1933 года последний был разобран на кирпичи. Был утрачен и "малый" дом на восточном берегу пруда. Сохранялись "дом на стрелке", мельница, дворцовые флигели. На базе деревни был образован молочно-огородный совхоз "Лигово". Последний удар по парку нанесла война. В сентябре 1941 года немецкие части вышли здесь к берегу залива, и все годы блокады через Лигово проходила линия обороны. Территория имения была изрыта снарядами, парк и постройки, в том числе клиновские дома и деревня Лигово, полностью уничтожены, через взорванную плотину ушла вода из пруда. Все послевоенные проекты использования этих земель реализованы не были, поэтому исторический ландшафт центральной части Лигова, к которому с востока подступили многоэтажные жилые кварталы, а с запада - больничный комплекс, сохраняется до настоящего времени.

Территория Полежаевского парка. Фото 2 августа 2003 г.

    Начнем прогулку по современному Лигову от развилки шоссе и проспекта Маршала Жукова. Здесь начинается Петергофское шоссе. Четная его сторона представляет неосвоенные земли, как выше сказано, зарезервированные для воссоздания обширного Полежаевского парка в пойме речки Дудергофки (Лиговки). В результате проводимых в восточной части этого участка в 1992 году археологических раскопок были выявлены фундаменты усадьбы, выделенной из царского имения в 1719 году, принадлежавшей в XIX веке вначале В. А. Пашкову, а затем М. П. Позину. До войны от неё сохранялись лишь флигели. До сих пор сохранился пруд имения, соединенный ныне с Дудергофским каналом-коллектором.
    В 1970-х годах при возведении жилого района Юго-Запад между нечетной стороной шоссе и побережьем Финского залива на намывных землях, участок протекавшей по этой территории речки Дудергофки (Лиговки) был засыпан, и вместо него вдоль четной стороны шоссе прорыт Дудергофский канал, вобравший в себя в своем течении воды многочисленных речек.

Дудергофский канал. Фото 17 июля 2003 г.

    Его гранитные мостики и спуски к воде среди неблагоустроенных берегов и поросшей дикими зарослями местности - единственные украшения этого участка шоссе.

Дудергофский канал. Мост-плотина. Фото 17 июля 2003 г.

Дудергофский канал. Впадение речки Дудергофки. Фото 17 июля 2003 г.

    Остаётся надеяться, что в недалеком будущем на эти места обратят внимание городские садово-парковые службы. Гуляя в Полежаевском парке по пойме Лиговки, можно обнаружить остатки плотины и цокольную часть мельницы. Хочется верить, что когда-нибудь будет восстановлен пруд, воссоздан дворец и другие сооружения замечательного ансамбля.
    Ближе к улице Партизана Германа берега канала приобретают более цивилизованный вид. Зелеными газонами оформлены его откосы. Вдоль русла и в прилегающих кварталах Лигова, Ульянки установлены памятные знаки в память о гремевших в этих местах боях Великой Отечественной. Стоит отметить:
обелиск на месте бывшего воинского кладбища на проспекте Ветеранов у кинотеатра "Рубеж", сооруженный в 1946 - 1947 годах;

Просп. Ветеранов. Мемориал на воинском кладбище у кинотеатра "Рубеж". Фото 3 июля 2005 г.
НОВОЕ

стелу у железнодорожной платформы Дачное и комплекс воинского мемориального кладбища (1955, архитекторы Г.И. Иванов, Я.Е. Москаленко);
обелиск у станции Лигово (1944 г., архитекторы К.Л. Иогансен, В.А. Петров; в 1983 - 1984 гг. проведена реконструкция мемориальной зоны, архитекторы А.И. Алымов, Л.Б. Дмитриев, скульптор Г.Д. Ястребенецкий; бетонный обелиск заменён гранитным);

Лигово. Обелиск у путепровода вблизи железнодорожной станции. Фото 23 июля 2003 г.

и комплекс "Аллея Славы", расположенный на трассе нашего путешествия, состоящий из собственно аллеи из 900 берез, проходящей по линии обороны до пересечения проспекта Маршала Жукова и улицы Стойкости,

Лигово. Аллея Славы на территории Полежаевского парка. Фото 2 августа 2003 г.

Лигово. Аллея Славы в районе просп. Ветеранов и Авангардной улицы. Фото 23 июля 2003 г.

Лигово. Аллея Славы. Монумент на просп. Маршала Жукова (в створе ул. Стойкости). Фото 23 июля 2003 г.

памятника-стелы с якорем у подножия (1968 г., арх. А. И. Экснер, А. Н. Колодин, Ю. С. Жмаев)

Лигово. Аллея Славы. Монумент "Якорь" на Петергофском шоссе. Фото 2 августа 2003 г.

и расположенного под углом к шоссе легкого воздушного пешеходного мостика, перекинутого здесь через излучину канала. Мост оформлен парными возвышающимися стелами, поддерживающими тросы, расположенными с одной стороны канала.

Лигово. Аллея Славы. Мостик через Дудергофский канал. Фото 2 августа 2003 г.

    Здесь к западу от имения Лигово в XVIII веке располагалась дача обер-гофмейстера двора Екатерины I В. Д. Олсуфьева, владельцами которой были позже английский купец Рекс, построивший здесь трехэтажный господский дом, сохранявшийся до 1930-х годов, сенатор, писатель и государственный деятель, один из помощников Александра I в вопросах улучшения крестьянского быта Осип Козодавлев, княгиня А. М. Щербатова. В 1830 - 1860 гг. ею владела Е. С. Бутурлина, супруга генерал-лейтенанта, а в 1870-х годах усадьба была приобретена С. А. Куном и названа им "Фаворите". В 1899 году имение было приобретено группой землевладельцев для устройства дачного поселка Лигово - Новые Места. Историческое ядро усадьбы до революции принадлежало одному из лиговских землевладельцев Дернову. Старый усадебный дом Олсуфьева - Дернова сохранялся до Великой Отечественной войны. В 1930-х годах в здании размещалась больница. Ныне по его фундаментам прошла Авангардная улица.
    Следующая дача с 1732 года принадлежала сыну сенатора Б. А. Куракина - камергеру князю Александру Борисовичу Куракину. В 1745 году в усадьбе был возведен новый господский дом. В 1780-х годах дача перешла в руки английского купца Мейбоума, а в 1838 году её владелицей стала купчиха Лапотникова, потомкам которой дача принадлежала до конца XIX столетия. В 1899 году дача, как и соседнее имение Куна, была продана, и на ее территории возник дачный поселок Лигово.
    Начало поселку Лигово (Новые Места) было положено приобретением в феврале 1899 года имений Куна и Лапотниковой землевладельцами Дерновыми, Сегалем, Матвеевым, Степановым, Васильевым и Беляевым. Территория, простиравшаяся до линии железной дороги, была разделена прямоугольной сеткой улиц и переулков, названных по их фамилиям. К середине 1910-х годов практически все кварталы были застроены, причем не только дачами, но и коттеджами для постоянного проживания. Около 1910 года поселок был распространен на запад, заняв земли бывшей деревни Егоровки из состава имения П. И. Шувалова "Маврино". Осевая просека этого имения была превращена в улицу, названную Раевской и продлена до шоссе. Сама усадьба располагалась на месте схождения нынешних корпусов 1 и 2 дома 6 по улице Добровольцев. Возможно, автором проекта дворца в "Маврине" был А. Ф. Кокоринов.
    В целом поселок простирался от Полежаевского парка на востоке и почти до речки Ивановке на западе. Кроме жилых домов поселок включал множество общественных построек. В основном они были сосредоточены в его центральной части и в районе железнодорожной станции Лигово. Рядом с ней находились театр, дом Общества взаимного кредита, женская гимназия, почтово-телеграфная контора, библиотека. По Беляеву переулку располагались рынок, начальное училище и кинематограф, по Васильеву - католический костёл и лютеранская кирха, по Егоровскому - православная церковь и пожарное депо. Имелись также земская школа, спортивный клуб, бани, телефонная станция. Улицы были освещены и замощены. С архитектурной точки зрения наибольший интерес представляли церковь Преображения с высокими шатрами колокольни и центральной главы, готическая кирха, также с шатровой колокольней, здание кинематографа в стиле модерн, некоторые коттеджи - асимметричные, с башенками, бельведерами и верандами.
    В 1918 году поселок преобразовали в город Урицк, а его улицы назвали именами классиков марксизма-ленинизма. Захваченный немецкими войсками в 1941 году, он был практически полностью уничтожен.
    После войны Урицк предполагалось застроить кварталами 2 - 3-этажных домов с большими озелененными дворами, что продолжило бы архитектурную традицию существовавшего здесь "города-сада". Несколько таких домов было возведено по проекту А. А. Оля в районе железнодорожной станции на углу улицы Партизана Германа и проспекта Народного Ополчения.

Лигово. Железнодорожная станция и послевоенные домики вблизи неё. Фото 23 июля 2003 г.

    Однако массовая застройка территории Урицка была осуществлена в 1970-х годах. Типовые многоэтажные здания не хранят никаких воспоминаний о старом Лигове.

Лигово. Проспект Ветеранов. Фото 3 июля 2005 г.
НОВОЕ

    Следует отметить, что современная застройка не вышла северной своей частью к самому шоссе, сохранив вдоль него зеленое пространство.

Лигово. Вид с ул. Чекистов на Петергофское шоссе. Фото 2 августа 2003 г.

    Обращает на себя внимание высокое здание администрации Красносельского района, сооруженное в 1981 году по проекту Е. М. Полторацкого и Т. И. Седова на нижней террасе, на месте шуваловских прудов.


Петергофское шоссе. Вид на здание Администрации
Красносельского района.
Фото 3 июля 2005 г.
НОВОЕ

Здание Администрации Красносельского района
со стороны ул. Партизана Германа.
Фото 3 июля 2005 г.
НОВОЕ

    Перед зданием Дудергофский канал значительно расширяется, образуя довольно живописный бассейн, украшенный гранитными спусками к воде и стенками набережных.

Дудергофский канал. Бассейн перед зданием администрации Красносельского района. Фото 2 августа 2003 г.

    За этим бассейном канал вбирает в себя воды небольшой речки Ивановки, служащей границей микрорайонов Лигово и Сосновая Поляна. Через несколько сот метров канал поворачивает вправо, унося воды впадающих в него речек в Финский залив.
    В месте поворота канала через Петергофское шоссе перекинуты два одинаковых моста - по основной трассе шоссе и его северному проезду.

Петергофское шоссе. Мосты через Дудергофский канал. Фото 24 июня 2003 г.

    Речка Ивановка хранит в своем названии память об имении Ивановское, принадлежавшем царице Прасковье Федоровне, урожденной Салтыковой, вдове царя Иоанна Алексеевича, матери императрицы Анны Иоанновны. Имение, располагавшееся на западном берегу речки Хабы, она назвала так в честь покойного супруга. И сама речка одновременно получила новое имя. Кроме того, Ивановской была названа новая деревня, устроенная выше по течению реки, в километре от усадьбы, где поселили русских крестьян.

Речка Ивановка. Фото 2 августа 2003 г.

    Деревянный Ивановский дворец по меркам петровского времени был большим. На дошедших до нас чертежах изображено двухэтажное здание с одноэтажными боковыми частями, вытянутое вдоль бровки террасы, колонны несли балкон во всю ширину 2-го этажа. Дом стоял на обнесенной балюстрадой террасе, с обеих сторон которой возвышались восьмигранные двухъярусные беседки - люстгаузы. Рядом находились большой фруктовый сад и скотный двор. В русле реки с помощью плотины был образован пруд, на котором впоследствии устроили мельницу. В 1723 году Прасковья Федоровна скончалась, а в 1733 - дача была отписана в дворцовое ведомство.
    В 1738 году обветшавший дворец был разобран и возведен вновь под смотрением архитектора И. Я. Бланка. В 1765 году вместе с лиговскими землями Екатерина II подарила Ивановскую мызу Г. Г. Орлову. Ивановское оставалось в составе лиговских земель и при их следующих владельцах - Буксгевденах и Кушелевых, однако от него были отмежеваны дачи для немецких колонистов. Это селение располагалось на кромке террасы, на восточном берегу Ивановки, у нынешних домов 4 и 6 по улице Добровольцев. Постоялые дворы располагались к северу от шоссе. Колония получила название Буксгевденской.
    В 1860-х годах к северу от деревни Ивановской появилось еще одно селение. Деревни стали называться Старо-Ивановской и Ново-Ивановской. Обе они лежали на проходящей по западному берегу реки Ивановской дороге, нынешней улице Здоровцева. Первая из них в районе проспекта Ветеранов, простираясь до дома № 129, на месте второй сейчас стоят точечные дома № 10, 12 и 14 по улице Здоровцева.

Речка Ивановка. Здесь стояла деревня Ново-Ивановская. Фото 2 августа 2003 г.

Просп. Ветеранов. Сквер и пруд на территории бывш. деревни Старо-Ивановская. Фото 2 августа 2003 г.

    Береговую полосу Маврина, дач колонистов и Ивановского имения занимает сейчас Южно-Приморский парк имени Ленина.

 

 


А. Разумов, 2004 г., фото автора (2001-2004 гг.)
При написании комментариев использованы книга С. Б. Горбатенко "Петергофская Дорога. Историко-архитектурный путеводитель." и сборник "Зодчие Санкт-Петербурга ХХ века" (под ред. В.Г. Исаченко).

 

 

Наш Питер. Рейтинг сайтов. Rambler's Top100
TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Рейтинг@Mail.ru

Используются технологии uCoz